Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
с участием прокурора Лукиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1159/20 по административному иску Лукманова Дамира Нургалиевича к Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным административным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что решением Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту ТИК) Самарского района г. Самары Самарской области от 11.08.2020 № 168 ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу № 19 подписных листов не соответствующих утвержденному решением ТИК Самарского района г. Самара Самарской области от 28.06.2020 №16, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования – отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации – «Самарская область».
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области от 11.08.2020г. № 168 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Д.Н. Лукманова», а также возложить на ответчика обязанность по его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В судебное заседание административный истец не явился, просил суд дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области, действующий на основании удостоверения, административные исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, предоставил в суд письменный отзыв, в котором полагал заявленные требования не обоснованными.
Выслушав стороны, заключение прокурора считавшего административный иск не обоснованным, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту ТИК) Самарского района г. Самары Самарской области от 11.08.2020 № 168 истцу отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу № 19 подписных листов не соответствующих утвержденному решением ТИК Самарского района г. Самара Самарской области от 28.06.2020 №16, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования – отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации – «Самарская область».
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону.
Согласно пункту 8.1 Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона ТИК Самарского внутригородского района города Самара Самарской области принято решение от 28.06.2020 № 16 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва». Данное решение опубликовано в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно утвержденному ТИК в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020 года должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области».
Между тем, как установлено судом, в подписных листах, представленных административным истцом, в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением ТИК образцу заполнения в данной части подписного листа, а, следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, признаются недействительными. Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования истца не обоснованными, а его доводы о том, что соблюдение образца заполнения подписного листа является необязательным и его несоблюдение не влечет признание подписей недействительными, является ошибочным, основанном на неверном толковании норм Федерального закона.
Также суд полагает, что для признания подписей недействительными, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона, а не Уставу муниципального образования.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного ТИК, соответствует самому Уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административным ответчиком обосновано было принято оспариваемое решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Лукманова Д.Н., поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом достоверно установлено, что все представленные истцом в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
Поскольку все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных истцом в окружную избирательную комиссию, являются недействительными, оснований для вынесения решения о регистрации кандидата у данной комиссии не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Лукманова Дамира Нургалиевича к Территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения и возложении обязанностей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 5 дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено судом в совещательной комнате.