Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-92/2018 ~ М-48/2018 от 01.03.2018

дело №2-92/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 мая 2018 года                        п. Суксун Пермского края

Суксунский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,

представителя истца Зориной Р.Ф., действующего по доверенности Заякиной Е.Н.,

представителя ответчика администрации Ключевского сельского поселения, действующей по доверенности Мининой О.Н.,

представителя органа опеки и попечительства МТУ № 3, действующей по доверенности Сысолятиной Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах недееспособной Касимовой С. к Администрации Ключевского сельского поселения о признании незаконным и отмене постановления об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Касимовой С., возложении обязанности поставить ее на жилищный учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признать право на обеспечение жильем в рамках реализации федеральной подпрограммы как вдовы участника ЧАЭС, возложении обязанности по включению в список граждан-участников указанной подпрограммы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Зорина Р.Ф., действующая в интересах недееспособной Касимовой С. являясь ее опекуном, обратилась в суд с иском к администрации Ключевского сельского поселения, уточнив впоследствии требования окончательно просила:

- отменить постановление администрации Ключевского сельского поселения Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Касимовой С. нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- возложить на ответчика обязанность поставить Касимову С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке;

- признать за Касимовой С. право на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы»;

- обязать ответчика принять решение о включении Касимовой С. в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы»;

- взыскать с ответчика денежную компенсацию в счет причиненного морального вреда в связи с незаконным отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере 10 000 рублей и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3360 рублей.

В обоснование своих требований указала, что ее мать является инвали<адрес> группы, вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Касимова С. как вдова участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно пункту 1 статьи 15 указанного закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона, а также гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (часть 2 данной статьи).

С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая содержит подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 18 февраля 2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила).

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «е» пункта 5 Правил, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С этой целью истец, как опекун недееспособной Касимовой С., обратилась к ответчику с заявлением о признании ее матери Касимовой С. нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки ее на учет и впоследствии получения социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Оспариваемым постановлением ответчика Касимовой С. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что площадь занимаемого ею и ее семьей жилого помещения на одного члена семьи составляет 15,03 кв.м., что превышает утвержденную учетную норму сельского поселения 12,0 кв.м.

Истец полагает, что учетная норма жилой площади, которая должна применяться в случае постановки на учет Касимовой С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе как инвалида 1 группы, должна устанавливаться органами исполнительной власти субъекта РФ. Также Касимова С. имеет заболевание, предоставляющее право на дополнительную жилую площадь в соответствии с п. 9 «Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991н.

Считает, что в ходе рассмотрения заявления о постановке на учет Касимовой С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчиком не составлен акт проверки жилищных условий инвалида первой группы, заявление о постановке на учет не подписано всеми дееспособными членами семьи, не затребован полный пакет документов, в том числе о наличии заболевания Касимовой С. в связи с чем обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным. Полагает, что поскольку, как установлено в ходе судебного заседания, семья Касимовой С. состоит из трех человек (она, ее опекун Зорина Р.Ф., внук Зорин Н.О.), принимая во внимание, что в пользовании семьи имеется 56,1 кв.м. жилья, то с учетом предоставления на семью из трех человек 18 кв.м. на одного члена семьи и права Касимовой С. на дополнительную жилую площадь, нуждаемость семьи составляет 72 кв.м., что превышает имеющуюся у них на 15,9 кв.м. Следовательно, Касимова С. и члены ее семьи имеют право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также полагает, что в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 14.10.2016 № СЭД-35-01-12-390 «Об утверждении порядка формирования и утверждения сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов» именно ответчик вправе принять решение о признании за Касимовой С. права на обеспечение жильем в рамках реализации Подпрограммы и получении ею в последующем выплаты в виде государственного жилищного сертификата.

Полагает, что Касимова С., имея полное право на получение благоустроенного жилого помещения с дополнительной площадью, вынуждена проживать в помещении, не имеющем необходимых стандартов. Ее права нарушены действиями ответчика, причинены физические и нравственные страдания. Ее опекун с ДД.ММ.ГГГГ вынуждена совершать действия по обжалованию незаконного принятого решения ответчика, прибегать к услугам представителя, оплачивать их, оставляя свою недееспособную мать на попечение родственников для того, чтобы собрать необходимые для судебных заседаний документы. В связи с чем, просить взыскать с ответчика денежную компенсацию в счет причиненного морального вреда в связи с незаконным отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий инвалида 1 группы Касимовой С. в сумме 10 000 рублей, а также взыскать судебные расходы в виде оплаты услуг представителя Заякиной Е.Н. в сумме 3360 руб.

В судебное заседание истец Зорина Р.Ф., действующая в интересах недееспособной Касимовой С., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте его проведения, не явилась, согласно ранее представленному заявлению, просила провести судебное заседание в ее отсутствие, с участием ее представителя Заякиной Е.Н. (л.д.107).

