УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<Дата обезличена> г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> Носковой ФИО5, Отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от <Дата обезличена>, вынесенного в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, в обоснование требований указав, что решением Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Цыганец А.С. жилое помещение в <адрес> по договору специализированного найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений. <Дата обезличена> ОСП по <адрес> на основании исполнительного листа, выданного на основании названного решения суда было возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, при этом должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В соответствии со ст.8 Федерального закона от <Дата обезличена> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В соответствии со ст.5 Закона Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета жилых помещений специализированного жилищного фонда. Согласно ст.1, <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ, министерство социальной защиты населения <адрес> обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения их полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий. Уставом <адрес> предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. Постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден Порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, которым установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются исключительно за счет средств бюджета <адрес>, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий в виде субвенций. Кроме того, в решении Зейского районного суда от <Дата обезличена> со ссылками на нормы закона установлено, что жилое помещение Цыганец А.С. подлежит предоставлению органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Выделяемых денежных средств из областного бюджета не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с недостаточным выделением денежных средств на приобретение жилых помещений в адрес министерства социальной защиты населения <адрес> администрацией <адрес> направляются письма с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств на приобретение жилых помещений. У администрации <адрес> отсутствует возможность своевременного исполнения решения суда. Неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли и действий администрации. Истцом предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения обязательства.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Отдел судебных приставов по <адрес> и УФССП России по <адрес>.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает. Согласно поступившего заявления поддерживает требования, в том числе, к административным ответчикам, привлеченным к участию в деле по инициативе суда.
Административный ответчик – заместитель начальника ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>, в настоящее время исполняющая обязанности начальника отдела Носкова О.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в отсутствие представителя ответчика ОСП по <адрес>, разрешение требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В силу ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 названного Федерального закона срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что <Дата обезличена> Зейским районным судом <адрес>принято решение по иску прокурора <адрес> в интересах Цыганец А.С. к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, которым на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Цыганец А.С. жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. по договору специализированного найма жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> оставлено без изменения.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа, выданного на основании указанного решения суда судебным приставом – исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
<Дата обезличена> заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Носкова О.В. в рамках названного исполнительного производства вынесла постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно Федеральному закону №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счёт средств областного бюджета благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объем субвенции на реализацию полномочия, установленного пунктом 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению №1 к настоящему Закону.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст.ст.1, 52 Закона Амурской области №472-ОЗ, уполномоченный орган - министерство социальной защиты населения Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий.
В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образования, а также на основании сводной ведомости росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объёмов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счёт бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, администрация города Зеи неоднократно обращалась в министерство социальной защиты населения Амурской области в период с 2016 года по 2018 года с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета с целью обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку выделенных денежных средств не хватает на приобретение жилых помещений даже для лиц указанной категории по которым вынесены судебные решения.
Из сообщения министерства социальной защиты населения <адрес> от <Дата обезличена> следует, что в <адрес> более 2 тысяч детей-сирот имеют право на получение жилого помещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на указанные цели составляет 2,95 млрд.руб. По информации министерства финансов <адрес>, выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2018 году в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия административного истца по исполнению решения суда.
Анализируя представленные доказательства, а также учитывая требования закона, предъявляемые к порядку обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что исполнение судебного решения должником требует определенных временных затрат, в связи с чем у администрации <адрес> отсутствовала объективная возможность исполнить решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> и предоставить Цыганец А.С. жилое помещение во исполнение решения суда в пятидневный срок, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации <адрес> удовлетворить.
Освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, возбужденному <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий Н.В. Клаус
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья Н.В.Клаус