Дело № 2-1599/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2015 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Степановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Ижевские электрические сети» к Бояринцевой Л.Ю., действующей в интересах Б.А.Г., Б.А.Г. о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии,
у с т а н о в и л:
ОАО «Ижевские электрические сети» обратилось в суд с иском к Бояринцевой Л.Ю., Юрловой О.Н. о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии, расходов по оплате государственной пошлины. Требования мотивированы следующим.
МУП г. Ижевска «Ижевские электрические сети» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. ОАО «Ижевские электрические сети» создано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем преобразования МУП г. Ижевска «Ижевские электрические сети», является его правопреемником, приобретает все права и обязанности, возникшие у предприятия до момента его преобразования в акционерное общество.
06.05.2014 г. при проверке режима потребления электроэнергии контролером службы коммерческого учета электроэнергии ОАО «Ижевские электрические сети» было выявлено самовольное подключение к сетям ОАО «Ижевские электрические сети» энергопринимающих устройств по адресу: <адрес>. Данные нарушение были квалифицированы как бездоговорное потребление электрической энергии в силу п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 04.05.2012 года №442.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте инспектора сетевой организации: <номер> от 06.05.2014 г., на основании которого, в свою очередь, истцом был рассчитан объем и стоимость бездоговорного потребления, которая составила 100091,25 руб. за 34875,00 кВтч.
Определением суда прекращено производство в отношении Юрловой О.Н., умершей <дата> г.
Бояринцева Л.Ю. привлечена к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетней Бояринцевой А.Г., последняя привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель истца Воронова Р.Р., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что ответчики не заключили договор с ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» на поставку электроэнергии, и подключились к сетям самовольно. При осмотре было установлено, что до группы учета подключен вводной фазный провод. Указанные действия характеризуются как бездоговорное потребление электроэнергии.
Ответчики Бояринцева Л.Ю., Б.А.Г., будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
В судебном заседании 10.12.2014 г. ответчики Бояринцева Л.Ю., Б.А.Г. исковые требования не признали, пояснили, что в 2012 года Б.А.Г. (дочь Бояринцевой Л.Ю.) приняла дом по адресу: <адрес> в наследство. В доме разрешили проживать отцу мужа, который самовольно подключился к электрическим сетям, без уведомления их, как собственников. Он проживал с лета 2013 года, после составления акта примерно через две недели умер. Акт составлялся в присутствии Бояринцевой Л.Ю., было предложено оплатить долг, но денежных средств у нее не было.
В судебном заседании 10.12.2014 г. Тронина Т.А., впоследствии исключенная из числа третьих лиц, пояснила, что на земельном участке по адресу: <адрес>, раньше был один дом на двух хозяев, который всегда был разделен на две половины с отдельными входами, оборудован отдельными группами учета, в которых проживали Юрловы и Тронины. Впоследствии на данном же участке они построили еще один дом для своей дочери Васильевой О.А. Поскольку счетчик ответчиков находится внутри их квартиры, она не знает, что был подключен дополнительный ввод.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
06 мая 2014 года при проверке режима потребления электроэнергии контролерами ОАО «Ижевские электрические сети» в присутствии Бояринцевой Л.Ю. было выявлено самовольное подключение по адресу: <адрес>, без договора электроснабжения (нет договора с УЭСК, вводной фазный провод подключен до группы учета).
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте о неучтенном потреблении электроэнергии физическим лицом <номер> от 06.05.2014 г. на основании которого был рассчитан объем и стоимость бездоговорного потребления, которые составили 34875 кВтч. и 100091,25 руб. соответственно.
В порядке ст. 540 ГК РФ по объекту по адресу: <адрес>, оформлен лицевой счет <номер> на Юрлову О.Н. с возложением на последнюю обязанности оплачивать фактически потребленную электроэнергию и соблюдать правила пользования электроэнергией.
Бояринцева А.Г. является собственником 1/2 доли жилого дома с постройками и пристройкой по адресу: <адрес>, с 06.12.2012 г.
Собственниками оставшейся 1/2 доли в праве собственности на данный дом являются Тронина Т.А., Васильева О.А., Тронин А.А.
Собственником жилого дома по адресу: <адрес> с 05.04.2010 г. является Васильева О.А.
По адресу: <адрес>, открыто три лицевых счета:
1. <номер> на Васильеву О.А.
2. <номер> на Юрлову О.Н.
3. <номер> на Тронину Т.А.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Суд считает необоснованным указание в акте на отсутствие заключенного с потребителем договора по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Следовательно, по мнению суда, неоформление договора в письменном виде не означает его отсутствия. Поскольку с предыдущим потребителем Юрловов О.Н. был заключен договор путем присвоения лицевого счета <номер>, отсутствие переоформленного договора с новым собственником Бояринцевой А.Г., в силу ст. 540 ГК РФ, не свидетельствует об отсутствии с последней договорных отношений, поскольку с момента подключения абонента Бояринцевой А.Г. к присоединенной сети договор с ней считается заключенным. Оплата потребляемой электроэнергии производилась и после возникновения у Бояринцевой А.Г. права собственности, в частности 01.04.2013 г., в связи с чем доводы об отсутствии договора и соответственно наличия бездоговорного потребления электроэнергии по указанному основанию не обоснованны, поскольку действующим законодательством не установлено обязанности заключения договора на присоединение ранее присоединенного в установленном законом порядке энергопринимающего устройства к электрической сети сетевой организации в случае смены владельца.
Однако, как следует из Акта о неучтенном потреблении электроэнергии физическим лицом <номер> от 06.05.2014 г. при проверке также было выявлено нарушение в виде наличия вводного фазного провода, подключенного до группы учета.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным факт бездоговорного потребления электрической энергии, руководствуясь положениями статей 539, 544, 1102 ГК РФ, пунктами 25, 84, 167, 192, 193, 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04 мая 2012 года (далее по тексту - Основные положения), поскольку ответчик без законных договорных оснований для подключения к электрическим сетям истца путем дополнительного ввода, использовал электрическую энергию в своих целях, сумма, не уплаченная ответчиком за потребленную электроэнергию, является неосновательным обогащением для ответчика, а потому подлежит взысканию в пользу истца.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Из содержания статьи 539 ГК РФ, пунктов 2, 29, 34 Основных положений к потребителям электрической энергии относятся лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых нужд. При этом в качестве такого потребителя может выступать не только собственник объекта.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является установление факта бездоговорного потребления электроэнергии.
Из акта от 06.05.2014 г. следует, что лицом, осуществляющим потребление электроэнергии на объекте по адресу: <адрес>, является Юрлова О.Н., электроснабжение осуществляется посредством подключения дополнительного ввода до группы учета. При этом ответчики не опровергли факт бездоговорного подключения, указывали, что самовольное подключение было осуществлено иным лицом.
Акт от 06.05.2014 г. подписан Бояринцевой Л.Ю., которой на момент составления акта достоверно было известно о смерти Юрловой О.Н. в 2005 году. При рассмотрении дела было установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположены два жилых дома, один из которых (спорный дом) фактически состоит из двух домов, поскольку имеет два входа, оборудован двумя группами учета. Таким образом, потребителями электрической энергии, указанной в Акте <номер> являются именно ответчики.
Судом достоверно установлено бездоговорное потребление электроэнергии, о чем свидетельствует факт самовольного присоединения к электрическим сетям с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
При этом доказательства того, что потребление электроэнергии через дополнительный ввод за период, указанный истцом, имело под собой договорную основу либо свидетельствовали об оплате ответчиком полученной электроэнергии, суду не представлены, наличие дополнительного ввода в спорный период ответчиками не оспорено.
Согласно пункту 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года, по следующей формуле:
2. Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) по формулам:
для однофазного ввода:
,
При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе 4 настоящего документа.
Поскольку имело место бездоговорное потребление электрической энергии, доводы ответчиков, что истцом необоснованно произведен расчет, являются несостоятельными, поскольку при бездоговорном потреблении как указано выше расчет производится на основании пункта 196 Основных положений. Судом данный расчет проверен, признан верным и взят за основу при вынесении решения.
При этом ответчиком контррасчет в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлен. Доказательств, опровергающих объем бездоговорного потребления электрической энергии, установленный вышеуказанным актом, либо подтверждающих потребление ответчиками иного количества электрической энергии в спорный период суду последним не представлено.
Истцом при проведении проверки прибора учета и составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 06.05.2014 г. не были нарушены требования Основных положений, при проверке и составлении акта присутствовала представитель потребителя энергии – Бояринцева Л.Ю., являющаяся матерью несовершеннолетнего собственника Б.А.Г., а также лицом, имеющим право пользования данным жилым домом, поскольку имеет регистрацию в нем, данный факт ответчики не оспаривали.
Статьей 543 ГК РФ установлена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (п. 3 ст. 543 ГК РФ).
Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации (п. 1.5.13 Правил устройств электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года).
В соответствии с п. 2.11.17 названных Правил обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
Таким образом, нарушение порядка получения электрической энергии путем самовольного устройства дополнительных вводов лишает законной силы учет электроэнергии (то есть данные прибора учета не являются достоверными), и квалифицируется как безучетное потребление электрической энергии.
Поскольку Бояринцева А.Г. является собственником дома, в котором выявлен факт бездоговорного потребления электроэнергии, факт использования бездоговорного потребления электроэнергии не опровергнут, она (в лице ее законного представителя) является лицом, которое без установленных законом оснований сберегло денежные средства за счет истца. При указанных обстоятельствах, не может являться основанием к отказу в иске то обстоятельство, что непосредственно при составлении акта 06.05.2014 г. ответчик Бояринцева А.Г. не присутствовала. Данное обстоятельство не влияет на ее права и не свидетельствует о несоответствии указанных в акте выводов фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Поскольку в соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика Бояринцевой Л.Ю., являющейся законным представителем Бояринцевой А.Г. в пользу ОАО «Ижевские электрические сети» стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии в размере 100091,25 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскания пользу истца уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 3201,82 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск ОАО «Ижевские электрические сети» к Бояринцевой Л.Ю., действующей в интересах Б.А.Г., Б.А.Г. о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии удовлетворить.
Взыскать с Бояринцевой Л.Ю., действующей в интересах Б.А.Г. в пользу ОАО «Ижевские электрические сети» стоимость объема бездоговорного потребления электрической энергии в размере 100 091 рубль 25 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3201 рубль 82 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим 20 февраля 2015 года.
Председательствующий судья М.А. Иванова