Административное дело № 2а-228/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Магдагачи 27 июля 2018 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Ю.А. Губеевой,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Е.Ю. Хоменко,
представителя административного ответчика Администрации Магдагачинского района и третьего лица финансового управления администрации Магдагачинского района – Ланкиной Т.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет, администрации Магдагачинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа.
Доводы административного искового заявления обоснованы тем, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения администрацией Дактуйского сельсовета требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части исполнения обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и составлению перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Проведенной проверкой установлено, что администрация Дактуйского сельсовета не проводила предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не составлен перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Отсутствие указанного перечня поставщиков, подрядчиков делает невозможным в короткий срок осуществить закупку товаров, выполнить работы в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в других ситуациях, требующих незамедлительной поставки товаров, выполнения работ (услуг).
На основании изложенного, прокурор Магдагачинского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет Магдагачинского района Амурской области, выразившееся в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и несоставлении перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Обязать администрацию муниципального образования Дактуйский сельсовет Магдагачинского района Амурской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора Е.Ю. Хоменко поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причина неявки неизвестна.
Представитель административного ответчика Администрации Магдагачинского района и третьего лица финансового управления администрации Магдагачинского района – Ланкина Т.В. в судебном заседании административные исковые требования к Администрации Магдагачинского района не признала, суду пояснила, что полномочия по организации и проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и составлению перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальным образованием Дактуйский сельсовет не передавались муниципальному образованию Магдагачинский район, переданы полномочия только финансовому управлению в рамках финансового контроля, так как в отношении каждого муниципального образования открыт финансовый счет, по которым финансовое управление контролирует расходование средств. Главой Магдагачинского района принято постановление «Об утверждении перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей, осуществляющих поставку товаров, работ и услуг, в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного или техногенного характера на территории Магдагачинского района в 2018 году» в рамках своих полномочий, на местах муниципалитеты самостоятельно проводят действия, касающиеся предмета административного иска. Просила суд в удовлетворении административного иска к администрации Магдагачинского района отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ч.4 ст.218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в мае 2018 года прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Дактуйский сельсовет обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и составлению перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.8, п.23 ч.1 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ч.2 ст.11 указанного Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.80 Федерального закона от 05.04.2013 №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ст. 24 указанного Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно Уставу муниципального образования Дактуйского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, принятому решением Дактуйского сельского Совета от 26 апреля 2011 года № 51, к вопросам местного значения Дактуйского сельсовета относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Проведенной прокуратурой Магдагачинского района проверкой установлено, что администрация Дактуйского сельсовета не проводила предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Согласно сообщению администрации муниципального образования Дактуйского сельсовета сведения о проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не имеют. Сведений о составлении перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ не имеют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования Дактуйский сельсовет в нарушение норм действующего законодательства предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся.
В силу положений гл. 3 Федерального закона № 44-ФЗ («Осуществление закупок») указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком, уполномоченным органом независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость осуществления закупки товаров, работ, услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В целях регулирования единого порядка осуществления закупок, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере осуществления закупок, и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет необходимо провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Бездействие администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет, выраженное в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и несоставлении перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, нарушает основные принципы обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно, хозяйствующих субъектов и проживающих на территории указанного сельского поселения граждан.
На основании изложенного, административные исковые требования к административному ответчику – администрации Дактуйского сельсовета - подлежат удовлетворению. Поскольку в судебном заседании из материалов дела установлено, и не оспаривается сторонами, что полномочия, касающиеся предмета иска, не были переданы муниципальному образованию – Магдагачинский район, у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований к администрации Магдагачинского района. Таким образом, исковые требования, рассматриваемые в рамках настоящего административного дела, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет, администрации Магдагачинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет Магдагачинского района Амурской области, выразившееся в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и несоставлении перечня поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Дактуйский сельсовет Магдагачинского района Амурской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в закону силу организовать и провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Магдагачинского района – отказать.
Администрации муниципального образования Дактуйский сельсовет Магдагачинского района Амурской области необходимо по истечению установленного судом срока устранения выявленных нарушения сообщить в Магдагачинский районный суд и прокурору Магдагачинского района об исполнении решения по данному административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2018 года