Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2020 г.
Дело № 2-1001/2020
УИД 83RS0001-01-2020-001450-87
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 30 октября 2020 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при помощнике судьи Лентьевой Л.Н.,
с участием представителя истца Корж В.Г.,
представителя ответчика Агапитовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одеговой Елены Владимировны к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Одегова Е.В. обратилась в суд с иском к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда
Требования мотивирует тем, что проходит государственную гражданскую службу в должности начальника организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа с 27.02.2017. Распоряжением ответчика от 15 июня 2020 г. к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее несвоевременное согласование штатного расписания Департамента на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа. Полагает распоряжение незаконным, указывая, что распоряжение не содержит в себе сведений о конкретных служебных обязанностях, не указаны пункты должностного регламента, нарушение которых повлекло применение дисциплинарного взыскания. Уведомление о даче объяснений и распоряжение содержат разные основания. Также указывает, что нормами права срок согласования штатного расписания не установлен. Кроме того, на момент утверждения штатного расписания она находилась в отпуске. Кроме того указывает, что трудовым договором не установлена ее обязанность по подготовке и передаче штатного расписания для согласования, у ответчика отсутствует порядок согласования штатного расписания. Также полагает, что ответчику было известно о предполагаемом нарушении 1 января 2020 г. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, который оценивает в размере 5000 рублей.
Просит признать распоряжение от 15 июня 2020 г. №2465-лс незаконным, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Его представитель в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, полагая наложение дисциплинарного взыскания законным. Указывает, что порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания является то, что она не организовала надлежащим образом исполнение гражданскими служащими управления должностных обязанностей, что повлекло несвоевременное согласование штатного расписания Департамента руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа. Указывает, что нормы права хотя и не указывают на сроки такого согласования, однако предполагают согласование до утверждения штатного расписания руководителем Департамента. Полагает, что указанная обязанность по утверждению и согласованию штатного расписания вытекает из функций организационного управления по правильному начислению заработной платы. Также ссылается на то, что каких-либо последствий для истца привлечение к дисциплинарной ответственности не повлекло, в связи с чем требования о компенсации морального вреда являются необоснованными.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу ст.56 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Статьей 57 указанного закона установлено, что За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В силу ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Порядок проведения служебной проверки предусмотрен ст.59 указанного закона.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» на работодателе лежит обязанность по доказыванию наличия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также того, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Судом установлено, что распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 №959-лс Одегова Е.В. назначена на должность государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа начальника организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа с 1 марта 2017 г.
27 февраля 2017 г. с истцом заключен служебный контракт №4/67, в соответствии с которым она обязалась исполнять должностные обязанности в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом.
Распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 г. №2197-лс в отношении истца назначена служебная проверка по факту нарушения постановления администрации НАО от 06.10.2015 № 321-п «Об утверждении порядка формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа» в связи с несвоевременной подготовкой штатного расписания Департамента на 2020 г., поступившего в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа для согласования 12 мая 2020 г.
Согласно заключению по результатам проверки от 11 июня 2020 г. в нарушение требований Постановления Администрации Ненецкого автономного округа №321-п «Об утверждении порядка формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа» штатное расписание Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа утверждено руководителем Департамента 12.05.2020, а поступило для согласования только 12 мая 2020 г.
Как отмечено в заключении, Одегова Е.В. не исполнила обязанность государственного гражданского служащего, установленные ч.1 ст.15, пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно нарушила п.3 Постановления №321-п, не осуществила надлежащее руководство деятельностью управления, не организовала надлежащим образом исполнение гражданскими служащими управления должностных обязанностей (подп.1, 2 п.13 Должностного регламента).
Распоряжением ответчика от 15 июня 2020 г. №2465-лс за ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащей организации исполнения государственными служащими организационного управления должностных обязанностей, повлекшей несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа к Одеговой Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В силу п.5 Постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 13.05.2015 №42-пг «О делегировании полномочий представителя нанимателя» на Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа возложены функции единой кадровой службы органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа в части оформления решений представителя нанимателя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что служебная проверка проведена в установленные законом сроки и с соблюдением порядка ее проведения, а оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным на то лицом.
С учетом изложенного Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа является надлежащим ответчиком по спору.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что штатное расписание Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа утверждено руководителем Департамента 30 декабря 2020 г., и поступило для согласования в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа 12 мая 2020 г.
Порядок формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа утвержден Постановлением администрации НАО от 06.10.2015 № 321-п.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что штатная численность органов исполнительной власти округа утверждается руководителями этих органов в форме штатного расписания по согласованию с руководителем органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в сфере управления государственной гражданской службой Ненецкого автономного округа, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с законом Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, ни указанный порядок, ни другие нормы права не содержат в себе указания на сроки его утверждения и согласования.
При таких обстоятельствах, вменение истцу ненадлежащей организации исполнения государственными служащими организационного управления должностных обязанностей, повлекшей несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п.8 Положения об организационном управлении Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа к задачам Управления относится реализация полномочий в бюджетной сфере, сфере финансов, правового обеспечения, делопроизводства и информатизации Департамента в области здравоохранения, труда и социальной защиты населения на территории Ненецкого автономного округа, в том числе, ведение кадровой работы государственных служащих Департамента, работников, замещающих в Департамента должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы, руководителей подведомственных учреждений, предприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ненецкого автономного округа, осуществление начисления и выплаты денежного содержания, своевременного проведения расчетов с государственными гражданскими служащими и работниками Департамента.
При этом в рамках кадрового обеспечения отдел выполняет функции по формированию и ведению личных дел руководителей подведомственных учреждений и предприятий, а также другой кадровой документации; осуществляет контроль за соблюдением исполнительской дисциплины, правил делопроизводства; своевременно оформляет прием, перевод и увольнение руководителей подведомственных учреждений, подготовку материалов для представления работников департамента, подведомственных учреждений к поощрениям и награждениям; готовит распоряжения Департамента по отпускам, командировкам, административно-хозяйственной деятельности по руководителям подведомственных учреждений; формирует годовые (квартальные) планы работы Департамента и годовой (квартальный) отчет о проделанной работе в рамках компетенции отдела; организует предоставление руководителями подведомственных учреждений сведений о доходах и обязательствах имущественного характера (п.9 Порядка).
В силу п.19 Порядка руководство Управлением осуществляет начальник Управления, который: осуществляет руководство деятельностью управления, несет ответственность за осуществление возложенных на отдел задач и функций; дает поручения и распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими Управления, контролирует их исполнение; согласовывает проекты актов Департамента, а также финансовые документы, проекты распоряжений, приказов; вносит предложения руководителю департамента по подбору и расстановке кадров, назначению на должность, освобождению от должности, поощрению и дисциплинарному взысканию. Переподготовке, повышению квалификации государственных гражданских служащих, иные предложения по оптимизации и совершенствованию работы Управления; участвует в осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональном использовании бюджетных средств, а также осуществляет иные полномочия (п.25).
Согласно должностному регламенту начальника организационного управления Департамента здравоохранения труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в должностные обязанности истца входит, в том числе, исполнение поручений вышестоящих руководителей, данных в пределах их полномочий (п.10).
Пунктом 13 должностного регламента установлено, что начальник управления: осуществляет руководство деятельностью управления; распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими; планирует в течение служебного времени организации деятельность управления; дает гражданским служащим обязательные для исполнения указания по вопросам, отнесенным к компетенции управления, в пределах их должностных обязанностей; организует исполнение государственными гражданскими служащими управления должностных обязанностей, осуществляет контроль за исполнением ими заданий и поручений; в рамках компетенции управления обеспечивает подготовку и согласование проектов нормативно-правовых актов; в установленном порядке вносит предложения по структуре и штатной численности управления.
Таким образом, обязанность по направлению для согласования штатного расписания руководителю Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа указанными нормами ни на организационное управление Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, ни на руководителя Управления не возлагается.
Доказательств поручения такой работы как Управлению, так и истцу в материалы дела не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что указанная обязанность вытекает из функций управления по осуществлению содержания департамента, начисления и выплате содержания сотрудникам являются несостоятельными, поскольку не свидетельствуют об обязанности Управления либо истца подготавливать штатное расписание для его утверждения и направления его для согласования.
Положением об Управлении, должностным регламентом истца установлено лишь полномочие вносить предложения руководителю Департамента по подбору и расстановке кадров, что не идентично обязанности по разработке штатного расписания и надлежащему его согласованию.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сроки утверждения штатного расписания и его согласования действующими нормами права не предусмотрены, обязанность по направлению для согласования штатного расписания на Управление, а также его руководителя не возложена, доказательств поручения такой работы в материалы дела не представлено, состав дисциплинарной ответственности отсутствует, а привлечение Одеговой Е.В. к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую организацию исполнения государственными служащими организационного управления должностных обязанностей, повлекшей несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа не может быть признано законным.
Иные доводы ответчика правового значения не имеют.
На основании ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая, что судом установлено нарушение прав истца, с ответчика, являющегося распорядителем бюджетных средств, подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, что по мнению суда отвечает принципам справедливости и разумности, характеру нарушенного права.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Одеговой Елены Владимировны к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать распоряжение Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 г. №2465-лс «О дисциплинарном взыскании» - незаконным.
Взыскать с Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа в пользу Одеговой Елены Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей (Пять тысяч рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В.Распопин