Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-848/2019 (2-11052/2018;) ~ М-10738/2018 от 17.12.2018

                             2-848/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                         Павловой И.М.

при секретаре                                                         Дутовой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Одинцово гражданское дело по иску Военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании установить коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии, ввести их в эксплуатацию, а в последующем обеспечить их техническое обслуживание,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 83 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании в срок до 31 декабря 2019 г. установить в общежитии специализированного жилищного фонда Минобороны России по адресу: АДРЕС, коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии, ввести их в эксплуатацию, а в последующем обеспечить их техническое обслуживание.

Свои требования мотивировал тем, что при проведении 83 военной прокуратурой гарнизона проверки исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при содержании общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенного по адресу: АДРЕС установлено, что общежитие находится в собственности Российской Федерации. На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 передаточным актом от 20.08.2011 здание общежития от ФГКУ «217 КЭЧ района» Минобороны России передано в оперативное управление ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 и 10.1 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 02.10.2017 заключенным между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, последнее обязалось с 01.10.2017 осуществлять управление общежитием в соответствии с условиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе: обеспечить содержание и ремонт общего имущества в общежитии в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Непосредственное управление общежитием осуществляет жилищно-коммунальная служба жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Воздушно-космическим силам), место расположения которой – АДРЕС. Однако, Учреждение в нарушение требований ст.ст. 154, 157, 161, 162 ЖК РФ, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также изданных в их развитие Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 соблюдением требований к оснащению и технической эксплуатации приборов учета потребляемых энергоресурсов в общежитии не обеспечило. Надзорными мероприятиями проведенными в мае 2018 года установлено, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии в общежитии не установлено. Ресурсоснабжающими организациями (МУП ВКХ «Водоканал» и МУП ТХ «Теплосервис») плата за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и отоплению общежития в целях исполнения договоров, заключенных с Учреждением, рассчитывается по заявленным максимальным расчетным нагрузкам. По результатам проверки 21.05.2018 в адрес начальника Учреждения внесено представление об устранении нарушения закона (исх. от 21.05.2018), требования которого до настоящего времени не исполнены, что подтверждается ответами начальника филиала Учреждения (по ВКС) от 12.11.2018 , генерального директора ресурсоснабжающей организации МУП теплового хозяйства «Теплосервис» от 12.11.2018 , генерального директора ресурсоснабжающей организации МУП водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» от 12.11.2018 , в связи с чем, прокурор обратился в суд.

Старший помощник военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона РВСН ФИО в судебном заседании на удовлетворении заявленный исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России извещенным надлежащим образом представителей в судебное заседание не направлено.

От представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменный отзыв в котором просят в удовлетворении заявленных требований отказать ссылаясь, что свою деятельность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России начало с 01.04.2017 года. Согласно передаточному акту от 20.08.2011 года вышеуказанное имущество передано ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» в порядке правопреемства. Спорные объекты были переданы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) по договору от 02.10.2017г. Согласно ответов МУП ВКХ «Водоканал» и МУП ТХ «Теплосервис» от 12.11.2018г. в общежитии специализированного жилого фонда МО РФ по АДРЕС приборы учета потребляемой холодной воды и тепловой энергии не установлены. В октябре 2018 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) объекты специализированного жилищного фонда были переданы с вышеуказанными нарушениями. Согласно приказа от 19.06.2018г., договора от 28.08.2018г. акта приема-передачи, подписанного в октябре 2018 года, вышеуказанные спорные объекты были переданы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) с выявленными в результате проверки военным прокурором нарушениями. После обследования объектов от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) в адрес собственника спорных объектов ФГКУ» Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ было направлено письмо-обращение от 01.11.2018г. (исх) с просьбой принять решение об установке приборов учета энергоресурсов за счет взносов на капитальный ремонт МКД и общежитий, до настоящего времени ответа на которое, не поступило. Как только будет принято решение ФГКУ» Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ о финансировании приборов учета на спорных объектах, они будут установлены.

При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст.ст. 12, 35, 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками процесса своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 83 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании общего имущества и предоставлении коммунальных услуг нанимателям жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенных по адресам: АДРЕС

В рамках указанной проверки в частности установлено, что общежитие специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенное по адресу: АДРЕС находится в собственности Российской Федерации.

На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 передаточным актом от 20.08.2011 здание указанного общежития от ФГКУ «217 КЭЧ района» Минобороны России передано в оперативное управление ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 и 10.1 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 02.10.2017 заключенным между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, последнее обязалось с 01.10.2017 осуществлять управление общежитием в соответствии с условиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе: обеспечить содержание и ремонт общего имущества в общежитии в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

Непосредственное управление общежитием осуществляет жилищно-коммунальная служба жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Воздушно-космическим силам), место расположения которой – АДРЕС.

Надзорными мероприятиями проведенными в мае 2018 года установлено, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии в общежитии по адресу: АДРЕС не установлены. Ресурсоснабжающими организациями (МУП ВКХ «Водоканал» и МУП ТХ «Теплосервис») плата за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и отоплению общежития в целях исполнения договоров, заключенных с Учреждением, рассчитывается по заявленным максимальным расчетным нагрузкам.

По результатам проверки 21.05.2018 в адрес начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесено представление об устранении нарушения закона (исх. от 21.05.2018) в рамках которого предложено принять безотлагательные и конкретные меры по устранению указанных нарушений и недопущению их впредь. С этой целью организовать оснащение общежитий коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии (проверку ранее установленных), ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, а также их надлежащее техническое обслуживание. Рассмотреть вопрос об ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

Требования указанного представления до настоящего времени не исполнены, что подтверждаются ответами начальника филиала Учреждения (по ВКС) от 12.11.2018 , генерального директора ресурсоснабжающей организации МУП теплового хозяйства «Теплосервис» от 12.11.2018 , генерального директора ресурсоснабжающей организации МУП водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» от 12.11.2018 (л.д. 18-19).

Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи).

Частью 5 ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена обязанность собственники жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах до 01.07.2012г. обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, пп. «е1» п. 2 и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, а также п.п. 5.1.2 и 5.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 , коллективные (общедомовые) приборы учета холодной, горячей воды и тепловой энергии входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию таких приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.) возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.

Также согласно п. 18 Минимального перечня работы по проверке исправности, регулировке и техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов отнесены к обязательным работам по содержанию жилищного фонда.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

Однако, в случае если работы по восстановлению работоспособности прибора учета будут капитального характера с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей, то финансирование таких расходов осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию прибора учета, должен в течение двух месяцев обеспечить устранение вышеуказанных нарушений и обеспечить готовность прибора учета к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии в общежитии по адресу: АДРЕС не установлены. Ресурсоснабжающими организациями (МУП ВКХ «Водоканал» и МУП ТХ «Теплосервис») плата за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и отоплению общежития в целях исполнения договоров, заключенных с Учреждением, рассчитывается по заявленным максимальным расчетным нагрузкам, что не обеспечивает соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в общежитии Минобороны России и в том числе влечет завышенные расходы Минобороны России на оплату коммунальных услуг в пустующем жилом фонде.

Доводы представленного представителем ответчиков отзыва о том, что вышеуказанный спорный объект был передан ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) с выявленными в результате проверки военным прокурором нарушениями и необходимости принятия решения ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ о финансировании приборов учета на спорном объеме, судом отклоняются с учетом положений статей 161, 162 ЖК РФ, Федерального закона N 261-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме , поскольку положениями действующего жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. После вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 ГПК РФ, а также положений статей 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права и обязанности на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Кроме того, гражданское процессуальное законодательство (ст. 56 ГПК РФ) обязанность по предоставлению доказательств в обоснование своих требований возлагает не только на истца, но и на ответчика, обязывая последнего предоставить доказательства в обоснование своих возражений.

Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Доказательств, подтверждающих принятие ответчиком всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании вышеизложенного, учитывая, что ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств в опровержение доводов прокурора, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск Военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (юридический адрес: АДРЕС в срок до 31 декабря 2019 г. установить в общежитии специализированного жилищного фонда Минобороны России по адресу: АДРЕС коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной, горячей воды и тепловой энергии, ввести их в эксплуатацию, а в последующем обеспечить их техническое обслуживание.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд, через Одинцовский городской суд в течение одного со дня его принятия решения в окончательной форме.

         Судья:

Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2019 года.

2-848/2019 (2-11052/2018;) ~ М-10738/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "Центральное ТУИО " Министерства обороны РФ
Военный прокурор 83 военной прокуратуры
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
*Павлова И.М.
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
17.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
18.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2019Подготовка дела (собеседование)
16.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2019Судебное заседание
15.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2024Дело оформлено
05.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее