63RS0007-01-2023-000405-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
29 марта 2023 г. <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Гончарюка И. Н. к ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес>, начальнику ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес> Тимченкову И. Н. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛ:
Гончарюк И.Н. обратился в суд с административным иском указав, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в колонии строгого режима ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес>. В колонии административный истец столкнулся с нарушениями различного характера. Так, административный истец освобожден по медицинским показаниям от выхода на проверки, но на рекомендации врачей администрация исправительного учреждения не реагирует. Также, в связи с наличием заболевания административному истцу установлена диета. Однако в исправительном учреждении отказываются предоставлять питание, соответствующее «столу №». Административный истец, полагая, что бездействием исправительного учреждения ухудшается его состояние здоровья и нарушаются его законные права, просит суд признать ненадлежащими условия содержания административного истца, взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в сумме 150 000 рублей.
Административный истец Гончарюк И.Н. в судебном заседании (посредством видеоконференц-связи) в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что в ответе на запрос медицинской части не указаны сведения о наличии у него заболевания, а именно Гепатита-С. От усиленного рациона питания он отказался по причине того, что ему нельзя употреблять молоко и маргарин. Кроме того, у него было освобождение от проверок, однако его все равно выводили на проверки. В последнее время он игнорировал проверки, к ответственности за отсутствие на проверках его не привлекали.
Представитель административного ответчика – ФКУ ИК-13 ГУФСИН Р. по <адрес> Зотеев С.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил отказать в полном объеме. Пояснил, что в соответствии с правилами внутреннего распорядка, проведение проверки осуществляется с учетом медицинских показаний в отношении заключенного. В данном случае административный истец был освобожден от построения на проверку, в связи с чем на построение не выходил. Кроме того, индивидуальный рацион питания предоставляется только в медицинском учреждении. Повышенная норма питания не является диетой. Диета устанавливается определенной категории заключенных.
Административный ответчик – начальник ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес> Тимченков И.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель заинтересованного лица – ФКУЗ МСЧ-63 ФСИР Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Заинтересованное лицо – Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 3 названной статьи установлено, что требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 названной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть вторая статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).
Статьей 12 поименованного кодекса предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Между тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Армянским городским судом Республики Крым, Гончарюк И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден по части 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к 1 году 9 месяцев лишения свободы с лишением управлять транспортными средствами на 2 года. Апелляционным постановление Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ приговор от ДД.ММ.ГГГГ изменен, Гончарюк И.Н. приговорен к 1 году 8 месяцев лишения свободы с лишением управлять транспортными средствами на 2 года.
Согласно справке по личному делу осужденного, Гончарюк И.Н. прибыл в ФКУ-ИК 13 - ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным Казенным Учреждением здравоохранения медико-санитарной части № (далее – ФКУЗ МЧС-63 Ф. Р.) в материалы административного дела было предоставлены сведения о состоянии здоровья Гончарюка И.Н. из которого следует, что последний состоит на диспансерном учете в филиале «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-63 Ф. Р. с диагнозом: ХВГС. Алкогольный цирроз печени. ДОА левого т/б сустава 3-4 <адрес> некроз головки левого бедра. НФС II. ДОА правого г/с сустава III ст. НФС II <адрес> С-отдела позвоночника. Болевой синдром. Хронический гастродуоденит. Хронический панкреатит, ремиссия. Дисгидроз.
ДД.ММ.ГГГГ при первичном осмотре терапевтом осужденный Гончарюк И.Н был освобожден от проверок постоянно. Рекомендовано: исключить долгое пребывание на ногах по состоянию здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр врача невролога, установлен диагноз. Рекомендовано: избегать длительного пребывания на ногах.
ДД.ММ.ГГГГ проведен прием медицинским работником. Согласно рекомендации врача невролога, рекомендовано избегать длительного пребывания на ногах. Проверка вне строя.
Осужденный Гончарюк И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ стоял на дополнительном питании согласно приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
ДД.ММ.ГГГГ осужденный Гончарюк И.Н. написал заявление на имя начальника филиал МЧ-5 с просьбой снять его с дополнительного питания.
Согласно справке, выданной начальником филиала Медицинской части № ФКУЗ МСЧ-63 Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ, Гончарюк И. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдался в МЧ-5 ФКУЗ МСЧ - 63 Ф. Р. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с диагнозом: ДОА обеих тазобедренных суставов 3-4 <адрес> некроз головки бедренных костей. НФС 2. ДОА правого г/с сустава 2 ст. НФС 2. Хронический гастродуоденит, обострение. Острый фарингит. ИНВ III. ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида рекомендуемым средством технической реабилитации является трость опорная регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения. Осужденный Гончарюк И.Н. обеспечен данным вышеуказанным техническим средством. За время наблюдения освобождался от проведения общих проверок по болезни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Осужденный Гончарюк И.Н. ДД.ММ.ГГГГ проходил лечение в ФКЛПУ ОСБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: ДОА обеих тазобедренных суставов 3-4 <адрес> некроз головки бедренных костей. НФС 2. ДОА правого г/с сустава 2 ст. НФС 2. Хронический гастродуоденит, обострение. Острый фарингит.
Согласно рекомендациям ФКЛПУ ОСБ рекомендовано: без тяжелой нагрузки, длительного пребывания на ногах; избегать переохлаждений, сквозняков; гастропротекторы курсами (осень, весна); НПВС при болях. В настоящее время состояние удовлетворительное. Является инвалидом III группы.
