Дело № 2-394/2022
УИН: 66RS0028-01-2020-000217-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ирбит 06 апреля 2022 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В., при секретаре судебного заседания Петровой С.В., с участием истца Поповой Е.В., представителя ответчика Митновицкой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Поповой Е.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении в страховой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л:
Попова Е.В. обратилась с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту – Отделение ПФР) о включении в страховой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию, указав в обосновании, что решением Отделения ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № № ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – <данные изъяты>, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Полагала, что ответчиком незаконно исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку льготный характер работы не зависит в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное на ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и другое. Также не согласна с решением в части не включения периодов предоставления донорских дней в должности <данные изъяты>, поскольку ее работа была связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. С учетом уточненных требований просила включить в страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; периоды
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
признать выработку тридцатилетнего стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
В ходе судебного заседания истец Попова Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Митновицкая Н.В. просила в иске отказать, поскольку период работы в качестве медсестры палатной муниципального предприятия не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как действующими на тот период Списком должностей и учреждений, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, была определена единственная организационно-правовая форма – учреждение. Донорские дни не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, поскольку данные периоды не предусмотрены п.п.4-5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Также индивидуальные сведения за спорный период сданы работодателем без кода особых условий труда.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона (женщинам- 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30 (с 01.01.2021 при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21).
В силу части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400-ФЗ (в 2020г не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 году – не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» определено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 данной статьи закреплены гарантии лицам, начавшим трудовую деятельность на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выражающиеся в том, что эти периоды работы (деятельности) засчитываются в стаж при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшей место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч.5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Попова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Отделение ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением Отделения ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж лечебной деятельности Поповой Е.В. составил 29 лет 00 мес. 25 дней.
Обращаясь с указанным иском, Попова Е.В. просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Действовавшим в период до 1 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, как и Законом № 173-ФЗ определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, работа в которой включается в стаж на соответствующих видах работ.
Отказывая во включении указанных периодов работы ответчик исходил из того, что период работы в Муниципальном предприятии Ирбитская ЦГБ, имевшем иную организационно-правовую форму и не являвшегося учреждением, не подлежит включению в специальный стаж.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно записям в трудовой книжке Попова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>, которая в дальнейшем меняла свою организационно-правовую форму. Да настоящего времени истец работает в прежней должности (л.д.15-17).
Как следует из представленных документов, Ирбитская ЦГБ зарегистрирована в муниципальное предприятие «Ирбитская центральная городская больница» на основании Постановлением главы администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, постановлением главы администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> которое является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия, цели и задачи деятельности учреждения при этом не изменились.
Согласно Уставу МП «Ирбитская центральная городская больница», зарегистрированному постановлением главы администрации г.Ирбита № № от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности предприятия является осуществление квалифицированной медицинской помощи населению.
Сторонами не оспаривается, что в период работы предприятие Ирбитская ЦГБ являлось лечебно-профилактическим учреждением и предназначено для оказания населению специализированной и квалифицированной лечебно-профилактической помощи, в состав которого входила клиническая лаборатория.
Учитывая, что в соответствии с выданной лицензией одним из основных направлений Ирбитской ЦГБ остается выполнение лечебной деятельности, смена организационно-правовой формы не влияет на деятельность организации, суд считает «предприятие Ирбитская ЦГБ» тождественным «муниципальному учреждению «Ирбитская ЦГБ», наименование которого указано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Как усматривается из материалов дела, истец на протяжении всего периода работы в Ирбитской ЦГБ, не сменила рабочее место, условия труда при смене наименования организации не менялись, специфика ее работы остается осуществление лечебной деятельности в качестве медсестры палатной травматологического отделения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изменение наименования учреждения, в котором работает истец по настоящее время, а также смена организационно-правовой формы носила объективный характер, и не зависела от воли истца.
Более того, периоды работы предшествующие и последующие смене организационно-правовой формы были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. Фактически после смены наименования учреждения Попова Е.В. оставалась работать в прежних условиях, на своем рабочем месте, продолжая выполнять лечебную деятельностью. Данное обстоятельство, по убеждению суда, подтверждает отсутствие принципиальной разницы в наименовании лечебного учреждения, а указывают лишь на изменение организационно-правовой формы учреждения, не меняя его ведомственной подчиненности.
Таким образом, совокупность вышеназванных доказательств однозначно свидетельствует о том, что в результате реорганизации Ирбитской ЦГБ у Поповой Е.В. сохранился прежний характер ее профессиональной деятельности лаборанта клинической лаборатории, ее трудовые функции и обязанности в данном предприятии тождественны должностным функциям и обязанностям лаборанта клинико-диагностической лаборатории учреждения Ирбитская ЦГБ, работа в должности которого включена ответчиком в специальный стаж истца.
При установленных обстоятельствах, а также учитывая наименование должности медсестры палатной травматологического отделения и факта выполнения истцом лечебной деятельности в спорный период, суд приходит к выводу о доказанности выполнения истцом в спорный период работы, подлежащей включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, суд считает необходимым включить указанный период в специальный страховой стаж Поповой Е.В. в льготном исчислении.
Также суд находит неправомерным отказ Отделения ПФР в зачете в специальный стаж для назначения пенсии периоды использования истцом донорских дней.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ) руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ст. 114 КЗоТ РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26.01.2010 N 59-О-О, в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащимися в письме Пенсионного фонда РФ от 07.12.1998 N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней", работникам, являющимся донорами (ст. 114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок.
Согласно представленным приказам за период с ДД.ММ.ГГГГ Поповой Е.В. предоставлялись донорские дни с сохранением средней заработной платы (л.д.18-41).
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца о включении в специальный стаж периоды предоставления донорских дней.
Отсутствия в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица кода льготной профессии за указанные периоды не может служить основанием для ограничения права истца на социальное обеспечение.
При таких обстоятельствах, учет периода работы Поповой Е.В. по решению суда (<данные изъяты>.) с зачтенным Пенсионным органом (<данные изъяты> составит требуемый стажа - <данные изъяты> года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░:
- <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ 30-░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░.20 ░.1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08.11.2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-394/2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.