дело № 2-509/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2019 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Велюхановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колганова Александра Вячеславовича, Родионовой Марины Алексеевны, Булгаковой Светланы Юрьевны, Крайновой Елены Александровны, Сотниченко Геннадия Анатольевича, Спасибо Натальи Валерьевны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании подключения земельных участков к сетям водоснабжения, водоотведения и газораспределительным сетям в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Истцы Колганов А.В., Родионова М.А., Тропина М.Н. Булгакова С.Ю., Крайнова Е.А., Сотниченко Г.А., Спасибо Н.В. обратились в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании подключения земельных участков к сетям водоснабжения, водоотведения и газораспределительным сетям в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Пушкинского городского суда Московской области от 24.01.2019г. принят отказ Тропиной М.Н. от настоящего искового заявления, производство в этой части прекращено (л.д. 72-73).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками земельных участков, которые были предоставленные в деревне <адрес> администрацией Пушкинского муниципального района Московской области в рамках реализации Закона Московской области от 01.06.2011г. №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Однако использовать земельные участки по назначению они не могут, так как отсутствует подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям. Отсутствие подключения земельных участков к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям препятствует реализации истцами их прав по целевому использованию принадлежащих им земельных участков. В данном случае является очевидным нарушение прав истцов на достойные условия проживания, учитывая, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предоставлялся истцам в качестве улучшения их жилищных условий, и государство в лице субъекта реализовало таким образом свою обязанность по оказанию гражданам мер социальной поддержки. В то же время, предоставление земельного участка при невозможности подключения построенного дома к инженерным коммуникациям не может являться улучшением жилищных условий. Истцы неоднократно обращались в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с просьбами организовать подключение земельных участков к инженерным коммуникациям; вплоть до настоящего времени администрация Пушкинского муниципального района Московской области не принимает должных мер, направленных на решение данного вопроса. Предоставленные истцам земельные участки расположены в границах <адрес>. Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обязана была в соответствии с законом Московской области от 01.06.2011г. №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» еще на стадии предоставления земельных участков принять меры по организации на соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктуры; гражданам, получившим земельные участки, не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Просят обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:180, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Колганову А.В., и членам его семьи (Колгановой Е.Е – жена, Колганову Л.А. – сын, Колганову В.А. – сын, Колганову Т.А. – сын) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:175, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Родионовой М.А., и членам ее семьи (Шевкуну М.А. – сын, Шевкуну Т.А. – сын, Родионовой К.В. – дочь) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:187, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Булгаковой С.Ю., и членам ее семьи (Булгакову Н.С. – муж, Булгаковой А.Н. – дочь, Булгакову И.Н. – сын, Булгакову Д.Н. – сын) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:188, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Крайновой Е.А., и членам ее семьи (Крайнову С.В. – муж, Крайнову П.С. – сын, Крайновой Д.С. – дочь, Крайновой М.С. – дочь) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:189, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Сотниченко Г.А., и членам его семьи (Сотниченко С.В. – жена, Сотниченко А.Г. – дочь, Сотниченко Д.Г. – сын, Сотниченко К.Г. – дочь) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области организовать подключение земельного участка с к.н. 50:13:0020309:190, расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Спасибо Н.В., и членам ее семьи (Спасибо Е.О. – муж, Спасибо А.О. – сын, Спасибо В.О. – сын, Спасибо М.О. – дочь) на праве общей долевой собственности к сетям водоснабжения и водоотведения, а также к газораспределительным сетям в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-9).
Истец Сотниченко Г.А. и представитель всех истцов, за исключением истца Спасибо Н.В., на основании доверенностей Проценко П.Б. (л.д. 52-56) в судебном заседании исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Истец Спасибо Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом ( л.д.76).
