Дело № 2-1644/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Орёл
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Пафененко Е.В.,
помощник судьи Матюхин А.А.
с участием истца Коровина А.Я., представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по доверенностям Шилкиной О.М., Билиходзе А.А., Луканкиной Л.Н., представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно – счетной палаты города Орла по доверенностям Кирявиной Н.А., Филипповой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Коровина ФИО13 к администрации г. Орла о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выплате премии, взыскании компенсации морального вреда и компенсации за задержку причитающихся выплат,
установил:
Коровин А.Я обратился в суд с иском к администрации г. Орла, управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выплате премии, взыскании компенсации морального вреда и компенсации за задержку причитающихся выплат.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании контракта между ним и администрацией г. Орла занимает должность генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» (далее – МУП «ТТП»). Из контракта следует, что оплата труда истца состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Премирование осуществляется по итогам работы за квартал.
В апреле 2019 г. администрация МУП «ТТП» направила на утверждение начальнику управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла справку о выполнении показателей премирования и расчет размера премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. В июле 2019 г. такие же документы направлены за первый квартал 2019 г. Однако требования о принятии решения по выплате премии за четвертый квартал 2018 г. и 1 квартал 2019 г. не исполнено до настоящего времени.
Учитывая изложенное, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орла по не утверждению решения и не изданию распоряжения о выплате истцу премии за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г. и обязать администрацию г. Орла принять меры по изданию распоряжений о выплате истцу премии за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г., а также взыскать с администрации г. Орла моральный вред в размере 500000 руб.
В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнил исковые требования. В окончательной редакции просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Орла по не утверждению решения и не изданию распоряжения о выплате истцу премии за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г. и обязать администрацию г. Орла принять меры по изданию распоряжений о выплате истцу премии за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г., взыскать с администрации г. Орла в пользу истца проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 3250 руб.; взыскать с администрации г. Орла в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
Определением суда по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Контрольно – счетная палата города Орла.
Истец Коровин А.Я. в судебном заседании поддержал заявленные уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к исковому заявлению.
Представитель ответчика администрации г. Орла и третьего лица управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла по доверенностям Супонев А.А., в судебное заседание явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие, в возражениях на иск, исковые требования Коровина А.Я. полагал не подлежащими удовлетворению.
Представители третьего лица по доверенностям Контрольно – счетной палаты города Орла Кирявина Н.А. и Филиппова И.Н., возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представители третьего лица МУП «ТТП» по доверенностям Шилкина О.М. Билиходзе А.А. и Луканкина Л.Н. считали заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГ занимал должность генерального директора МУП «ТТП», что подтверждается контрактом с руководителем МУП «ТТП», заключенным между администрацией г. Орла в лице мэра г. Орла и истцом.
Согласно пункту 4.2 указанного контракта оплата труда истца состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты его финансово хозяйственной деятельности. При этом премирование истца производится в соответствии с разделом V Положения о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от 23.04.2002 г. № 1104, по итогам работы за квартал.
Пунктом 4.5 контракта предусмотрено, что заработная плата и вознаграждение руководителю выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам предприятия.
Дополнительным соглашением к контракту, вступившим в силу с 10.11.2005 пункт 4.5 контракта изложен в новой редакции: заработная плата и премия руководителю выплачивается одновременно с выплатой заработной платы всем работникам предприятия. В случае наличия на предприятии просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, признаков банкротства вознаграждение руководителю не выплачивается, за исключением случаев, когда причиной такового является недофинансирование или невыплата установленной дотации предприятию из городского бюджета.
Из пункта 1.4 Положения о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от 23.04.2002 г. № 1104 (далее – Положение), следует, что в основу определения размера оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий заложен принцип постоянной и переменной величин: должностной оклад и вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Порядок премирования руководителей муниципальных предприятий за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ и услуг, и которые по объективным причинам не имеют прибыли и дотируются из городского бюджета в связи с централизованным регулированием цен (тарифов) на их продукцию, работу и услуги предусмотрен разделом V Положения.
В частности пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что премирование руководителей предприятий в сфере транспорта за выполнение показателей работы предприятия производятся в следующем размере:
- за выполнение плана выпуска – до 20 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана регулярности движения – до 25 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана капитального ремонта - до 15 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за выполнение плана машино-часов в работе - до 15 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время;
- за снижение затрат на 1 рубль доходов по сравнению к предыдущему периоду (нарастающим итогом) с перерасчетом, учитывая индекс инфляции и централизованное изменение тарифов - до 25 процентов премии от заработной платы (оклада) за отработанное время.
В силу пункта 5.3 Положения премирование производится раздельно за каждый из показателей. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В пункте 5.4 Положения предусмотрено, что премирование руководителей производится поквартально. Оценка выполнения установленных показателей премирования ведется нарастающим итогом с начала года и по отношению к предыдущему кварталу. Размер премии не может превышать 100% от должностных окладов, выплаченных руководителю за отчетный квартал, с учетом фактически отработанного времени.
Согласно пунктам 5.6 и 5.9 Положения решение о выплате премии утверждается заместителем мэра г. Орла курирующим данную отрасль, на основании расчета предприятия, представленного курирующим управлением, комитетом по форме о выполнении показателей премирования, и завизированного курирующим отрасль управлением, комитетом администрации города, должностными лицами предприятия (руководитель, гл. бухгалтер).
Начисленная руководителю премия выплачивается одновременно с выплатой премий основному составу работников предприятия.
В силу п. 5.8 Положения премия может быть снижена за невыполнение условий контракта, уменьшения стоимости основных фондов, собственных оборотных средств, нарушения действующего законодательства, требований охраны труда и безопасности, наличие обоснованных жалоб на предоставляемые услуги, несвоевременное предоставление бухгалтерской и статистической отчетности и т.п. Снижение премии производится за тот период, в котором было допущено или выявлено данное нарушение. Общий размер снижения не может превышать 50%, за исключением случаев увольнения руководителя по инициативе администрации города в соответствии с Трудовым кодексом РФ, когда депремирование осуществляется на 100%.
Из материалов дела следует, что в апреле 2019 г. директор по экономике МУП «ТПП» направила начальнику Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла на утверждение справку о выполнении показателей премирования и расчет размера премирования истца по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. В августе 2019 г. такая же справка была направлена за первый квартал 2019 г.
Положение о порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Орла (далее Положение об оплате), утвержденное постановлением администрации г. Орла от 23.04.2002 г. № 1104 утратило силу с 06.10.2018 года в связи с изданием Постановления Администрации города Орла от 18.01.2019 № 67.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 44/0788-ГС принято Положении об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Орла (далее Положение об оплате труда).
Согласно пункту 4.1 Положения об оплате труда размер ежеквартальной премии за положительный финансовый результат рассчитывается путем умножения норматива премирования в соответствии с таблицей 2 на величину части чистой прибыли, перечисленной за отчетный квартал в бюджет Муниципального образования «Город Орел» в соответствии с Положением «О порядке определения и перечисления в бюджет города Орла части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий», утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 № 28/0515-ГС.
Пунктом 4.3 Положения об оплате предусмотрено, что основанием для выплаты премий руководителю является письменное распоряжение администрации города Орла, издаваемое на основании протокола заседания балансовой комиссии администрации города Орла, проводимой по итогам отчетного финансового квартала или года.
В силу положений пункта 4.5 Положения об оплате премии руководителю предприятия не выплачиваются или их размер уменьшается (о чем издается соответствующее распоряжение администрации города Орла) при возникновении в период его руководства обстоятельств, в том числе наличие у предприятия признаков банкротства, просроченной задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Невыплата премии руководителю предприятия или уменьшение ее размера не может рассматриваться в качестве меры дисциплинарного взыскания.
Решение о размере премии руководителю предприятия либо решение не выплачивать премию принимаются отраслевой балансовой комиссией, закрепляются в протоколе ее заседания, на основании которого издается распоряжение администрации города Орла.
Авансовые выплаты премий руководителю предприятия не допускаются (пункт 4.6 Положения об оплате).
Судом установлено, что Коровину А.Я. по итогам работы за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г. авансом выплачена премия в размере 50% от максимального возможного размера премии, предусмотренного пунктом 5.1 Положения.
11.04.2019 между Коровин А.Я. и администрацией г. Орла в лице Главы администрации города Орла Муромским А.С. подписано соглашение к контракту, в соответствии с которым пункт 4.2 разложен в новой редакции: оплата труда руководителя состоит из ежемесячного должностного оклада, ежеквартальной премии за достижение ключевых показателей эффективности, единовременных выплат и материальной помощи. Премирование руководителя предприятия производится в соответствии с разделом 4 Положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Орла, принятым Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 44/0788-ГС.
30.07.2019 Коровин А.Я. обратился с претензией в адрес администрации г. Орла, Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, в которой просил до 01 августа 2019 г. утвердить расчет размера премирования по итогам финансово – хозяйственной деятельности за 4 квартал 2018 г. и 1 квартал 2019 г.
02.08.2019 в адрес Коровина А.Я. начальником Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла Решетовой Т.В. направлен письменный ответ на указанную претензию, где истцу разъяснено, что на основании пунктов 4.8 Положения и 4.5 трудового договора с Коровиным А.Я. в условиях наличия на предприятии просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетынми фондами, признаков банкротства вознаграждение руководителю не выплачивается.
Поскольку истцу так и не выплачено премирование за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г., истец обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что выплата истцу вознаграждения за результаты финансово – хозяйственной деятельности имеет обязательный характер при условии достижения предприятием показателей экономической эффективности.
Судом установлено, что ответчиком решение по вопросу премирования Коровина А.Я. за период четвертый в установленном порядке должностными лицами не принято.
Поскольку дополнительное соглашение к трудовому договору в связи введением новой системы оплаты подписано между сторонами 11.04.2019 премирование Коровина А.Я. за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г. должно осуществляться на основании пункта 5.6 Положения, в соответствии с которым решение о выплате премии утверждается заместителем мэра г. Орла, курирующим данную отрасль, на основании расчета предприятия, представленного курирующим управлением, комитетом по форме о выполнении показателей премирования, и завизированного курирующим отрасль управлением, комитетом администрации города, должностными лицами предприятия (руководитель, гл. бухгалтер).
При этом суд учитывает, что принятие решения о выплате или невыплате премии, установление размера премии относится к исключительной компетенции работодателя.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что в случае если уполномоченный орган придет к выводу о том, что отсутствуют основания для премирования, распоряжение не издается, являются несостоятельными, поскольку выплата премии в данном случае является составной частью заработной платы, предусмотренной системой оплаты труда, а не дополнительной трудовой гарантией, в связи с чем не может применяться работодателем самостоятельно, а является его безусловной обязанностью.
Таким образом, письменный ответ начальника Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла Решетовой Т.В., направленный в адрес Коровина А.Я. также не может служить доказательством утверждения решения о полном депремировании истца за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г.
Помимо того, как следует, из исследованных в судебном заседании протоколов заседания отраслевой балансовой комиссии по итогам работы МУП «ТПП» за четвертый квартал 2018 г. и первый квартал 2019 г. вопросы премирования руководителя организации, как того требует новое Положение об оплате труда не обсуждались.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации г. Орла по непринятию решения по вопросу премирования Коровина ФИО14 как генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2019 г. и за первый квартал 2019 г. является незаконным, и возложении обязанности на ответчика предпринять меры к принятию решения по вопросу премирования Коровина ФИО15 как генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. и за первый квартал 2019 г. в течение месяца со дня вступления в законную решения силу.
Поскольку решение о выплате премии Коровину А.Я. в установленном порядке не принято, то отсутствуют правовые основания для применения статьи 236 ТК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении иска в указанной части.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 63 Постановления от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
При этом размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая изложенные нормы и разъяснения, а также принимая во внимание выявленные судом нарушения трудовых прав истца, суд считает требования истца о компенсации морального вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению. Между тем с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика администрации г. Орла, суд считает необходимым снизить заявленную компенсацию морального вреда до 10000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ в резолютивной части решения суда среди прочего должно содержаться указание на распределение судебных расходов.
В силу части 1 статьи 88 ГПК РФ в состав судебных расходов входит в том числе государственная пошлина.
Истец при подаче иска государственную пошлину не уплачивал, поскольку освобожден от ее уплаты в силу статьи 393 ТК РФ.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Между тем в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В связи с этим государственная пошлина по рассмотренному делу не подлежит взысканию ни со стороны истца, ни со стороны ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Коровина ФИО16 к администрации г. Орла, управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о защите трудовых прав удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Орла по непринятию решения о выплате Коровину ФИО17 как генеральному директору муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» премии по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. и за первый квартал 2019 г.
Обязать администрацию г. Орла предпринять меры к принятию решения по вопросу премирования Коровина ФИО18 как генерального директора муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за четвертый квартал 2018 г. и за первый квартал 2019 г.
Взыскать с администрации г. Орла в пользу Коровина ФИО19 компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Коровина ФИО20 отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Е.Е. Бардина
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2019 г.