Дело № 2а-6965/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кашириной Н.А.
при секретаре Ванюковой И.В.
с участием: административного истца Лукина А.В., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Киреевой Е.П., действующей на основании доверенности от 28.09.2016 года (№) (л.д.63) и диплома о высшем юридическом образовании от 15.12.2002 года (л.д.29),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лукин А.В. обратился в суд с административный исковым заявлением к административному ответчику военному комиссариату Воронежской области, административному ответчику отделу по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа, в котором просил признать незаконным решение о выдаче справки взамен военного билета и обязать военный комиссариат Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа выдать военный билет. В обоснование административного иска указал, что решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов (протокол (№) от 12.04.2016 года) Лукину А.В. выдана справка о непрохождении военной службы, что нарушает его права на труд и может повлечь за собой трудности трудоустройства и карьерного роста. Выдача справки является неправомерной, поскольку Лукин А.В. не проходил военную службу по причине наличия следующих заболеваний: правосторонний хронический средний отит, состояние после консервативной операции, болезнь трепанационной полости, осложнения грануляцией, бронхиальная астма смешанного генеза, о чем было указано в заключении призывной комиссии (протокол № ? от 12.04.2016 года). По мнению административного истца, состоянию его здоровья соответствует категория годности к военной службе В – ограничено годен, поскольку перечисленные заболевания не являются временными, административный истец страдает ими с дошкольного возраста и до настоящего времени проходит обследования и лечения. При первоначальной постановке на воинский учет Лукин А.В. проходил медицинскую комиссию, по результатам чего ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В восемнадцатилетнем возрасте Лукин А.В. явился в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии, однако, в связи с его реорганизацией прохождение комиссии было отложено. Впоследствии, в связи с занятостью учебой и работой, Лукин А.В. не проходил медицинскую комиссию с целью получения военного билета. При этом, повесток из военкомата не получал, место жительства не менял. В октябре 2015 года Лукин А.В. явился в комиссариат для прохождения медицинской комиссии и получения военного билета. Медицинская комиссия была пройдена административным истцом, ранее указанные диагнозы были подтверждены, была получена категория годности В – ограничено годен к военной службе, в связи с чем у истца имелось законное основание для освобождения от исполнения воинской обязанности, зачислении в запас и выдачи военного билета. Однако, призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа было вынесено решение о выдаче справки взамен военного билета на основании п.1.1 ст.25 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (л.д.6-7).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 22.08.2016 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика было привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д.22-23).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 22.09.2016 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика была привлечена призывная комиссия Центрального района г.Воронежа (л.д.58-59).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 20.10.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена управа Центрального района городского округа город Воронеж (л.д.74-75).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.76).
Административный ответчик призывная комиссия Центрального района г.Воронежа в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие административного ответчика.
Заинтересованное лицо управа Центрального района городского округа город Воронеж в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Лукин А.В. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» старший помощник (по правовой работе) начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа Киреева Е.П., действующая на основании доверенности от 28.09.2016 года №1/2660 (л.д.63) и диплома о высшем юридическом образовании от 15.12.2002 года (л.д.29), возражала против удовлетворения административного иска, предоставила суду письменные пояснения по делу (л.д.34-37) и просила суд отказать в его удовлетворении в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Лукин А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженец <адрес>, с 30.12.2005 года по 19.07.2011 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 19.07.2011 года по 05.06.2015 года не был зарегистрирован по какому-либо адресу, с 05.06.2015 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации серии (№), выданным 30.10.2008 года Отделением УФМС России по Воронежской области в Центральном районе г.Воронежа (л.д.32-33).
Из учетной карты призывника в отношении Лукина А.В. следует, что Лукин А.В. был первоначально принят на воинский учет 31.01.2005 года в возрасте 16 лет, 17.03.2005 года Лукину А.В. определена категория годности – В (ограничено годен к военной службе), в связи с установлением в ходе медицинского освидетельствования диагноза бронхиальная астма, ремиссия (л.д.50-51).
Согласно удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, серии (№), Лукин А.В. 17.03.2005 года комиссией по постановке граждан на воинский учет Центрального района г.Воронежа признан ограничено годным к военной службе и поставлен на воинский учет. Подлежит призыву на военную службу в мае 2006 года, установлена явка в военный комиссариат по месту жительства самостоятельно в период с 01 мая по 30 мая 2006 года. Отметка о прибытии в указанный период в удостоверении отсутствует. Ознакомление с правилами воинского учета произведено 17.03.2005 года, о чем имеется подпись Лукина А.В. (л.д.67-68).
10.07.2006 года приказом Военного комиссариата Воронежской области (№) от 10.07.2006 года произведена реорганизация в форме присоединения к 01.09.2006 году военного комиссариата Левобережного района города Воронежа к военному комиссариату Железнодорожного района города Воронежа, образован военный комиссариат Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа Воронежской области, военного комиссариата Центрального района города Воронежа к военному комиссариату Коминтерновского района города Воронежа, образован военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов города Воронежа Воронежской области, военного комиссариата Советского района города Воронежа к военному комиссариату Ленинского района города Воронежа, образован военный комиссариат Советского и Ленинского районов города Воронежа Воронежской области (л.д.69-70).
Из указанного следует, что доводы административного истца о невозможности прохождения медицинского освидетельствования в установленный срок с 01.05.2006 года по 30.05.2006 года опровергаются предоставленными в материалы административного дела и подлежат отклонению.
Из учетной карты призывника в отношении Лукина А.В. следует, что Лукин А.В. до 08.12.2015 года не являлся в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому району г.Воронежа и прибыл для прохождения медицинского освидетельствования только в возрасте 27 лет (л.д.50-53).
Однако, из материалов административного дела следует, что Лукин А.В. неоднократно вызывался в военный комиссариат Коминтерновского района по вопросам, связанным с призывом на военную службу, в том числе на 12.12.2006 года, 17.04.2007 года, 28.05.2007 года, 24.03.2008 года, что подтверждается корешками направленных военным комиссариатом повесток.
Указанные обстоятельства опровергают утверждение административного истца о неисполнении военным комиссариатом надлежащим образом обязанности, возложенной на него ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по извещению лиц, подлежащих призыву на воинскую службу, о необходимости явки в военный комиссариат.
Вместе с тем, истец указывает на уважительность причин неявки в течение девяти лет с 2006 года по 2015 года в военный комиссариат поскольку Лукин А.В. проходил обучение и работал, в связи с чем у него отсутствовало свободное время на поселение военного комиссариата.
Из материалов административного дела видно, что в период с 2005 года по 2008 года Лукин А.В. проходил обучение в ГОУВПО «Воронежский государственный университет» в очной форме по специальности «Физика», в связи с чем имеет незаконченное высшее образование, что подтверждается академической справкой от 14.03.2008 года (л.д.66).
В период с 2007 года по 2013 года Лукин А.В. проходил обучение в ГОУВПО «Воронежский государственный университет» в очно-заочной (вечерней) форме по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» по специализации «английский язык», что подтверждается дипломом о высшем образовании от 02.07.2013 года (л.д.65).
Суд критически относится к доводам административного истца и не находит указанные им причины уважительными.
23.04.2015 года Лукину А.В. исполнилось 27 лет.
24.04.2015 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на воинском учете призывников Лукин А.В. был снят с воинского учета (л.д.51 обор.ст.).
08.12.2015 года, то есть по достижению двадцатисемилетнего возраста, административный истец Лукин А.В. обратился в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа и в период с 08.12.2015 года по 16.03.2016 года проходил медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, по результатам которого было дано итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, с постановкой диагноза: бронхиальная астма, правосторонний хронический гнойный средний отит (л.д.52 обор.ст.).
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии Центрального района г.Воронежа (№) от 12.04.2016 года следует, что Лукину А.В. по состоянию здоровья установлена на основании ст.38а, 52в Расписания болезней и ТДТ Постановления Правительства РФ (№) от 04.07.2013 года категория годности показатель предназначения В, но призывной комиссией Центрального района г.Воронежа принято решение (№) о зачислении Лукина А.В. в запас на основании п.1 ст.52 и признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований (л.д.49, 53).
Аналогичные обстоятельства следуют из предоставленной административным истцом копии решения и заключения призывной комиссии по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа от 18.04.2016 года (№) (л.д.8).
Административный истец Лукин А.В. не согласился с решением военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки и просит возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений путем выдачи военного билета.
Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, в том числе, воинский учет, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву.
В силу ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Статьей 25 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены сроки призыва граждан на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года (№), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года (№) определены порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований исходя из следующего.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета.
Таким образом, суд полагает, что решение военного комиссариата <адрес> в лице отдела по Центральному и <адрес>м <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) соответствует требованиям закона, принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий, не нарушает прав и законных интересов Лукина А.В., в связи с чем выдача справки административному истцу о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований является обоснованной и соответствующей требованиям Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Исходя из установленных обстоятельств дела следует, что Лукин А.В. не был призван на военную службу в связи с тем, что не исполнил, предусмотренную законом обязанность по явке по вызовам военного комиссариата, сведений о себе за период с 18 до 27 лет административному ответчику не предоставил, наличие имеющихся у него заболеваний в указанный период не подтвердил, медицинское освидетельствование не проходил, что свидетельствует о непрохождении Лукиным А.В. военной службы без законных на то оснований, в связи с чем судом не установлено нарушение прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Суд считает доводы административного истца о нарушении его прав на трудоустройство ввиду отсутствия у него военного билета несостоятельными, поскольку военный билет не подлежит выдаче лицу, не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Кроме того, исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в решении от 24.06.2015 года № (№) «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 года № 495, и частично недействующим приложения N 9 к указанной Инструкции» включение в перечень документов воинского учета справки взамен военного билета не затрагивает право граждан на труд, в том числе в форме прохождения государственной службы. Само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.
Помимо указанного, суд полагает, что выдача справки не нарушает трудовые права административного истца, поскольку Лукиным А.В. не предоставлены в материалы административного дела какие-либо доказательства данному факту, отсутствуют как требования потенциального работодателя о предоставлении военного билета, не предоставлены отказы потенциальных работодателей в приеме на работу по причине наличия справки ввиду не прохождения военной службы по призыву не имея на то законных оснований. Суд обращает внимание административного истца также на то обстоятельство, что защита прав и законных интересов на будущее действующим законодательством не предусмотрена.
Следовательно, административный иск Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 07.11.2016 года.
Дело № 2а-6965/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кашириной Н.А.
при секретаре Ванюковой И.В.
с участием: административного истца Лукина А.В., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Киреевой Е.П., действующей на основании доверенности от 28.09.2016 года (№) (л.д.63) и диплома о высшем юридическом образовании от 15.12.2002 года (л.д.29),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лукин А.В. обратился в суд с административный исковым заявлением к административному ответчику военному комиссариату Воронежской области, административному ответчику отделу по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа, в котором просил признать незаконным решение о выдаче справки взамен военного билета и обязать военный комиссариат Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа выдать военный билет. В обоснование административного иска указал, что решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов (протокол (№) от 12.04.2016 года) Лукину А.В. выдана справка о непрохождении военной службы, что нарушает его права на труд и может повлечь за собой трудности трудоустройства и карьерного роста. Выдача справки является неправомерной, поскольку Лукин А.В. не проходил военную службу по причине наличия следующих заболеваний: правосторонний хронический средний отит, состояние после консервативной операции, болезнь трепанационной полости, осложнения грануляцией, бронхиальная астма смешанного генеза, о чем было указано в заключении призывной комиссии (протокол № ? от 12.04.2016 года). По мнению административного истца, состоянию его здоровья соответствует категория годности к военной службе В – ограничено годен, поскольку перечисленные заболевания не являются временными, административный истец страдает ими с дошкольного возраста и до настоящего времени проходит обследования и лечения. При первоначальной постановке на воинский учет Лукин А.В. проходил медицинскую комиссию, по результатам чего ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В восемнадцатилетнем возрасте Лукин А.В. явился в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии, однако, в связи с его реорганизацией прохождение комиссии было отложено. Впоследствии, в связи с занятостью учебой и работой, Лукин А.В. не проходил медицинскую комиссию с целью получения военного билета. При этом, повесток из военкомата не получал, место жительства не менял. В октябре 2015 года Лукин А.В. явился в комиссариат для прохождения медицинской комиссии и получения военного билета. Медицинская комиссия была пройдена административным истцом, ранее указанные диагнозы были подтверждены, была получена категория годности В – ограничено годен к военной службе, в связи с чем у истца имелось законное основание для освобождения от исполнения воинской обязанности, зачислении в запас и выдачи военного билета. Однако, призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа было вынесено решение о выдаче справки взамен военного билета на основании п.1.1 ст.25 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (л.д.6-7).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 22.08.2016 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика было привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д.22-23).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 22.09.2016 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика была привлечена призывная комиссия Центрального района г.Воронежа (л.д.58-59).
Определением Коминтерновского районного суда г.Воронеж от 20.10.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена управа Центрального района городского округа город Воронеж (л.д.74-75).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.76).
Административный ответчик призывная комиссия Центрального района г.Воронежа в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие административного ответчика.
Заинтересованное лицо управа Центрального района городского округа город Воронеж в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Лукин А.В. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» старший помощник (по правовой работе) начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа Киреева Е.П., действующая на основании доверенности от 28.09.2016 года №1/2660 (л.д.63) и диплома о высшем юридическом образовании от 15.12.2002 года (л.д.29), возражала против удовлетворения административного иска, предоставила суду письменные пояснения по делу (л.д.34-37) и просила суд отказать в его удовлетворении в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Лукин А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженец <адрес>, с 30.12.2005 года по 19.07.2011 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 19.07.2011 года по 05.06.2015 года не был зарегистрирован по какому-либо адресу, с 05.06.2015 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации серии (№), выданным 30.10.2008 года Отделением УФМС России по Воронежской области в Центральном районе г.Воронежа (л.д.32-33).
Из учетной карты призывника в отношении Лукина А.В. следует, что Лукин А.В. был первоначально принят на воинский учет 31.01.2005 года в возрасте 16 лет, 17.03.2005 года Лукину А.В. определена категория годности – В (ограничено годен к военной службе), в связи с установлением в ходе медицинского освидетельствования диагноза бронхиальная астма, ремиссия (л.д.50-51).
Согласно удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, серии (№), Лукин А.В. 17.03.2005 года комиссией по постановке граждан на воинский учет Центрального района г.Воронежа признан ограничено годным к военной службе и поставлен на воинский учет. Подлежит призыву на военную службу в мае 2006 года, установлена явка в военный комиссариат по месту жительства самостоятельно в период с 01 мая по 30 мая 2006 года. Отметка о прибытии в указанный период в удостоверении отсутствует. Ознакомление с правилами воинского учета произведено 17.03.2005 года, о чем имеется подпись Лукина А.В. (л.д.67-68).
10.07.2006 года приказом Военного комиссариата Воронежской области (№) от 10.07.2006 года произведена реорганизация в форме присоединения к 01.09.2006 году военного комиссариата Левобережного района города Воронежа к военному комиссариату Железнодорожного района города Воронежа, образован военный комиссариат Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа Воронежской области, военного комиссариата Центрального района города Воронежа к военному комиссариату Коминтерновского района города Воронежа, образован военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов города Воронежа Воронежской области, военного комиссариата Советского района города Воронежа к военному комиссариату Ленинского района города Воронежа, образован военный комиссариат Советского и Ленинского районов города Воронежа Воронежской области (л.д.69-70).
Из указанного следует, что доводы административного истца о невозможности прохождения медицинского освидетельствования в установленный срок с 01.05.2006 года по 30.05.2006 года опровергаются предоставленными в материалы административного дела и подлежат отклонению.
Из учетной карты призывника в отношении Лукина А.В. следует, что Лукин А.В. до 08.12.2015 года не являлся в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому району г.Воронежа и прибыл для прохождения медицинского освидетельствования только в возрасте 27 лет (л.д.50-53).
Однако, из материалов административного дела следует, что Лукин А.В. неоднократно вызывался в военный комиссариат Коминтерновского района по вопросам, связанным с призывом на военную службу, в том числе на 12.12.2006 года, 17.04.2007 года, 28.05.2007 года, 24.03.2008 года, что подтверждается корешками направленных военным комиссариатом повесток.
Указанные обстоятельства опровергают утверждение административного истца о неисполнении военным комиссариатом надлежащим образом обязанности, возложенной на него ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по извещению лиц, подлежащих призыву на воинскую службу, о необходимости явки в военный комиссариат.
Вместе с тем, истец указывает на уважительность причин неявки в течение девяти лет с 2006 года по 2015 года в военный комиссариат поскольку Лукин А.В. проходил обучение и работал, в связи с чем у него отсутствовало свободное время на поселение военного комиссариата.
Из материалов административного дела видно, что в период с 2005 года по 2008 года Лукин А.В. проходил обучение в ГОУВПО «Воронежский государственный университет» в очной форме по специальности «Физика», в связи с чем имеет незаконченное высшее образование, что подтверждается академической справкой от 14.03.2008 года (л.д.66).
В период с 2007 года по 2013 года Лукин А.В. проходил обучение в ГОУВПО «Воронежский государственный университет» в очно-заочной (вечерней) форме по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» по специализации «английский язык», что подтверждается дипломом о высшем образовании от 02.07.2013 года (л.д.65).
Суд критически относится к доводам административного истца и не находит указанные им причины уважительными.
23.04.2015 года Лукину А.В. исполнилось 27 лет.
24.04.2015 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на воинском учете призывников Лукин А.В. был снят с воинского учета (л.д.51 обор.ст.).
08.12.2015 года, то есть по достижению двадцатисемилетнего возраста, административный истец Лукин А.В. обратился в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа и в период с 08.12.2015 года по 16.03.2016 года проходил медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, по результатам которого было дано итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, с постановкой диагноза: бронхиальная астма, правосторонний хронический гнойный средний отит (л.д.52 обор.ст.).
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии Центрального района г.Воронежа (№) от 12.04.2016 года следует, что Лукину А.В. по состоянию здоровья установлена на основании ст.38а, 52в Расписания болезней и ТДТ Постановления Правительства РФ (№) от 04.07.2013 года категория годности показатель предназначения В, но призывной комиссией Центрального района г.Воронежа принято решение (№) о зачислении Лукина А.В. в запас на основании п.1 ст.52 и признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований (л.д.49, 53).
Аналогичные обстоятельства следуют из предоставленной административным истцом копии решения и заключения призывной комиссии по Центральному и Коминтерновскому районам г.Воронежа от 18.04.2016 года (№) (л.д.8).
Административный истец Лукин А.В. не согласился с решением военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки и просит возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений путем выдачи военного билета.
Суд не может согласиться с доводами административного истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, в том числе, воинский учет, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву.
В силу ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Статьей 25 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены сроки призыва граждан на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года (№), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года (№) определены порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований исходя из следующего.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета.
Таким образом, суд полагает, что решение военного комиссариата <адрес> в лице отдела по Центральному и <адрес>м <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) соответствует требованиям закона, принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий, не нарушает прав и законных интересов Лукина А.В., в связи с чем выдача справки административному истцу о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований является обоснованной и соответствующей требованиям Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Исходя из установленных обстоятельств дела следует, что Лукин А.В. не был призван на военную службу в связи с тем, что не исполнил, предусмотренную законом обязанность по явке по вызовам военного комиссариата, сведений о себе за период с 18 до 27 лет административному ответчику не предоставил, наличие имеющихся у него заболеваний в указанный период не подтвердил, медицинское освидетельствование не проходил, что свидетельствует о непрохождении Лукиным А.В. военной службы без законных на то оснований, в связи с чем судом не установлено нарушение прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Суд считает доводы административного истца о нарушении его прав на трудоустройство ввиду отсутствия у него военного билета несостоятельными, поскольку военный билет не подлежит выдаче лицу, не прошедшему военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Кроме того, исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в решении от 24.06.2015 года № (№) «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 года № 495, и частично недействующим приложения N 9 к указанной Инструкции» включение в перечень документов воинского учета справки взамен военного билета не затрагивает право граждан на труд, в том числе в форме прохождения государственной службы. Само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.
Помимо указанного, суд полагает, что выдача справки не нарушает трудовые права административного истца, поскольку Лукиным А.В. не предоставлены в материалы административного дела какие-либо доказательства данному факту, отсутствуют как требования потенциального работодателя о предоставлении военного билета, не предоставлены отказы потенциальных работодателей в приеме на работу по причине наличия справки ввиду не прохождения военной службы по призыву не имея на то законных оснований. Суд обращает внимание административного истца также на то обстоятельство, что защита прав и законных интересов на будущее действующим законодательством не предусмотрена.
Следовательно, административный иск Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении Лукина А.В. о признании незаконным решения военного комиссариата Воронежской области в лице отдела по Центральному и Коминтерновскому районам города Воронежа от 12.04.2016 года о выдаче справки, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи военного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 07.11.2016 года.