Представитель истца, действующая по доверенности Заякина Е.Н., на доводах иска с учетом его дополнения и уточнения настаивала в полном объеме. Дополнительно указала, что Касимова С. членом семьи Зориной Р.Ф. ее опекуна не является, вселена к дочери, своему опекуну, вынужденно, поскольку не имеет иного жилья, является недееспособной. Поэтому при определении ее нуждаемости необходимо учитывать только наличие у нее 11 кв.м. жилья, эквивалентного 600 тыс. руб., выплаченным администрацией Лобановского сельского поселения по утвержденному Пермским районным судом мировому соглашению. В связи с чем, исходя из учетной нормы в 12 кв.м., Касимова С. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика, действующая по доверенности Минина О.Н., с заявленным иском не согласна в полном объеме. Полагая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным. Также просила учесть, что опекуном Касимовой С. при подаче заявления в Администрацию Ключевского поселения был скрыт факт заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Касимовой С. как инвалиду 1 группы для индивидуального жилищного строительства.

Представитель органа опеки и попечительства МТУ № 3 Министерства социального развития Пермского края, привлеченного судом к участию в деле определением судебного заседания от 06 апреля 2018, в порядке ч.2 ст. 47 ГПК РФ, действующая по доверенности Сысолятина Л.М., заявленный иск поддержала, представив заключение, согласно которому в целях защиты прав и законных интересов совершеннолетней недееспособной Касимовой С., орган опеки считает целесообразным удовлетворить заявленные требования в части отмены постановления ответчика, возложении на него обязанности поставить Касимову С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за Касимовой С. право на обеспечение жильем в рамках реализации Подпрограммы, возложить обязанность на ответчика принять решение о включении Касимовой С. в список участников Подпрограммы с целью последующего получения социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.

Заслушав участников процесса, заключение представителя органа опеки и попечительства, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зорина Р.Ф, обратилась к главе администрации Ключевского сельского поселения с заявлением о принятии на учет ее и ее семьи в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав состав своей семьи, состоящей из двух человек: Касимова С. и ФИО2, занимающие часть жилого <адрес> (л.д.136). К указанному заявлению были приложены, в том числе следующие документы: приказ о назначении ФИО2 опекуном недееспособной Касимовой С. от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15); свидетельство о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Тауфиевой С., с присвоением ей фамилии Касимова (л.д.16); свидетельство о смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ(л.д.17); удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году ФИО1, выданное посмертно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44); справка военного комиссариата Кишертского и Суксункого районов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , выданная ФИО2 в том, что ее отец рядовой запаса ФИО1, 1946 г.р., действительно участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45); копия домовой книги, согласно которой в квартире дома <адрес> зарегистрированы ФИО2, Касимова С., ФИО4 (л.д.22-24); копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО2 является собственником указанной выше квартиры, площадь которой составляет 45,1 кв.м. (л.д.21); копия справки от ДД.ММ.ГГГГ, о наличии у Касимовой С. инвалидности 1 группы по общему заболеванию (л.д.18).

Как следует из протокола заседания комиссии по решению вопросов признания нуждающимися в улучшении жилищных условий Администрации Ключевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия рассматривала пакет документов Касимовой С. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по двум основаниям: как вдовы ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС и как инвалида первой группы по общему заболеванию. При этом комиссия пришла к выводу об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на социальных выплаты имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, Касимова С. же обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.

Также комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Касимовой С., в силу п.1 подпункта 3 ст. 52 ЖК РФ, подпункта 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку площадь занимаемого семьей жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи составляет 15,03 кв.м. при наличии установленной учетной нормы в сельском поселении в размере 12 кв.м. (л.д.127).

Постановлением Администрации Ключевского сельского поселения Суксунского муниципального района Пермского края № 29 от 20.02.2018 на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ, постановления Администрации Ключевского сельского поселения от 13.04.2015 № 152 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади по договору социального найма на территории Ключевского сельского поселения», на основании решения жилищной комиссии Ключевского сельского поселения № 2 от 26.02.2018 «О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Касимовой Сакины» ей было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.10).     

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац второй пункта 4 части 1 статьи 15).

Таким образом, вдовам умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Как установлено судом, Касимова С. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 г., что подтверждается представленным удостоверением участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году ФИО1, выданного Министерством социального развития Пермского края 29.07.2009, посмертно, в соответствии с Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года, которым утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 30.12.2017) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).

В силу подпункта «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, в силу указанных правовых норм, право на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата, может быть реализовано Касимовой С. при наличии совокупности двух условий: наличие статуса вдовы умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 и нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Как установлено выше, соответствующие документы, подтверждающие статус вдовы участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в1986 ФИО1, опекуном Касимовой С. ответчику были представлены, что представителем ответчика не оспорено.

Основания о порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий регулируются соответствующими положениями Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании, Касимова С. проживает и зарегистрирована по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Зориной Р.Ф., является членом ее семьи, вопреки доводам представителя истца, что следует, в частности, из представленного в адрес ответчика заявления Зориной Р.Ф. о принятии на учет, где Касимова С. указана в качестве члена ее семьи, копии паспорта Касимовой С. (л.д.136, 9).

Занимаемое ими жилое помещение имеет общую площадь 45,1 кв.м., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права. При этом в составе членов семьи, проживающих в данном жилом помещений согласно сведениям домовой книги, ответчиком, как следует из протокола заседания жилищной комиссии и пояснений представителя ответчика, учтен ФИО4 Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения, рассчитанного с учетом трех членов семьи, составила 15,01 кв.м.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, согласно определению Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, утверждено мировое соглашение, заключенное между Зориной Р.Ф., действующей в интересах недееспособной Касимовой С., и администрацией Лобановского сельского поселения, по условиям которого, взамен предоставления во внеочередном порядке Касимовой С. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью 11 кв.м., в пределах территории <адрес>, администрация выплачивает взыскателю Касимовой С. денежные средства в сумме 600 000 рублей для приобретения жилого помещения для проживания Касимовой С. (л.д.40-41).

Как следует из уточненного иска, для учета нуждаемости в улучшении жилищных условий Касимовой С. истец полагает необходимым учесть предоставление Касимовой С. данной денежной суммы, эквивалентной 11 кв.м. жилой площади. Таким образом, истец признает, что в пользовании членов семьи Касимовой С. имеются жилые помещения общей площадью 56,1 кв.м. (л.д.99).

Довод истца о том, что с учетом предоставления жилого помещения на семью из 3 человек согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма» 18 кв.м. на одного человека и права Касимовой С. на дополнительную жилую площадь, нуждаемость составляет 72 кв.м. несостоятелен, исходя из следующего.

Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Постановлением Администрации Ключевского сельского поселения от 13.04.2015 № 152 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади по договору социального найма на территории Ключевского сельского поселения» установлена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи (л.д.75).

С учетом установленных судом обстоятельств, которые истцом признаны в дополнении к иску, подтверждающих обеспеченность семьи Касимовой С., состоящей из трех человек, жилыми помещениями общей площадью 56,1 кв.м. (45,1 кв.м. + 11 кв.м.), обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 18,7 кв.м. при наличии учетной нормы на территории сельского поселения -12 кв.м.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным постановления ответчика об отказе Касимовой С. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

Не свидетельствуют о незаконности принятого ответчиком оспариваемого постановления и доводы истца о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Касимовой С. как инвалида 1 группы и лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 17 указанного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Таким образом, для постановки граждан на учет как нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к категории малоимущих и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, оснований для признания Касимовой С. нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям ст. 51 ЖК РФ не имеется, к тому же в установленном законом порядке Касимова С. малоимущей не признана. Таковых доказательств ответчику при обращении для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий опекуном Касимовой С. представлено не было.

При этом суд считает необходимым отметить, что медицинский документ, подтверждающий наличие у Касимовой С. тяжелой формы хронического заболевания-выписка из протокола ВК от ДД.ММ.ГГГГ , истцом при обращении с заявлением к ответчику о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий представлен не был, соответственно не мог быть учтен ответчиком при вынесении оспариваемого постановления (л.д.102).

К тому же, как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг. Касимовой С. как инвалиду 1 группы на основании обращения ее опекуна предоставлен по договору аренды земельного участка по основаниям подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, со сроком действия договора двадцать лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37,76).

Частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5).

При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке Касимовой С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

Поскольку Касимова С. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответственно на ответчика не может быть возложена обязанность по включению ее в список граждан- участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и признания за нею права на обеспечение жильем в рамках реализации указанного выше мероприятия.

Поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда не имеется. В силу ст. 98 ГПК РФ, так как решение вынесено не в пользу истца, в удовлетворении требования о взыскании в ее пользу расходов на оплату услуг представителя в размере 3360 рублей надлежит отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2, действующей в интересах недееспособной Касимовой С., к Администрации Ключевского сельского поселения о признании незаконным и отмене постановления об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Касимовой С. возложении обязанности поставить ее на жилищный учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" как вдовы участника ЧАЭС, возложении обязанности по включению в список граждан-участников основного мероприятия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        А.А. Ярушина

Мотивированное решение составлено 10 мая 2018 года

2-92/2018 ~ М-48/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зорина Резида Фатыковна
Ответчики
Администрация Ключевского сельского поселения
Другие
орган опеки и попечительства МТУ№3 Минсоцразвития ПК
Заякина Елена Николаевна
Суд
Суксунский районный суд Пермского края
Судья
Ярушина Алевтина Анатольевна
Дело на странице суда
suksun--perm.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2018Предварительное судебное заседание
06.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
04.05.2018Судебное заседание
10.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2018Дело оформлено
22.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее