Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 апреля 2020 года
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исмаиловой Т.Р.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Рушульская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Рушульская СОШ»),
об обязании Администрацию МР "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении,
и об обязании МКОУ "Рушульская СОШ" в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами,
установил:
прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и к МКОУ «Рушульская СОШ» <адрес> РД об обязании Администрацию МР "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении, и об обязании МКОУ "Рушульская СОШ" в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии в сфере обеспечения питьевого режима в образовательных учреждениях <адрес> РД.
Согласно п.п. 2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно п.1 ст.19 того же закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Главного санитарного врача РФ № от 23.07.2008г. "Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08" предусмотрено, что в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Питьевой режим в образовательном учреждении должен быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости.
Кроме того, должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени пребывания в образовательном учреждении.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МКОУ "Рушульская СОШ" питьевой режим не соответствует нормам действующего законодательства.
Подобными бездействиями нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательного учреждения и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебное заседание прокурор <адрес> РД не явился. Направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя прокуратуры. Также в заявлении требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика директор МКОУ "Рушульская СОШ" ФИО2 в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации МР "<адрес>" РД врио главы администрации ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора <адрес> РД следует удовлетворить.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пунктами 2, 3 части 6 статьи 28 ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 указанного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст. 28 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008г. №) в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Питьевой режим в образовательных учреждениях должен быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики и вода, расфасованная в емкости.
Кроме того, должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой в обеденном зале и одноразовых стаканчиков - учебных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
Согласно ст. 39 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что в июле 2019г. прокуратурой <адрес> РД совместно с начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 проведена проверка исполнения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" администрацией МР «<адрес>».
В ходе проверки выявлено, что установленные в законодательстве режимы водо- и рыбоохранных, прибрежных защитных зон, зон затопления и подтопления, санитарной охраны, не соблюдаются, контрольно- надзорная деятельность по выявлению и пресечению фактов незаконного водопользования и сброса сточных вод в поверхностные воды в полной мере не осуществляется, остаются бесхозяйными, не взяты на баланс и не переданы в границы эксплуатационной ответственности гарантирующей организации все подземные водоисточники и водопроводы в полном объеме по <адрес> РД, администрация МР «<адрес> не разместила на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и в средствах массовой информации сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, и другие нарушения, за что в отношении администрации МР "<адрес>" возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Из имеющейся в материалах дела справке помощника <адрес> РД от 12.03.2020г. следует, что прокуратурой <адрес> РД в марте 2020 года во всех муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях <адрес> РД проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии в сфере обеспечения питьевого режима.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях <адрес> РД питьевой режим не соблюдается.
Учитывая, что на момент вынесения решения нарушения санитарно-эпидемиологических норм не устранены, и ответчики против удовлетворения требований не возражали, суд находит заявленные прокуратурой <адрес> РД исковые требования подлежащими удовлетворению.
Обязанность принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить образовательное учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами, должна быть возложена на образовательное учреждение.
В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 9.2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно уставу МКОУ "Рушульская СОШ" его учредителем является Администрация МР "<адрес>". Финансирование МКОУ "Рушульская СОШ" осуществляется через централизованную бухгалтерию Администрации МР "<адрес>".
Администрация МР "<адрес>" осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета.
Таким образом, Администрация МР "<адрес>" несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и МКОУ "Рушульская СОШ".
Суд находит требования прокурора к Администрации МР "<адрес>" о возложении на него обязанности выделить финансовые средства для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчики должны произвести для устранения нарушений законодательства, суд полагает для ответчиков достаточным срок – до 01.09.2020г.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты госпошлины;
На основании статей 98 и 103 ГПК РФ с ответчика МКОУ "Рушульская СОШ" в доход бюджета МР "<адрес>" РД подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокуратуры <адрес> РД удовлетворить.
Обязать <адрес> "<адрес>" выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения питьевого режима в образовательном учреждении.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Рушульская СОШ" <адрес> РД в срок до 01.09.2020г. обеспечить учреждение стационарными питьевыми фонтанчиками, оснащенными фильтрами.
Взыскать с МКОУ "Рушульская СОШ" госпошлину в доход местного бюджета МР «<адрес>» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение принято в совещательной комнате в окончательной форме.
Председательствующий Т.Р. Исмаилова.