Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1385/2012 ~ М-1513/2012 от 15.08.2012

Дело № 2-1385/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Василия Дмитриевича к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области, войсковой части 62779 о взыскании денежной суммы за медицинский осмотр,

УСТАНОВИЛ:

Маслов В.Д. обратился в суд с иском к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (далее – филиал № 1 УФО), войсковой части 62779 о взыскании денежной суммы за медицинский осмотр.

В обоснование иска указал, что работает в войсковой части 62779 в должности ....

В соответствии со ст.213 ТК РФ и на основании направления командира в/ч 62779 в апреле 2012 года прошел медицинскую комиссию на годность к работе, после чего представил в в/ч 62779 авансовый отчет с целью оплаты расходов за обязательный медицинский осмотр (обследование) на сумму 4 359 руб. Однако в возмещении указанных расходов ему было отказано.

Просил взыскать с филиала № 1 УФО расходы за прохождение медицинской комиссии в сумме 3 425 руб.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, не явился. В исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – в/ч 62779 – в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Представитель ответчика – филиала № 1 УФО – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором с заявленными требованиями не согласился.

В обоснование возражений сослался на приказ Министра обороны РФ 2006 года № 20 (в ред. приказа Министра обороны РФ 2007 года № 526) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ» которым предусмотрено обследование и лечение гражданского персонала ВС РФ в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ бесплатно.

Привел довод о том, что приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 года № 302н определил порядок проведения периодических медицинских осмотров, который предусматривает заключение договоров на прохождение медицинских осмотров между работодателем и медучреждением.

Также указал, что в соответствии с указанием заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 года № 180/7/422Т проведение медицинских осмотров персонала осуществляется военно-медицинскими учреждениями, а при их отсутствии (невозможности проведения осмотров) в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (в случае отсутствия или невозможности проведения осмотров в военно-медицинских учреждениях) на основании договоров, заключаемых военными округами.

Прохождение медицинского осмотра индивидуально работником за счет личных средств действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с требованиями п. 5 ст.219 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала № 1 УФО.

Представитель ответчика - в/ч 62779 - в судебное заседание не явился, в представленном мнении указал, что при поступлении на работу работники, чьи должности связаны с вредными и опасными условиями труда, обязаны пройти первичный медицинский осмотр, для чего командованием в/части им выдается направление в медицинское учреждение. Данное направление было выдано истцу.

Медицинскими учреждениями ЗАТО г.Североморск, в том числе подведомственными Министерству обороны РФ (КДП ФГУ «1469 ВМКГ СФ», ФГУ «1469 ВМКГ СФ») со всех направленных граждан за прохождение медицинской комиссии была взята плата. Оплату граждане произвели за счет личных средств, после чего обратились в адрес командования войсковой части 62779 для возмещения понесенных расходов. Авансовые отчеты с приложением квитанций об оплате направлены в довольствующий финансовый орган войсковой части 62779 – филиал № 1 УФО МО РФ по Мурманской области.

После прохождения медицинского осмотра истцом от начальника филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области поступило разъяснение о том, что военно-медицинские учреждения не вправе осуществлять услуги по первичным медицинским осмотрам гражданскому персоналу воинских частей за плату, на основании чего работникам отказано в возмещении понесенных расходов.

Лишь после многочисленных обращений командования в/ч 62779 в военно-медицинские учреждения, довольствующие финансовые органы, а также в военную прокуратуру, вопрос о бесплатном проведении медицинских осмотров гражданского персонала войсковых частей в ФГУ «1469 ВМКГ СФ» был разрешен. Аналогичный порядок имел место и до 2012 года Данное решение реализуется в настоящее время в полной мере.

Вместе с тем, до июня 2012 года работники войсковых частей были вынуждены проходить медицинский осмотр за счет собственных средств.

С учетом приведенных обстоятельства, а также того обстоятельства, что денежные средства на оплату медкомиссии поступили в доходную часть сметы Министерства обороны РФ, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Указал также, что имевшая место неопределенность о порядке оплаты и источниках финансирования медицинских осмотров, а также отсутствие лимитов бюджетных обязательств не может являться основанием для нарушения прав работников и трудового законодательства.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет работодателя.

В соответствии со ст.214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда, проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены Приложениями №№ 1-3 (соответственно) к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302н.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п. 2 Приложения № 3 к названному приказу).

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п. 7 Приложения № 3 к приказу).

Пунктом 5.1.4. коллективного договора войсковой части 62779, действующим в период с 20.12.2011 года до 20.12.2014 года предусмотрено, что командование части обязано организовать проведение за счет средств МО РФ обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры согласно утвержденному командиром в/части 62779 графику с учетом мнения профкома по перечню профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры.

Кроме того, в соответствии с п.5.1.5. коллективного договора работники (соответствующих категорий) не допускаются к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

Соответственно, без прохождения предварительных и обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний, работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.

Как установлено судом, Маслов В.Д. работает в в/ч 62779 с 17.04.2012 года в должности ...

02.04.2012 года истцу выдано направление для прохождения медкомиссии. Указание о прохождении медицинской комиссии в определенном медицинском учреждении в данном направлении отсутствует (л.д.10).

По направлению работодателя Маслов В.Д. прошел медицинский осмотр в городской поликлинике ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» в связи с трудоустройством на работу в в/ч 62779 на указанную должность.

При этом, за прохождение медицинского осмотра истец оплатил 3 425 руб., что подтверждается представленными квитанцией ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», договором оказания платных медицинских услуг от 06.04.2012 года (л.д.8-9), что ответчиками не оспаривается.

Таким образом, установлено, что при прохождении медицинского осмотра в медицинском учреждении по направлению войсковой части с работника была взята плата за прохождение медицинской комиссии.

Согласно выписке из приказа командира в/ч 62779 от 18.04.2012 года № 244 Маслову В.Д., ..., подлежат оплате расходы по прохождению медицинской комиссии при трудоустройстве (л.д.12).

До настоящего времени указанные расходы истцу филиалом № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области не возмещены, авансовый отчет и квитанции работнику возвращены со ссылкой на положения Приказа МО РФ № 20 от 2006 года и разъяснения начальника медицинской службы СФ от 26.02.2010 № 64/2/541 о прохождении медицинского осмотра бесплатно в медицинских учреждениях Министерства обороны РФ.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что согласно положениям приказа МО РФ № 20 от 2006 года оплата медосмотра за счет личных средств работника не предусмотрена, суд полагает не состоятельными, поскольку указаний в приказе об этом не содержится. Кроме того, направление о прохождении медосмотра работодателем выдано истцу без указания наименования медицинского учреждения, в котором надлежит пройти медицинское обследование. Доказательств того, что работодателем перечислены денежные средства в медицинское учреждение для оплаты медосмотра – не представлено, в связи с чем истец понес расходы вынужденно.

Ссылку ответчика на указание заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 года №№ 180/7/422Т суд во внимание не принимает, поскольку оно дано после прохождения истцом медицинской комиссии.

При вынесении решения суд учитывает доводы войсковой части 62779 о том, что филиалу № 1 УФО МО по Мурманской области было известно о сложившейся ситуации, связанной с оплатой прохождения медицинской комиссии работниками в/частей (в связи с поступающими обращениями командования войсковых частей), однако, разъяснение о порядке прохождения и оплаты медицинских осмотров начальником филиала № 1 УФО дано только в мае 2012 года, т.е. уже после прохождения работниками медицинских комиссий и оплаты их стоимости за счет собственных средств, что подтверждается вх. в/части 62779 № 580 от 15.05.2012 года.

Как следует из представленных материалов, только после многочисленных обращений командования войсковой части 62779 в военно-медицинские учреждения, довольствующие финансовые органы, а также в военную прокуратуру Североморского гарнизона, вопрос о бесплатном прохождении медицинских комиссий гражданским персоналом ВС РФ был решен положительно. По результатам проведенной проверки военной прокуратурой Североморского гарнизона внесено представление начальнику ФГУ «1469 ВМКГ СФ» об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, поскольку оплата стоимости медицинской комиссии за счет собственных средств для работника была вынужденной, не прохождение комиссии исключало возможность трудоустройства в войсковую часть, суд находит требование работника о взыскании понесенных расходов за прохождение медицинского осмотра обоснованным, принимая также признание иска в данной части работодателем – войсковой частью 62779.

На основании вышеизложенного, в силу ст.213 Трудового кодекса РФ, суд взыскивает в пользу истца понесенные им расходы в сумме 3 425 руб., подтвержденные соответствующей квитанцией.

Взыскание денежных средств суд производит с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, являвшегося довольствующим органом для в/ч 62779.

Войсковую часть 62779 суд от ответственности освобождает.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маслова Василия Дмитриевича - удовлетворить.

Взыскать с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (---, ИНН 5190926491) в пользу Маслова Василия Дмитриевича расходы за прохождение медицинского осмотра в сумме 3 425 руб.

Войсковую часть 62779 от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий В.В. Койпиш

СПРАВКА: решение не обжаловалось.

2-1385/2012 ~ М-1513/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маслов Василий Дмитриевич
Ответчики
Филиал №1 УФО МО РФ
в/ч 62779
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Койпиш В.В.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
15.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2012Передача материалов судье
15.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее