РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2017 года г.Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Большовой Е.В.,
при секретаре Светличной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-510/2017 по Меркулова А.В. о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Меркулов А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке бесплатной приватизации, мотивировав тем, что спорная квартира по ордеру № от 18.11.1993 и по договору социального найма от 25.01.1994 была передана его матери ФИО 1, которая умерла 25.11.2002. Он, как член основного нанимателя с 19.04.1994 был зарегистрирован по вышеуказанному адресу. В данной квартире также зарегистрирован его отец Меркулов В.И., который устно дал свое согласие на единоличное приватизирование Меркуловым А.В. квартиры, ввиду того, что он 05.08.1994 реализовал свое право на бесплатную приватизацию на жилое помещение по другому адресу, однако являться в соответствующие органы не желает, ввиду проживания в Одоевском районе Тульской области. В связи с чем просил суд признать за ним (Меркуловым А.В.) право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседание истец Меркулов А.В. и его представитель по заявлению Дунаевская И.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Тулы в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствии и вынесении решения в соответствии с нормами действующего законодательства.
Третье лицо Меркулов В.И. в судебном заседании пояснил, что согласен с заявленными требованиями Меркулова А.В., который приходится ему сыном. Действительно, он и его сын зарегистрированы по одному адресу: <адрес>. В связи с тем, что он в 1994 году реализовал свое право на приватизацию жилого имущества, то участвовать в приватизации спорной квартиры не может, поэтому дает свое согласие на приватизацию спорной квартиры своему сыну Меркулову А.В., времени для явки в соответствующие органы у него не имеется, ввиду работы и проживания в Одоевском районе Тульской области, в связи с чем просил заявленные требования Меркулова А.В. удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2; статья 35, часть 1; статья 71, пункт «ж»). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт «в», Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности.
В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который, согласно Закону Российской Федерации от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», пополнялся в том числе путем приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости.
Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определивший, как следует из его преамбулы, базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Из преамбулы Закона РФ №1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», введенного в действие с 11 июля 1991 года, следует, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Статья 1 указанного закона устанавливает, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Между тем ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно ст.11 Закона РФ №1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу пункта 2.2 Положения о порядке и условиях бесплатной передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области №360 от 13 июня 2002 года, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане обязаны предоставить справку, подтверждающую, что в период с 1 июля 1991 года по момент подачи заявления право на приватизацию жилья использовано не было.
Доказательств обратного суду не представлено.
До регистрации по указанному адресу истец Меркулов А.В. были зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими справками.
Анализируя перечисленные доказательства с учетом указанных в них периода проживания в спорной квартире истца, суд приходит к выводу, что Меркулов А.В. не участвовал в бесплатной приватизации ранее занимаемых им жилых помещений, доказательств обратного в распоряжение суда предоставлено не было.
При этом доказательств, подтверждающих, что Меркуловым А.В. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества, суду также предоставлено не было.
Согласно выписки из домовой книги в спорной квартире зарегистрированы: ФИО 1 снята с регистрационного учета 05.12.2002 по смерти; Меркулов А.В., зарегистрирован с 19.04.1994; Меркулов В.И., дата регистрации 19.04.1994.
Согласно повторного свидетельства о смерти от 12.08.2009, ФИО 1 умерла 25.11.2002.
Квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из лицевого счета.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, Меркулов А.В. имеет право на бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.8 указанного постановления Верховного суда Российской Федерации гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Из пояснений истца Меркулова А.В. и третьего лица Меркулова В.И. следует, что последний в 1994 году реализовал свое право на приватизацию жилого имущества и участвовать в приватизации спорной квартиры не может, поэтому дает свое согласие на приватизацию спорной квартиры своему сыну Меркулову А.В., времени для явки в соответствующие органы у него не имеется, ввиду работы и проживания в Одоевском районе Тульской области.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Ст. 12 ГК РФ предусмотрена возможность защиты нарушенного права путем предъявления требования о признании права.
Анализируя доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что препятствий в приватизации квартиры по адресу: г.Тула ул.Металлургов, д.98 кв.55не имеется.
Разрешая заявленное истцом требование о признании права собственности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
Согласно ст.ст. 17, 28 Федерального закона №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
В силу п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Настоящее решение суда является основанием для проведения государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: г.Тула ул.Металлургов, д.98 кв.55.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Меркулова А.В. о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Меркуловым А.В. право собственности на квартиру по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий