Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3316/2017 ~ М-3094/2017 от 19.09.2017

Гражданское дело № 2-3316/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2017 года г.Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Ермаковой А.В.

при секретаре Андреевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сертаковой Елены Александровны к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлению жилья,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлению жилья. В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и нуждается в улучшении жилищных условий, проживает с сыном и внучкой в комнате общежития общей площадью 13,4 кв.м., относящемуся к маневренному фонду. В исковом заявлении ФИО1 указала, что неоднократно обращалась в различные государственные органы с просьбой обеспечить ее жильем, однако, ей отказывали, после того как ее возраст достиг 23 лет она полагала, что утратила свое право на обеспечение ее жильем, как лицо из числа детей-сирот, однако, в настоящее время ей разъяснили что свое право она может утратить только после того как будет обеспечена жильем.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, кроме того пояснила, что в возрасте 17 лет она родила ребенка и в связи с тем, что не имела жилья она обратилась в администрацию <адрес> и ей, как воспитаннице детского дома и одинокой матери была предоставлена комната в общежитии маневренного жилищного фонда по <адрес>А в <адрес>. Комната была ей предоставлена временно, до получения другой жилой площади. ФИО1 зная о том, что ей как ребенку-сироте должна быть выделена квартира неоднократно обращалась в администрацию <адрес>, в том числе с письменными обращениями, однако, ей поясняли что жилого фонда нет и необходимо ждать, ответы на свои обращения она получала, в том числе и в письменном виде, однако, они у нее не сохранились. В виду того, что в 2002 году ей исполнилось 23 года, ФИО1 полагала, что это стало не возможно.

Представитель истца ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержал, полагая, что утратить свое право на получение жилого помещения ФИО1 в силу возраста не могла, поскольку оно не реализовано по вине органов опеки и попечительства администрации <адрес>. Именно на органы опеки и попечительства возложены обязанности по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей по их выявлению, учету и обеспечения их жилой площадью, однако, не смотря на неоднократные обращения истицы в администрацию <адрес> с заявлениями она так и не была поставлена на учет в качестве ребенка-сироты нуждающейся в улучшении жилищных условий. Тот факт, что истица в силу возраста и правовой неграмотности не смогла самостоятельно реализовать свое право на обеспечение ее жилым помещением, а также то, что она не сохранила переписку по данному вопросу не может являться основанием для предоставления ей жилья, поскольку комната, в которой она в настоящее время проживает, была представлена ей именно как воспитаннице детского дома до получения другой жилой площади.

Представитель ответчика управления социальной защиты и семейной политики <адрес> ФИО4 (по доверенности) в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поскольку учетное дело ФИО1 в управление социальной защиты и семейной политики <адрес> до достижения ей возраста 23 лет не поступало, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не состоит. На момент подачи искового заявления ФИО1 не относится к указанной категории лиц, поскольку ей исполнилось 38 лет. Также полагала доводы о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства несостоятельными, поскольку ФИО1 в возрасте с 18 до 23 лет могла самостоятельно реализовать свое право на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и включении ее в список.

Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поскольку на момент обращения в суд истица утратила статус лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так как ей исполнилось 38 лет и ФИО1 не были представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии у нее обстоятельств объективно препятствовавших обратиться с заявлением о постановке на учет на протяжении длительного времени (более 20 лет). Кроме того считала несостоятельными доводы истицы о том, что предоставление ей комнаты в общежитии, относящемуся к маневренному фонду, как воспитаннице детского дома и одинокой матери, свидетельствуют о том, что она принимала меры к обеспечению ее жилым помещением как ребенка-сироты, поскольку Положение о маневренном жилищном фонде (утверждено постановлением мэра <адрес> 16.08.1995г. ) не содержит в качестве лиц, которым предоставляются из него жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, согласно письменному заявлению просил вынести решение в интересах истца.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в ЖК РФ и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 постоянно зарегистрирована в общежитии маневренного жилищного фонда по адресу: <адрес>А в комнате 407, общей площадью 13,4 кв.м., указанная комната была предоставлена ФИО1 на основании приказа Головного предприятия жилищно-коммунального и энергетического хозяйства <адрес> от 21.04.1997г. , как воспитаннице детского дома, одинокой матери временно, до получения другой жилой площади. В указанной комнате помимо истицы зарегистрирован ее сын - ФИО6

<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав, в связи с чем она приобрела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом культуры и архивной работы комитета по социальной политике администрации <адрес> в период с 16.12.1983г. по 28.08.1986г. ФИО1 находилась в детском доме им. Ф. Энгельса, затем выбыла в Канищевский детский дом, где находилась до 16.06.1989г. Затем в период с 17.06.1989г. по 06.09.1994г. находилась в ТОГУ «Сосновская школа интернат», откуда выбыла в ПТУ-22 <адрес>.

04.05.2017г. ФИО1 обратилась в управление социальной защиты и семейной политики <адрес> с заявлением об обеспечении ее жилым помещением.

Письмом управление социальной защиты и семейной политики <адрес> от 16.05.2017г. № С-07-1028 истцу было отказано в постановке на учет в связи с достижением на момент обращения возраста 37 лет, и поскольку до указанного времени истец не состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что ФИО1 достигла возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 38 лет. Вместе с тем, суд не представлено надлежащих доказательств, что до ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в органы местного самоуправления и управление социальной защиты и семейной политики истец не обращалась.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ФИО1 не представила суду доказательства уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Доводы стороны истца о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что, по мнению истца, привело к нарушению ее жилищных прав, судом отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела обязанности по полному государственному обеспечению истца были окончены в 1997 году в связи с совершеннолетием, дальнейшим самообразованием и трудоустройством, постинтернатное сопровождение истца не осуществлялось, недееспособной истец не признана, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории она заявила в мае 2017 года (после достижения 23 лет), при том, что имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (1997 год), а также исполнения 23 лет (май 2002 года), до обращения с иском в суд (сентябрь 2017 года), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ее на учет нуждающейся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.

Ссылка истца на то, что в 17-тилетнем она находилась в положении, а затем занималась воспитанием и содержанием малолетнего ребенка, не может быть принята судом в качестве уважительности причин не обращения с заявлением, поскольку и после рождения сына истец располагала достаточным количеством времени для обращения с соответствующим заявлением (с июня 1996 года до мая 2002 года).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о признании ее лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее список лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и обязании представить ей жилую площадь из специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.В. Ермакова

2-3316/2017 ~ М-3094/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сертакова Елена Александровна
Ответчики
Управление социльной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
администрация Тамбовской области
комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г.Тамбова
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Ермакова Аксана Викторовна
Дело на странице суда
sud23--tmb.sudrf.ru
19.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2017Передача материалов судье
20.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2017Подготовка дела (собеседование)
09.11.2017Подготовка дела (собеседование)
09.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2018Дело оформлено
21.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее