Дело № 2-1995/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Холназаровой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Вилковой Г.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
установил:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Вилковой Г.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по вопросу нарушения прав Вилковой Г.А. ее прав на предоставление льготного обеспечения лекарственными средствами.
Установлено, что Вилкова Г.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №6» с диагнозом: <данные изъяты>, является инвалидом № группы бессрочно.
Вилковой Г.А. назначено применение по льготным рецептам лекарственных препаратов Ketoanalogs of aminoacids (торговое наименование «Кетостерил») и Alfacalcidolum (торговое наименование «Альфадол»).
Так, врачом ГУЗ Городская поликлиника №6 была произведена выписка следующих льготных рецептов на получение лекарственных препаратов: 05.07.2019 серии 731930 № 13374 на Alfacalcidolum 0,25 мкг № 60 в количестве 1 упаковки; 04.10.2019 серии 731930 № 20440 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 06.11.2019 серии 731930 № 22929 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 02.12.2019 серии 731930 № 25112 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 23.01.2020 серии 732030 № 1874 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 02.03.2020 серии 732030 № 5111 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок.
Выдача данных лекарственных препаратов по вышеуказанным рецептам в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: г.Ульяновск, проспект Авиастроителей, 31 не произведена до настоящего времени, что подтверждается журналами рецептов, принятых на отсроченное обеспечение.
В связи с необеспечением Вилкова Г.А. вынуждена была приобретать лекарственные препараты Ketoanalogs of aminoacids («Кетостерил») и Alfacalcidolum («Альфадол») за собственные средства: 01.08.2019 приобретен «Альфадол-Са» № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 375 руб. (по рецепту от 05.07.2019 серии 731930 № 13374); 15.08.2019 приобретен «Альфадол-Са» № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 403 руб. 60 коп. (по рецепту от 05.07.2019 серии 731930 № 13374); 27.10.2019 приобретен «Кетостерил» № 100 в количестве 1 паковки на сумму 2 709 руб. (по рецепту от 04.10.2019 серии 731930 № 20440).
Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Вилкову Г.А. лекарственными препаратами: по льготному рецепту от 06.11.2019 серии 731930 № 22929 на получение Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; по льготному рецепту от 02.12.2019 серии 731930 № 25112 на получение Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; по льготному рецепту от 23.01.2020 серии 732030 № 1874 на получение Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; по льготному рецепту от 02.03.2020 серии 732030 № 5111 на получение Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области произвести Вилковой Г.А. компенсацию самостоятельно затраченных средств на приобретение лекарственных препаратов Ketoanalogs of aminoacids («Кетостерил») и Alfacalcidolum («Альфадол») в связи с необеспечением по льготным рецептам от 05.07.2019 серии 731930 № 13374, от 04.10.2019 серии 731930 № 20440 на сумму 3 487 рублей 60 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала частично указав, что Вилкова Г.А. лекарственным средством по рецепту от 02.03.2020 обеспечена. В остальной части исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме.
Истица Вилкова Г.А. в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал, указал, в том числе, что по рецепту от 02.03.2020 истица обеспечена, по остальным рецептам обеспечении не представляется возможным ввиду истечения их срока годности.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Так, судом установлено, что Вилкова Г.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №6» с диагнозом: <данные изъяты>, является инвалидом № группы бессрочно.
Нуждается в лекарственных средствах: Кетоаналоги аминокислот (Ketoanalogs of aminoacids) и Альфакальцидол (Alfacalcidolum).
Так, врачом ГУЗ Городская поликлиника №6 была произведена выписка следующих льготных рецептов на получение лекарственных препаратов: 05.07.2019 серии 731930 № 13374 на Alfacalcidolum 0,25 мкг № 60 в количестве 1 упаковки; 04.10.2019 серии 731930 № 20440 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 06.11.2019 серии 731930 № 22929 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 02.12.2019 серии 731930 № 25112 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 23.01.2020 серии 732030 № 1874 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок; 02.03.2020 серии 732030 № 5111 на Ketoanalogs of aminoacids № 100 в количестве 4 упаковок.
При этом согласно отчета АО «Ульяновскфармация» по указанным рецептам Вилкова Г.А. обеспечена частично, обслужен лишь рецепт от 02.03.2020.
В связи с не обеспечением лекарственными средствами Вилкова Г.А. была вынуждена приобрести лекарственные препараты Ketoanalogs of aminoacids («Кетостерил») и Alfacalcidolum («Альфадол») за собственные средства: 01.08.2019 приобретен «Альфадол-Са» № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 375 руб. (по рецепту от 05.07.2019 серии 731930 № 13374); 15.08.2019 приобретен «Альфадол-Са» № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 403 руб. 60 коп. (по рецепту от 05.07.2019 серии 731930 № 13374); 27.10.2019 приобретен «Кетостерил» № 100 в количестве 1 паковки на сумму 2 709 руб. (по рецепту от 04.10.2019 серии 731930 № 20440), что подтверждается соответствующими товарными и кассовыми чеками.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Как следует из материалов дела, Вилковой Г.А. лечащим врачом по медицинским показаниям были выписаны рецепты на бесплатное обеспечение указанным выше лекарственными препаратами, которыми она в полном объеме обеспечена не была.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, в связи с установлением судом факта нарушения прав Вилковой Г.А. на бесплатное своевременное обеспечение указанными медицинскими препаратами по указанным выше рецептам, исковые требования прокурора в части возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами: Кетоаналоги аминокислот № 100 в количестве 12 упаковок по выписанным рецептам от 06.11.2019, 02.12.2019, 23.01.2020 подлежат удовлетворению.
В части обеспечения по рецепту от 02.3.2020 в удовлетворении иска следует отказать, так как данный рецепт был обслужен.
Также в силу положений ст. 15 ГК РФ подлежат удовлетворению требования о взыскании в пользу Вилковой Г.А. расходов на приобретение указанных выше лекарств в общем размере 3 487 руб. 60 коп., поскольку, в связи с не обеспечением по бесплатным рецептам из-за отсутствия лекарств в аптечной сети, она вынуждена была приобрести их самостоятельно.
При этом, обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период лечения данным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области в силу вышеприведенных положений законодательства и полномочий Министерства.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.
В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе:формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области;готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.10. Положения 2.10. осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Вилкову Г.А. лекарственным средством: Кетоаналоги аминокислот № 100 в количестве 12 упаковок по выписанным рецептам от 06.11.2019, 02.12.2019, 23.01.2020.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Вилковой Г.А. расходы на приобретение лекарственных средств в размере 3 487 руб. 60 коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.