Административный истец в своем административном исковом заявлении ссылается на то, что он освобожден от проверок по медицинским показаниям, однако администрация исправительного учреждения игнорирует указанные рекомендации.
Порядок проверки наличия осужденных к лишению свободы регламентирован главой 23 Приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее – Приказ Минюста России от 04.02.2022 № 110).
Так, в соответствии с пунктом 407 Приказа Минюста России от 04.02.2022 № 110 проверка наличия осужденных к лишению свободы осуществляется в ИУ ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня осужденных к лишению свободы. Одновременно проверяется их внешний вид.
Проверка наличия осужденных к лишению свободы проводится в установленном месте на общем построении путем подсчета и пофамильной переклички не реже двух раз в сутки. При проведении проверки администрацией ИУ после объявления его фамилии осужденный к лишению свободы называет свои имя и отчество (при наличии) (пункт 408).
От общего построения при проведении проверки наличия осужденных к лишению свободы освобождаются те из них, кто отдыхает после работы в ночную смену, занят на работах, оставление которых невозможно, кто имеет освобождение по болезни (предписан постельный режим), а также женщины, проживающие с детьми в домах ребенка ИУ, инвалиды I и II групп (с учетом медицинских показаний). Их проверка проводится по месту нахождения (пункт 411).
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения закона в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным бездействия исправительного учреждения в части освобождения от проверок Гончарюка И.Н., предусмотренных пунктом 411 Приказа Минюста Р. от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется, Гончарюк И.Н. по причине болезни освобождался от проведения проверок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (проверка вне строя). Каких-либо иных причин для освобождения Гончарюка И.Н. от проверок на более длительный срок установлено не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод административного истца о том, что сотрудники исправительного учреждения игнорировали рекомендации врачей об освобождении его проверок и выводили его на проверки, не может быть принят судом во внимание, поскольку доказательств в подтверждение указанного довода, административным истцом в материалы дела не представлено. Кроме того, следует отметить, что согласно справке о наличии поощрений и взысканий осужденного Гончарюка И.Н., последний не имеет взысканий за нарушение выхода на проверки осужденных, при наличии его пояснений об игнорировании им самим выхода на проверки.
Кроме того, административный истец ссылается на то, что ему установлена конкретная диета (стол № 5), однако в исправительном учреждении отказываются такую диету предоставить.
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок) утвержден Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Особенности организации питания больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, урегулированы специальными нормами, содержащимися в главе IX Порядка (пункты 141 - 152), на основании которых во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется организация лечебного питания для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в специальных диетах, по назначению лечащего врача в зависимости от характера заболевания.
Согласно пункту 146 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 больным, нуждающимся в специальных диетах, по заключению врача в зависимости от характера заболевания разрешается производить замену одних продуктов на другие, а также закупать отдельные из них в пределах стоимости продуктов по соответствующей норме.
Согласно пунктам 150, 151 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 при поступлении больного осужденного, подозреваемого и обвиняемого в лечебное учреждение УИС лечебное питание назначается дежурным врачом. Назначенная диета вносится в историю болезни и одновременно в сводный заказ на всех поступивших больных, который направляется на столовую (пищеблок) в установленное время.
Больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен. При назначении питания ВИЧ-инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных.
Приказом Министерства юстиции РФ от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» установлены повышенные нормы питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (Приложение N 5).
В графах 11 и 13 приложения № 7 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 г. № 189 установлены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, которыми допускается заменять молоко и маргарин.
Как указывалось выше, согласно письму ФКУЗ МСЧ-63Ф. Р. о состоянии здоровья Гончарюка И.Н., последний стоял на дополнительном питании согласно приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и замены одних продуктов другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». ДД.ММ.ГГГГ осужденный Гончарюк И.Н. написал заявление на имя начальника филиал МЧ-5 с просьбой снять его с дополнительного питания.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ МК-13 УФСИН Р. по <адрес>, питание осужденного Гончарюка И.Н. осуществляется согласно Приказа Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно спискам диет питания, поданным МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-63 Ф. Р., осужденный Гончарюк И.Н. не относится к числу осужденных, питание которых осуществляется по повышенным нормам.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия исправительного учреждения, выразившегося в не предоставлении конкретной диеты административному истцу, поскольку Гончарюку И.Н. было установлено дополнительное питание, однако сам осужденный обратился с просьбой о снятии его с дополнительного питания, поскольку в предоставляемых продуктах имелись молоко и маргарин. Однако данный довод также не может быть судом во внимание, поскольку как указывалось ранее, замена одних продуктов на другие разрешается производить только на основании заключения врача. Такого заключения либо иных рекомендаций со стороны медицинской части предоставлено не было. Сам осужденный с просьбами либо с заявлением о замене продуктов питания к врачу, либо администрации исправительного учреждения не обращался, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать:
1) в мотивировочной части: а) сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях; б) обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении; в) мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении;
2) в резолютивной части: а) в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это; б) в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
Исходя из специфики дел о взыскании компенсации за ненадлежащие условия в местах содержания под стражей или в исправительных учреждениях, для разрешения вопроса о компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким-либо иным способом.
В данном случае нарушения условий содержания, а также бездействия исправительного учреждения, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, судом установлено не было, соответственно требование о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания административного истца также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Гончарюка И. Н. к ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес>, начальнику ФКУ ИК-13 УФСИН Р. по <адрес> Тимченкову И. Н. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Серова С.Н.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.