РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серикова В.А.
при секретаре Гарькавой А.А.,
при участии представителя административного истца Шахбановой А.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3754/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к Клыгиной А.А. о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Клыгиной А.А. о взыскании недоимки по налогам и пени в общей сумме 141304,10 руб., в том числе: задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 74 888 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1113,96 руб., задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 59 411 руб., пени по земельному налогу в размере 883,74 руб., задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 4934 руб., пени по транспортному налогу в размере 73,40 руб.
В обоснование иска административный истец указал, что по данным органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, за административным ответчиком в налоговый период 2017 года было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты>, в отношении которого он был обязан платить транспортный налог.
Согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за Клыгиной А.А. в налоговый период 2017 года зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимого имущества: иное строение, помещение, сооружение с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, ввиду чего Клыгина А.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за Клыгиной А.А. в налоговый период 2017 года зарегистрировано право собственности на земельный участок: с кадастровым номером 63:09:0301109:14, находящийся по адресу: <адрес>, ввиду чего Клыгина А.А. является плательщиком земельного налога.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом суммы налогов за 2017 год и указанием срока их уплаты – не позднее 03.12.2018 года. Ввиду неисполнения обязанности по оплате налогов налоговым органом были начислены пени на сумму недоимки: на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 1113,96 руб., на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 883,74 руб., на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 73,40 руб. В адрес налогоплательщика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 26.03.2019 года.
В связи с неисполнением в установленные в требовании сроки обязанности по уплате налога, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени. Судебный приказ был вынесен мировым судьей, однако впоследствии отменен на основании заявления должника. Задолженность по налогам и пени не погашена. В связи с вышеизложенным, административный истец просил иск удовлетворить.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления судебного извещения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации по месту жительства.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному ответчику направлены своевременно и не получены административным ответчиком по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 КАС РФ, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении судебного разбирательства.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно материалам дела по данным органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств за административным ответчиком в налоговый период 2017 года было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты>, в отношении которого он был обязан платить транспортный налог.
Согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за Клыгиной А.А. в налоговый период 2017 года зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимого имущества: иное строение, помещение, сооружение с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, ввиду чего Клыгина А.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за Клыгиной А.А. в налоговый период 2017 года зарегистрировано право собственности на земельный участок: с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, ввиду чего Клыгина А.А. является плательщиком земельного налога.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом суммы налогов за 2017 год и указанием срока их уплаты – не позднее 03.12.2018 года. Согласно указанному уведомлению административному ответчику начислены следующие суммы налогов: транспортный налог в общей сумме 4 934 руб., земельный налог в общей сумме 59 411 руб., налог на имущество физических лиц в общей сумме 74 888 руб. Суд полагает, что расчет налогов, содержащийся в указанном уведомлении произведен налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Поскольку уплата налогов не была произведена, в адрес налогоплательщика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам и пени в срок не позднее 26.03.2019 года.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, поскольку уплата налогов административным ответчиком не была произведена, Клыгиной А.А. в установленный законом срок, в соответствии с положениями ст. 32, 70 НК РФ, налоговым органом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам и пени, что подтверждается копией требования и копией почтового реестра заказных писем со штампом Почты России о принятии к отправке.
Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки с Клыгиной А.А. На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени. На основании заявления Клыгиной А.А. данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Право на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки возникло у налогового органа после неисполнения требования об уплате недоимки № от ДД.ММ.ГГГГ. Обращение административного истца к мировому судье последовало до истечения шести месяцев с указанного момента, а в суд с иском о взыскании недоимки по налогам - в срок до шести месяцев после отмены судебного приказа, т.е. срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности налоговым органом не пропущен.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе и доказательств своевременной и в полном объеме уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за спорный налоговый период, не представлено.
Таким образом, требование административного истца о взыскании недоимки по налогам подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку материалами дела подтверждаются доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено нарушение сроков уплаты суммы транспортного налога, то в силу ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику обосновано начислены пени. Расчет пени, представленный административным истцом суд считает верным. В связи с чем, считает необходимым взыскать с административного ответчика пени в размере, указанном в административном исковом заявлении.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 4026,08 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Клыгиной А.А. (место жительства: <адрес>) в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 74 888 руб., пени, начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 1113,96 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 59 411 руб., пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 883,74 руб., задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 4934 руб., пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 03.12.2018 года по 30.01.2019 года в размере 73,40 руб., а всего взыскать 141 304 рубля 10 копеек.
Взыскать с Клыгиной А.А. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 4026 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23 сентября 2020 года.
Председательствующий: