именем Российской Федерации
15 августа 2013 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Шиховой Н.Н.,
с участием истца – Крохалева А.В.,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крохалева ФИО5 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании обеспечить выбор земельного участка, согласовать место размещения объекта,
УСТАНОВИЛ:
Крохалев А.В. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании обеспечить выбор земельного участка, согласовать место размещения объекта.
В обосновании заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился на имя главы администрации Пермского муниципального района с заявлением о выборе земельного участка площадью 10000 кв.м., для строительства зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов, расположенного по адресу: <адрес>. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении вышеуказанного земельного участка, мотивировав тем, что испрашиваемый земельный участок находится в шумовой зоне ограничения застройки от аэропорта. Считает данный отказ не обоснованным. В своем письме Комитет имущественных отношений не указывает, каким правовым актом установлена шумовая зона ограничения застройки аэропорта, не приводит доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах данной зоны. Кроме того, Комитет имущественных отношений не приводит доводов, основанных на требованиях действующего законодательства, из которых следует запрет на строительство зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов в шумовой зоне ограничения застройки от аэропорта. Просит признать отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка незаконным. Обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок обеспечить выбор земельного участка площадью 10000 кв.м. для строительства зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов, расположенного по адресу: <адрес> оформить результаты выбора вышеуказанного земельного участка актом выбора с приложением к данному акту утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Истец – Крохалев А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотина Т.Б. в судебном заседании с исковыми требованиям не согласилась, считает отказ в предоставлении земельного участка законным и обоснованным.
Третье лицо – администрация Савинского сельского поселения о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Третье лицо – администрация Соколовского сельского поселения о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, сообщила, что нормативно-правовые акты по установлению шумовой зоны органами местного самоуправления Соколовского сельского поселения не принимались.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит требование обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23 августа 2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ Крохалев А.В. обратился с заявлением к Главе администрации Пермского муниципального района о выборе земельного участка для строительства зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов площадью 10000 кв.м. по адресу: юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в адрес истца направил письмо в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по земельным отношениям, на котором принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он находится в шумовой зоне ограничения застройки от аэропорта (л.д. 8, 9).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, анализ указанных норм Земельного кодекса РФ позволяет заключить, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
С учетом изложенного Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал истцу в предоставлении земельного участка площадью 10000 кв.м. для строительства зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов, расположенного по адресу: <адрес>, тогда как истец Крохалев А.В. просил выбрать земельный участок для строительства зданий, гостиницы, кафе, вспомогательных объектов, то есть Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района не был соблюден порядок рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства, предусмотренный указанными выше нормами права.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о том, что испрашиваемый земельный участок находится в шумовой зоне ограничения застройки аэропорта материалами дела не подтверждаются. Доказательств наличия таких оснований ответчиком не представлено. Наличие таковых оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка.
Учитывая приведенный выше установленный законом порядок рассмотрения заявлений граждан о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, который в отношении заявления Крохалева А.В. соблюден не был, а также принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок находится в шумовой зоне ограничения застройки от аэропорта, отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка площадью 10000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является незаконным.
Кроме того, учитывая, что порядок рассмотрения заявления Крохалева А.В. был нарушен, суд не может обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок обеспечить выбор земельного участка площадью 10000 кв.м. для строительства зданий гостиницы, кафе, вспомогательных объектов, расположенного по адресу: <адрес>, оформить результаты выбора вышеуказанного земельного участка актом выбора с приложением к данному акту утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поэтому на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района возлагается обязанность разрешить заявление Крохалева А.В. в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Следовательно, ответчик обязан исполнить указанные обязанности, установленные законом.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 10000 ░░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 10000 ░░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.08.2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░