Решение по делу № 2-225/2020 ~ М-187/2020 от 19.03.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                         20 апреля 2020 года

    Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Исмаиловой Т.Р.,

при секретаре ФИО1,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Рушульская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Рушульская СОШ»),

об обязании Администрацию МР "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении,

и об обязании МКОУ "Рушульская СОШ" в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами,

установил:

    прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и к МКОУ «Рушульская СОШ» <адрес> РД об обязании Администрацию МР "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении, и об обязании МКОУ "Рушульская СОШ" в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами.

    Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии в сфере обеспечения питьевого режима в образовательных учреждениях <адрес> РД.

    Согласно п.п. 2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

    В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно п.1 ст.19 того же закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

    Постановлением Главного санитарного врача РФ от 23.07.2008г. "Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08" предусмотрено, что в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

    В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.     Питьевой режим в образовательном учреждении должен быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости.

    Кроме того, должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени пребывания в образовательном учреждении.

    Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МКОУ "Рушульская СОШ" питьевой режим не соответствует нормам действующего законодательства.

    Подобными бездействиями нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательного учреждения и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.

    Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В судебное заседание прокурор <адрес> РД не явился. Направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя прокуратуры. Также в заявлении требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить требования в полном объеме.

    Представитель ответчика директор МКОУ "Рушульская СОШ" ФИО2 в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Администрации МР "<адрес>" РД врио главы администрации ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон.

    Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора <адрес> РД следует удовлетворить.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Пунктами 2, 3 части 6 статьи 28 ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

    В соответствии с ч. 7 ст. 28 указанного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    На основании ст. 28 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

    Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008г. ) в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.    Питьевой режим в образовательных учреждениях должен быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики и вода, расфасованная в емкости.

    Кроме того, должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

    Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

    При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой в обеденном зале и одноразовых стаканчиков - учебных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.

    При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

    Согласно ст. 39 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    Из материалов дела усматривается, что в июле 2019г. прокуратурой <адрес> РД совместно с начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 проведена проверка исполнения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" администрацией МР «<адрес>».

    В ходе проверки выявлено, что установленные в законодательстве режимы водо- и рыбоохранных, прибрежных защитных зон, зон затопления и подтопления, санитарной охраны, не соблюдаются, контрольно- надзорная деятельность по выявлению и пресечению фактов незаконного водопользования и сброса сточных вод в поверхностные воды в полной мере не осуществляется, остаются бесхозяйными, не взяты на баланс и не переданы в границы эксплуатационной ответственности гарантирующей организации все подземные водоисточники и водопроводы в полном объеме по <адрес> РД, администрация МР «<адрес> не разместила на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и в средствах массовой информации сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, и другие нарушения, за что в отношении администрации МР "<адрес>" возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

Из имеющейся в материалах дела справке помощника <адрес> РД от 12.03.2020г. следует, что прокуратурой <адрес> РД в марте 2020 года во всех муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях <адрес> РД проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии в сфере обеспечения питьевого режима.

    Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях <адрес> РД питьевой режим не соблюдается.

    Учитывая, что на момент вынесения решения нарушения санитарно-эпидемиологических норм не устранены, и ответчики против удовлетворения требований не возражали, суд находит заявленные прокуратурой <адрес> РД исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Обязанность принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить образовательное учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами, должна быть возложена на образовательное учреждение.

    В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Согласно ст. 9.2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

    В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

    Согласно уставу МКОУ "Рушульская СОШ" его учредителем является Администрация МР "<адрес>". Финансирование МКОУ "Рушульская СОШ" осуществляется через централизованную бухгалтерию Администрации МР "<адрес>".

    Администрация МР "<адрес>" осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета.

    Таким образом, Администрация МР "<адрес>" несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и МКОУ "Рушульская СОШ".

    Суд находит требования прокурора к Администрации МР "<адрес>" о возложении на него обязанности выделить финансовые средства для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Согласно части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчики должны произвести для устранения нарушений законодательства, суд полагает для ответчиков достаточным срок – до 01.09.2020г.

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты госпошлины;

На основании статей 98 и 103 ГПК РФ с ответчика МКОУ "Рушульская СОШ" в доход бюджета МР "<адрес>" РД подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    исковые требования прокуратуры <адрес> РД удовлетворить.

    Обязать <адрес> "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Рушульская СОШ" <адрес> РД в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами.

Взыскать с МКОУ "Рушульская СОШ" госпошлину в доход местного бюджета МР «<адрес>» в размере 300 руб.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Решение принято в совещательной комнате в окончательной форме.

Председательствующий                    Т.Р. Исмаилова.

2-225/2020 ~ М-187/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Табасаранского района РД
Ответчики
Администрация МР "Табасаранский район"
МКОУ "Рушульская СОШ"
Суд
Табасаранский районный суд Республики Дагестан
Судья
Исмаилова Тамара Рамазановна
Дело на странице суда
tabasaranskiy--dag.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее