РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2016 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Петровой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-561/16 по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росрееестра по Московской области
Установил:
<данные изъяты> (далее-административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области (далее-Комиссия) в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости 127 земельных участков. принадлежащих административному истцу на праве собственности, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дачного строительства, ссылаясь на то, что 28 декабря 2015 года секретарь Комиссии уведомлением возвратила заявление административного истца с указанием на то, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков, кроме участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, оценщиком составлен на дату, не соответствующую дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земельных участков.
Ссылаясь на то, что согласно сведений, содержащихся в представленных в комиссию кадастровых паспортов в отношении каждого из земельных участков, кадастровая стоимость 125 земельных участков определена по состоянию на 10 января 2013 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на 16 апреля 2015 года, административный истец просит признать бездействия Комиссии незаконными. Также истец полагает, что секретарь Комиссии не вправе была разрешать вопрос о том, составлен ли отчет на дату, соответствующую дате, по состоянии на которую определена кадастровая стоимость земельных участков. Указанный вопрос подлежал разрешению в заседании Комиссии посредством вынесения решения.
В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить административный иск, указывая, что необоснованный отказ в рассмотрении заявления нарушает право юридического лица на исчисление размера налога на землю за период с 1 января 2015 года исходя из рыночной стоимости земельных участков.
Представитель административного ответчика Комиссии и заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области административный иск не признал, указав, что поскольку оценщиком составлен отчет на дату, не соответствующую дате, по состоянии на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, секретарь Комиссии обоснованно уведомлением возвратила заявление без рассмотрения его по существу в заседании Комиссии.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части исходя из следующего.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (абзац девятый, восемнадцатый - двадцать пятый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений.).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абзац двадцать четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Московской области создана на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 года № П/452 при территориальном органе в Московской области.
Административный истец является собственником 127 земельных участков, расположенных в Московской области, что подтверждается свидетельствами о регистрации права на объекты недвижимости.
18 декабря 2015 года административный истец обратился в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 229-233 т.4).
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная решением комиссии или судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 28 декабря 2015 года № 50-10а-10-10582/15, подписанным секретарем Комиссии, заявление о пересмотре кадастровой стоимости 127 земельных участков было возвращено административному истцу с указанием на то, что оценщиком составлен отчет на дату, не соответствующую дате, по состоянии на которую определена кадастровая стоимость земельных участков (л.д. 227-228 т.4).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что секретарь Комиссии в соответствии с возложенными на нее полномочиями обязана проверять состав приложенных к заявлению документов на предмет их комплектности, соответствие даты определения рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете, дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в справке о кадастровой стоимости.
При этом суд исходит из того, что с учетом приведенных выше положений Порядка, секретарь Комиссии наделена специальными исполнительно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми именно секретарь Комиссии осуществляет прием заявлений и их возврат по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком. При этом, секретарь, установив наличие оснований для принятия заявления, назначает его к рассмотрению в заседании Комиссии. Проверка соблюдения заинтересованным лицом сроков обращения в Комиссию также входит в обязанности секретаря Комиссии.
Исходя из положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности значимым для целей правильного разрешения секретарем Комиссии вопроса о наличии оснований для принятия и назначения к рассмотрению в заседании Комиссии поданного заинтересованным лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, по мнению суда, является определение секретарем Комиссии даты, по состоянию на которую определена кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как этой же календарной датой оценщик обязан руководствоваться при составлении отчета об определения рыночной стоимости объекта недвижимости, представляемого в Комиссию и (или) суд. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимости объекта недвижимости, имеет значение и в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки.
Суд приходит к выводу, что, вопреки доводам административного истца, секретарем Комиссии были в установленные сроки совершены необходимые действия по проверке приемлемости заявления административного истца к назначению в заседание Комиссии, а ошибочность принятого секретарем решения, не указывает на то, что Комиссией было допущено бездействие.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска в части признания бездействий Комиссии незаконными, как об этом просит в административном исковом заявлении административный истец, не имеется (л.д. 12-13 т.1).
Согласно кадастровых паспортов, представленных административным истцом, как следует из заявления от 18 декабря 2015 года, в Комиссию, кадастровая стоимость 125 земельных участков определена на дату 10 января 2013 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на 16 апреля 2015 года (л.д. 230 т.4).
Таким образом, дата определения кадастровой стоимости административным истцом была подтверждена кадастровыми паспортами на объекты недвижимости.
Как следует из отчета об оценке № ФН-1510154/07 от 6 ноября 2015 года, подготовленного <данные изъяты> рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> определена на 16 апреля 2015 года, в отношении остальных 125 земельных участков на 10 января 2013 года, что соответствует сведением, содержащимся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков (л.д. 148-299 т.1).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец с целью определения иной стоимости земельных участков (в размере рыночной), при бесспорно существующем праве на применение результатов определения рыночной стоимости земельных участков для целей, установленных законодательством, в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием оценочной деятельности в Российской Федерации и иными законами, регулирующими спорные правоотношения, с соблюдением всех требований и предписаний правомерно обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из того, что вопрос о праве на определение рыночной стоимости земельных участков подлежал разрешению в заседании Комиссии, принятие решения о праве административного истца на пересмотр кадастровой стоимости 125 земельных участков не входит в компетенцию секретаря Комиссии.
Кроме того, секретарем Комиссии при решении вопроса о возврате административному истцу заявления не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Требования к отчету определены указанной нормой закона, которая при буквальном ее толковании, не содержит ограничений на возможность определения в одном отчете стоимости нескольких объектов оценки, в том числе, в случае если они принадлежат разным правообладателям.
Таким образом, по мнению суда, в случае установления секретарем Комиссии факта, например, представления отчета не на дату, на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в отношении одного или нескольких из них при множественности их количества в отчете, указанное заявление в соответствии с пунктами 12,19,20 Порядка подлежит рассмотрению в заседании Комиссии, а по итогам его рассмотрения принимается решение.
С учетом изложенного Уведомление о возврате заявления административного истца является недействительным как не основанное на законе.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты>» удовлетворить частично.
Признать недействительным Уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 28 декабря 2015 года № 50-10а-10-10582/15 о возврате <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, указанных в заявлении, от 18 декабря 2015 года № 50-01-01-22872/15.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению поданного <данные изъяты> заявления от 18 декабря 2015 года № 50-01-01-22872/15 и принять решение на основании отчета об оценке № ФН-1510154/07 от 6 ноября 2015 года, подготовленного <данные изъяты>
В остальной части административного иска <данные изъяты> отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 21 октября 2016 года