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области на основании доверенности Кромской И.Н. (л.д. 57) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку при указанных истцами обстоятельствах у органа местного самоуправления нет обязанности по подключению истцов к сетям водоснабжения, водоотведения, газораспределительным сетям. Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области обязательства, наложенные в силу закона о предоставлении земельных участков многодетным семьям, выполнены, земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства с инженерной инфраструктурой соответствующей деревне <адрес>. Кроме того, рассмотрение таких требований преждевременно, поскольку все технические условия разрабатываются для подключения к возведенному объекту, которые до настоящего времени истцами не построены, но не к земельному участку. Также просил обратить внимание, что установленный истцами срок в 9 месяцев не является разумным для выполнения таких работ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №2094 от 02.09.2015г. Колганову А.В., Колгановой Е.Е., Колганову Л.А., Колганову В.А., Колганову Т.А. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/5) земельный участок площадью 974 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:180 по адресу: <адрес> категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах <адрес> (л.д. 20-21), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 22).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №648 от 08.04.2015г. Родионовой М.А., Родионовой К.В., Шевкуну М.А., Шевкуну Т.А. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/4) земельный участок площадью 1000 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:175 по адресу: <адрес> категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах муниципального образования городское поселение Софрино (л.д. 23-24), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 25).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №929 от 30.04.2015г. Булгаковой С.Ю., Булгакову Н.С., Булгаковой А.Н., Булгакову И.Н., Булгакову Д.Н. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/5) земельный участок площадью 1000 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:187 по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах <адрес> (л.д. 29-30), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 31).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №647 от 08.04.2015г. Крайновой Е.А., Крайнову С.В., Крайнову П.С., Крайновой Д.С., Крайновой М.С. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/5) земельный участок площадью 974 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:188 по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах <адрес> (л.д. 32-33), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 34).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №1173 от 29.05.2015г. Сотниченко Г.А., Сотниченко С.В., Сотниченко А.Г., Сотниченко Д.Г., Сотниченко К.Г. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/5) земельный участок площадью 1003 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:189 по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах <адрес> (л.д. 35-36), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 37).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области №654 от 08.04.2015г. Спасибо Н.В., Спасибо Е.О., Спасибо А.О., Спасибо В.О., Спасибо М.О. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля в праве каждого 1/5) земельный участок площадью 991 кв.м. с к.н. 50:13:0020309:190 по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства», из земель, находящихся в границах муниципального образования городское поселение Софрино (л.д. 38-39), выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 40).
07.10.2016г. истец Сотниченко Г.А. обращался в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу проведения к земельным участкам, расположенным по адресу: <адрес> инженерных коммуникаций, получен письменный ответ, из которого следует, что бюджет Пушкинского муниципального района на 2017г. сформирован с учетом предельной экономии и в расходной части средства на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрены. Дополнительно сообщено, что вышеуказанные мероприятия будут выполнены при наличии экономии бюджетных средств (л.д. 41).
13.12.2016г. истец Крайнова С.В. обращалась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу обеспечения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> инженерными коммуникациями, дан письменный ответ, что в бюджете городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района в 2017г. будут предусмотрены средства на проектирование инженерных коммуникаций к вышеуказанным земельным участкам. После разработки проекта в 2018г. будут выполнены работы по благоустройству инженерных коммуникаций (л.д. 58).
21.07.2017г. истец Крайнова С.В. обращалась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу обеспечения участков, выданных многодетным семьям в д. Григорково Пушкинского района Московской области необходимыми коммуникациями, получен письменный ответ, из которого следует, что по состоянию на текущую дату предприятию МУП «Пушкинский «Водоканал» поручено организовать комплекс мероприятий по разработке проектно-сметной документации на производство работ по обеспечению участков многодетных семей водоснабжением и водоотведением за счет средств предприятия, с последующим направлением в ГАУ МО «Мособлэкспертиза». По факту получения положительного заключения ГАУ МО «Мособлэкспертиза» будут внесены изменения в муниципальный бюджет и в соответствии с нормами действующего законодательства организованы конкурсные процедуры на выбор подрядной организации для производства строительно-монтажных работ. Ориентировочная дата окончания работ по канализированию и водоснабжению участков в д. Григорково вторая половина 2018 года (л.д. 43).
03.10.2017г. истец Сотниченко С.В. обращался в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу включения расходов в бюджет Пушкинского муниципального района на проектно-изыскательные и строительно-монтажные работы, связанные со строительством инженерной инфраструктуры, дан письменный ответ, что Управлением ЖКХ Пушкинского муниципального района получены ТУ (технические условия) на водоснабжение и водоотведение земельных участков в д. Григорково от 15.06.2017г. №ТУ-929 (л.д. 44).
13.10.2018г. истец Сотниченко Г.А. обращался в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу обеспечения земельных участков, выделенных многодетным семьям в <адрес>, дан письменный ответ, из которого следует, что ведется работа, направленная на изыскание финансовых средств местного бюджета на производство первоочередных мероприятия по подключению участков многодетных семей к централизованному водоснабжению и канализации в установленном порядке (л.д. 46).
В материалы дела предоставлено разрешение на строительство от 14.09.2015г. №RU50-5-22-102-168-2015, в соответствии с которым Крайновым разрешено строительство объекта капитального строительства на земельном участке с к.н. 50:13:0020309:188 (л.д. 60-61).
В материалы дела предоставлено разрешение на строительство от 11.12.2015г. №RU50-5-22-102-217-2015, в соответствии с которым Сотниченко разрешено строительство объекта капитального строительства на земельном участке с к.н. 50:13:0020309:189 (л.д. 62-63).
Согласно ст. 307 п.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе ( ст. 307 п.2 ГК РФ).
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Согласно подпункту 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, вопросы по организации водоснабжения населения, водоотведения и газификации возложены на органы местного самоуправления.
В то же время указанные нормы закона рассматриваются во взаимосвязи с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Сведений о том, что такой градостроительный план имеется и в нем указана информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( ст. 44 ч.3 п.7 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), в материалы дела не представлено.
Возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств и положений градостроительного законодательства, требований СНиП, правовых актов, регламентирующих вопросы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, и применительно к условиям соответствующего населенного пункта, где такой земельный участок находится.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, в <адрес> муниципального района отсутствует централизованное водоснабжение, водоотведение и газоснабжение, что не исключает там проживание в жилых домах либо использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Применительно к населенному пункту <адрес> муниципального района Московской области предоставленные истцам земельные участки соответствуют требованиям для проживания в жилых домах и на земельных участках с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В силу ст. 48 ч.10 Градостроительного Кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из вышеуказанных норм права следует, что подключение водоснабжения и газоснабжения производится к объектам капитального строительства либо хотя бы к строящимся таким объектам, но не к земельному участку, и зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним, с выдачей технических условий.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, до настоящего времени какие-либо объекты капитального строительства либо иные строения, к которым возможно подключить водоснабжение и газоснабжение у истцов отсутствуют, в связи с чем исковые требования заявлены преждевременно и удовлетворены быть не могут.
Обстоятельства того, что истцам Крайнову и Сотниченко разрешено строительство объектов капитального строительства на своих земельных участках при рассмотрении настоящего дела правового значения не имеет, поскольку такие объекты до настоящего времени не построены и не приняты в эксплуатацию в соответствие с требованиями действующего законодательства, не зарегистрированы в установленном законом порядке, в том числе даже как объекты незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлены истцам на основании специального Закона МО от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
Данный Закон определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства (ст.1).
При этом, в данном Законе не предусмотрено, что в случае предоставления многодетной семье земельного участка, который также может быть предоставлен не только для индивидуального жилищного строительства, но и для дачного строительства и садоводства, орган местного самоуправления должен предоставить земельный участок с его подключением к сетям водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.
Как следует из представленных ответов, по своей сути, органы местного самоуправления не отказываются оказать истцам помощь в подключении к водоснабжению и газоснабжению, но не имеют возможности, ввиду отсутствия соответствующих денежных средств.
Из ст. 6.2 Закона МО от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" следует, что связанные с предоставлением таких земельных участков расходы осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации ставит возможность газо- и водоснабжения в зависимость от финансирования, поскольку разрешение относящего в силу пунктов 4 части 1 статей 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об организации газо- и водоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
В силу требований п. п. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно положениям п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Обеспечение земельных участков граждан, имеющих трех и более детей, объектами инфраструктуры, решение инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в отношении указанной категории граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время на уровне субъекта Российской Федерации (Московской области) не принято каких-либо специальных нормативно-правовых актов по обеспечению инфраструктурой, в том числе водоснабжением и газификацией, земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Источник финансирования мероприятий в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 и Закона МО от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" в отношении семей, имеющих трех и более детей, отсутствует.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истцы фактически просят возложить на орган местного самоуправления, обязанность обеспечить строительство перечисленных выше объектов инфраструктуры в приоритетном по отношению к ним порядке, что создаст необоснованные преимущества истцам, по отношению к иным жителям населенного пункта.
Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу истцы ставят вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения в приоритетном по отношению к ним порядке без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.
Обязанность органа местного самоуправления организовать благоустройство территории в том объеме, в котором заявили истцы, законом или договором не предусмотрена.
Более того, затраты, связанные со строительством указанных объектов инфраструктуры, не сопоставимы стоимости земельных участков, находящихся в собственности истцов, в том числе и в случае предоставления им иных участков взамен имеющихся.
Следует также отметить о том, что на момент получения земельных участков, истцы были осведомлены об отсутствии на соответствующей территории такой инженерной инфраструктуры, вместе с тем с таким предоставлением земельных участков согласились и в дальнейшем вопрос об оспаривании постановлений не ставили.
Каким образом должно быть осуществлено водоснабжение, водоотведение и газоснабжение, а также какие конкретно работы требуется возложит на ответчика, истцами не указано.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на орган местного самоуправления обязанностей по организации подведения газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к земельным участкам, принадлежащим истцам, суд исходит из того, что такие требования заявлены истцами преждевременно, и истцами в настоящее время избран ненадлежащий способ защиты своих прав. Кроме того возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Колганова Александра Вячеславовича, Родионовой Марины Алексеевны, Булгаковой Светлане Юрьевне, Крайновой Елене Александровне, Сотниченко Геннадия Анатольевича, Спасибо Натальи Валерьевны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании подключения земельных участков к сетям водоснабжения, водоотведения и газораспределительным сетям в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме –25 марта 2019 года.
Судья: