РЕШЕНИЕ
По делу № 2-897/14
Именем Российской Федерации
24 марта 2014г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Симанковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гридина Александра Николаевича к Военному комиссару Тамбовской области о признании действий незаконными и назначении выплаты за найм жилья,
УСТАНОВИЛ:
Пенсионер Министерства обороны РФ Гридин А.Н. обратился с иском к Военному комиссару Тамбовской области о признании действий последнего незаконными и назначении выплаты за найм жилья.
В судебном заседании Гридин А.Н. поддержал свои требования и указал, что был уволен из Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям в декабре 2012г. в звании старшего мичмана, имеет выслугу в ВС РФ более 17 лет. Истец выбрал местом проживания Тамбовскую область, где родился, и был поставлен здесь на воинский учет.
Истец признан нуждающимся в жилье, поставлен на жилищный учет в Восточном региональном управлении жилищного обеспечения МО РФ с составом семьи три человека. В настоящее время истец проживает на условиях договора найма в ***, ожидая предоставления жилья в ***.
В июле 2013г. истец обратился в территориальное подразделение ВКТО с заявлением о компенсации ему затрат на найм жилого помещения. Военный комиссар *** отказал ему в выплате подобной компенсации, посчитав, что Гридин А.Н. не встал на жилищный учет до 01.03.2005г. в органах исполнительной власти субъекта РФ.
Истец со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 05.06.2013г. № 12-П просил признать незаконным отказ военного комиссара Тамбовской области и обязать последнего назначить ему выплату денежной компенсации за найм (поднайм) жилья с 01.07.2013г.
Представитель ответчика Мишина И.Ю. иск не признала, полагая, что отсутствуют законные оснований для осуществления спорной выплаты.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).
Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба как особый вид государственной службы непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Приведенная правовая позиция выражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N5-П, от 3 февраля 2010 года N3-П и от 27 февраля 2012 года N3-П.
Так, согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15).
Эта мера социальной поддержки, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями, вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах (постановления КС РФ от 3 февраля 2010 года N3-П и от 27 февраля 2012 года N3-П).
Несмотря на то, что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым оно предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и, следовательно, должен учитывать вытекающее из статей 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации общее требование, в силу которого различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N8-П, от 5 апреля 2007 года N5-П и от 27 февраля 2012 года N3-П).
Кроме того, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование не должно создавать гражданам, увольняемым с военной службы, препятствий для реализации права на свободу выбора места пребывания и жительства, которое закреплено статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации и признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N4).
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляла 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац второй пункта 1 статьи 23), а в случае необеспечения на момент увольнения жилыми помещениями не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и подлежали обеспечению жильем в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 13 статьи 15).
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся, согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N80) жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений; военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства возлагалась пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, на органы местного самоуправления (абзац первый). При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны были разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Выплата же указанной компенсации гражданам, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями и уволенным с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, т.е. избравшим в качестве места своего постоянного жительства тот населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, названным Федеральным законом прямо не предусматривалась.
Принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения и вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по обеспечению жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства была возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, предоставлено только гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (абзацы первый и второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ).
Аналогичное регулирование содержится в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в ныне действующей редакции. При этом, так же как и до 1 января 2005 года, абзац второй пункта 1 его статьи 23 предусматривает, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.06.2013г. № 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, при том, что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Судом установлено, что Гридин А.Н. уволен из Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям, имеет выслугу в ВС РФ более 10 лет, не обеспечен жильем и поставлен на жилищный учет по месту службы в ноябре 2012г. Данные обстоятельства полностью подтверждаются материалами дела.
Выбрав местом постоянного жительства ***, истец проживает на условиях договора найма в ***, что подтверждается соответствующим договором найма.
Военный комиссар Тамбовской области отказал в выплате Гридину А.Н. компенсации за найма жилья.
На основании указанных норм закона и постановления Конституционного Суда РФ от 05.06.2013г. № 12-П, которое обязательно в правоприменительной практике для всех ее субъектов, отказ военного комиссара Тамбовской области в назначении Гридину А.Н. выплаты за найм жилья следует признать незаконным.
Следует обязать военного комиссара Тамбовской области назначить истцу выплату денежной компенсации за найм (поднайм) жилья с 01.07.2013г., с момента возникновения подобного права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гридина Александра Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным отказ военного комиссара Тамбовской области в назначении Гридину Александру Николаевичу выплаты за найм жилья.
Обязать военного комиссара Тамбовской области назначить Гридину Александру Николаевичу выплату денежной компенсации за найм (поднайм) жилья с ***.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 марта 2014г.
Судья:Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья