... Дело №2-1169/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2012 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Александровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой Л.В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске о назначении досрочной льготной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Болдырева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске Красноярского края, в котором просит признать незаконным решение ответчика от 04 мая 2012г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии.
Истица полагает, что ответчиком из стажа работы, дающей право на назначение пенсии, незаконно исключены периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения ее в ученических отпусках. Истица просит обязать УПФ РФ гор. Железногорска включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить ей пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании Болдырева Л.В. поддержала исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Железногорске Красноярского края Толпыгина О.Ю. (полномочия по доверенности) исковые требования не признала, полагая оспариваемое решение законным, поскольку периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком после внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство (то есть после 06 октября 1992г.), а также периоды нахождения ее в ученических отпусках не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Представитель ответчика пояснила также, что период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. не подлежит включению в специальный стаж еще и потому, что истица ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании пояснениями истца, письменными материалами (в том числе данными трудовой книжки, пенсионного дела) установлено, что Болдырева Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем музыки в среднем общеобразовательном учреждении (школе № г. Красноярска), воспитателем в детском саду, музыкальным руководителем в детском саду(детских дошкольных образовательных учреждениях г. Железногорска Красноярского края).
26 апреля 2012г. Болдырева Л.В., ссылаясь на наличие 25-летнего специального стажа педагогической деятельности обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно.
Согласно протоколу №156 от 04 мая 2012г. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц ГУ – УПФ приняла решение об отказе Болдыревой Л.В. в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии (...).Как видно из принятого решения, комиссия признала, что в стаж работы Болдыревой Л.В. не подлежат включению периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), а также периоды нахождения ее в ученических отпусках (7 месяцев 3 дня).
Истицей указанное решение пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и в ученических отпусках оспаривается как незаконное.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 этих Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В разделе «Наименование должностей» Списка указаны преподаватель, учитель, воспитатель, музыкальный руководитель, в разделе «Наименование учреждений» - общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, детские сады.
Работа истицы в качестве воспитателя, музыкального руководителя в детском саду, учителя в общеобразовательном учреждении – школе (осуществление педагогической деятельности) в течение ... ответчиком включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, правомерность решения в этой части истцом не оспаривается, суд, оценивая представленные в подтверждение осуществления педагогической деятельности доказательства, также полагает решение пенсионного органа в этой части законным.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, ответчиком, как следует из его решения, включен также период нахождения истицы в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По мнению ответчика, периоды нахождения истицы в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Оценивая установленные обстоятельства дела в совокупности, суд соглашается с доводами ответчика о том, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ и далее не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, вместе с тем, полагает необоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу заребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
При разрешении настоящего спора суд помимо нормативных предписаний руководствуется позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.01.2010г. №4-В09-51, от 13.08.2010г. №5-В10-57, от 12.11.2010г. №8-В10-12, от 25.02.2011 №16-В10-27).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенное согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (пункт 15 Постановления: при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальностипериода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с нейпредсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на отпуск по уходу за ребенком было реализовано Болдыревой Л.В. до изменения законодательства, регулировавшего порядок его предоставления и включения в специальный стаж. При этом, воспользовавшись своим правом, истец с момента предоставления ей отпуска по уходу за ребенком до 01 декабря 1992г. к исполнению должностных обязанностей не приступала, поэтому указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности (в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, как усматривается из представленных суду работодателем документов (лицевые счета, личные карточки, сообщение бухгалтерии, листки расчета заработной платы) с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ истица приступала к работе, то есть отпуск по уходу за ребенком использовался ею по частям, с прерыванием на работу.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства и разъяснения Верховного суда РФ, истица, воспользовавшаяся правом на предоставление отпуска в период с ДД.ММ.ГГГГ то есть в период времени, который имел место после вступления в силу названного Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, не вправе претендовать на включение его в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Суд также полагает необоснованным решение пенсионного органа об отказе во включении в стаж работы по специальности периодов нахождения в ученических отпусках.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Судом установлено, что Болдырева Л.В. в период работы в детском дошкольном образовательном учреждении (то есть в период осуществления ею педагогической деятельности) обучалась (заочная форма обучения) в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении (Лесосибирский педагогический институт - филиал Красноярского государственного университета).Как усматривается из представленных суду документов истице по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Проанализировав вышеуказанные положения материального закона, а также учитывая, что в упомянутые периоды нахождения Болдыревой Л.В. в учебных отпусках за ней сохранялась средняя заработная плата по месту ее работы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд полагает, что вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж ее работы.
Период осуществления истцом Болдыревой Л.В. педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости (на ДД.ММ.ГГГГ составляет: ... (зачтенный ответчиком период работы), плюс периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (...), ученические отпуска (...), то есть менее 25 лет.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению трудовой пенсии по старости, поскольку стаж педагогической деятельности истца, даже с учетом включения в него вышеназванных периодов, составляет менее 25 лет. Соответственно, предусмотренных законом оснований для признания за Болдыревой Л.В. права на досрочное назначение трудовой пенсии в настоящее время не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Болдыревой Л.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 22сентября 2012г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
...