РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Федоровой Л.П., с участием ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации ФИО3 муниципального образования к ФИО2 о возложении обязанности по сносу жилого дома, признанного не пригодным для проживания, хозяйственных построек, по утилизации строительного мусора, по обращению в орган кадастрового учёта с целью снятия земельного участка с кадастрового учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тальского муниципального образования обратилась в суд с иском к ФИО2, указав в обоснование своих требований, что Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Тайшетского района от 26.06.2019 № 354 с 20 час. 00 мин. 26.06.2019 на территории Тайшетского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316 «О мерах по
ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на
территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального
характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением администрации Тальского муниципального образования № 23 от 1 июля 2019 года жилой дом общей площадью 43 кв.м на основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> попал в зону затопления.
На основании акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией с учетом заключения специализированной организации выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, о признании его непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению. Распоряжением администрации Тальского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. Собственником данного жилого дома по решению Тайшетского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2
Согласно информации ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» собственник ФИО2 за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, реализовал свое право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - купил жилье взамен утраченного.
Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией администрации соответствующего муниципального образования непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществить самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора.
Собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию заявление о несогласии на снос указанного дома не представлено.
Эксплуатация жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с его функциональным назначением невозможна, т.к. он признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.
Жилой дом как объект права собственности уничтожен в результате чрезвычайной ситуации.
Эксплуатация жилого дома, как объекта недвижимости, должна быть прекращена, поскольку непригодное для проживания жилое помещение по своему статусу не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности, оно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью как проживающих в нем граждан, так и неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что собственник жилого дома ФИО2 не желает осуществить снос дома в добровольном порядке истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
При этом требование о сносе и прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение действия негативных последствий чрезвычайной ситуации и обеспечение общественной безопасности.
Несмотря на то, что указанное недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта права, его собственник, в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст.ст. 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», до настоящего времени не обратился в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с прекращением существования объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>
Данный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии, фактически уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровья как для проживающих в нем лиц, так и для неопределенного круга граждан, в связи, чем имеются правовые основания для его сноса, и прекращения права собственности.
В связи с чем, администрация Тальского муниципального образования просит суд возложить на ФИО2 обязанность снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и хозяйственные постройки; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборки) дома и хозяйственных построек по данному адресу; обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской <адрес>) с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, представил информацию по делу, которая дублирует доводы искового заявления.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснил, что не возражает против сноса жилого дома, но не мог произвести снос жилого дома, поскольку была зима, кроме того, в марте 2021 года ему произвели операцию по удалению грыжи, ему нельзя поднимать ничего тяжелого на протяжении двух месяцев, летом он обязательно произведет снос жилого дома и хозяйственных построек, уберет строительный мусор. Земельный участок с кадастрового учета он не намерен снимать, поскольку он собственник земельного участка, выкуп земельного участка не производился.
Представитель третьего лица - ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», надлежащим образом извещённый о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений не представил, согласно поступившему заявлению, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 18.02.2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФИО1 Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019г. № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области» Правительством Иркутской области 17.07.2019 г. принято Постановление № 556-пп, которым (п. 2) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Положение).
Пунктом 1 указанного Постановление № 556-пп (в редакции от 10.12.2020 г.) предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.
Судом установлено, что ФИО2 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается решением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный жилой дом в период паводка в июне 2019 года находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Тальского муниципального образования, об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам рассмотренных документов выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Главы Тальского муниципального образования «О признании жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания граждан, аварийными, подлежащими сносу на территории ФИО3 муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу в связи с чрезвычайной ситуацией от июня 2019 года.
В соответствии с информацией, представленной Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Долбичкину В.В. 27.05.2020 выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, № 7963-П-Т. Данное свидетельство реализовано ФИО2, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Обращаясь с настоящим иском, Администрация Тальского муниципального образования ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Вместе с тем, приведенные выше нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 г. № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области до внесения изменений Постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2019г. № 1110-пп, на момент выдачи сертификата не содержали положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние. Иное соглашение об изъятии жилого дома, земельного участка между сторонами (как на момент выдачи сертификата, так и на момент рассмотрения дела в суде) не заключалось.
Действительно, целью предоставления сертификата является приобретение или строительство на средства сертификата взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, по мнению истца, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.
Так, согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями ч. 4 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Однако, стороной истца суду не представлено решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных или государственных нужд, а также сведения о том, что оно принималось.
Соответственно, Администрацией Тальского муниципального образования, как органом местного самоуправления, не соблюдена предусмотренная данной нормой права процедура изъятия жилого дома.
Из обстоятельств дела не вытекает, что жилье ответчика погибло или уничтожено, оно лишь пришло в непригодное для проживания состояние, что не равнозначно гибели или уничтожению. При этом, доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан истцом не представлено.
Поскольку, по общему правилу жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственник жилого помещения в таком доме в предоставленный ему срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В данном случае, Администрацией Тальского муниципального образования в отношении ответчика указанная процедура не выполнялась, жилой дом, принадлежащий ответчику на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд не изымался, какое-либо решение об этом не принималось, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения требований администрации о понуждении собственника снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания жилой дом, осуществления мероприятий по утилизации строительного мусора, отсутствуют.
Кроме того, суд считает довод ответчика о том, что земельный участок с кадастрового учета он не намерен снимать, поскольку он собственник земельного участка, выкуп земельного участка не производился, обоснованным. Согласно свидетельству о государственной регистрации права ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Истцом в исковом заявлении не приведены основания, по которым он просит суд обязать ФИО2 обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области) с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета, тем самым лишить ФИО2 права собственности на земельный участок. Предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок, изъятия земельного участка, истцом не представлены, в связи с чем, исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к ФИО2 о возложении обязанности снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и хозяйственные постройки; осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса (разборки) дома и хозяйственных построек по данному адресу; обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области) с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета, Администрации Тальского муниципального образования отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова