Дело № 2-2048/15-2021
46RS0030-01-2021-002268-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Великих А.А.,
с участием представителя истца Сергеевой С.В.,
представителя ответчика Ефановой Т.Н.,
при помощнике – Савельевой Е.П., секретаре – Железняковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулина Игоря Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях,
УСТАНОВИЛ:
Никулин И.В. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФР в г. Курске Курской области (м)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях; понуждении в зачете периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленного иска указал о том, что 29.09.2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности. Решением пенсионного органа от 30.12.2020 года №731/20 ему было отказано в удовлетворении заявления вследствие отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, т.к. вместо требуемых 25 лет, установлено 0 лет 00 месяцев и 00 дней. Полагает, что в его специальный стаж необоснованно не были засчитаны ответчиком период его работы в Областном методобъединении г. Курска с 20.06.1993 г. по 30.11.1997 г. в должности артиста (валторна); период его работы в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (валторн) с 01.12.1997 г. по 03.05.2000 г., с 01.09.2000 г. по 30.12.2019 г.. С учетом изложенных требований, просит обязать ответчика назначить ему (истцу) досрочную страховую пенсию с 29.09.2020 года.
В ходе судебного разбирательства в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истцом уточнены исковые требования в части предмета иска (заявление от 19.07.2021 г.), а именно: уточнены спорные периоды трудовой деятельности истца, подлежащие зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях. Просит засчитать следующие периоды его работы: в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте группа валторн в ГАУК «Саратовская областная филармония им. А. Шнитке» с 28.11.1992 года по 23.01.1993 года, с 09.02.1993 года по 06.04.1993 года, с 11.04.1993 года по 09.06.1993 года; в Областном методобъединении г. Курска в должности артиста (валторна) с 20.06.1993 года по 01.07.1996 года, с 05.07.1996 года по 30.11.1997 года; в Курской областной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (валторн) с 01.12.1997 года по 03.05.2000 года, с 01.09.2000 года по 17.12.2019 года, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 23.02.1998 года по 19.03.1998 года, с 16.10.1998 года по 09.11.1998 года, 21.12.2000 года, с 12.01.2001 года по 28.02.2001 года, с 18.02.2002 года по 27.03.2002 года, 06.03.2001 года по 02.05.2001 года, с 13.01.2002 года по 10.02.2002 года, с 28.05.2002 года по 01.07.2002 года, в 2004 году 1 день, а также с 14.01.2004 года по 18.02.2004 года, в 2005 году 17 дней, а также с 20.09.2005 года по 10.10.2005 года, с 11.01.2005 года по 13.01.2005 года, в 2007 году 1 месяц 8 дней, а также с 16.10.2007 года по 06.11.2007 года, с 09.01.2008 года по 23.01.2008 года, 01.08.2018 года, с 17.09.2018 года по 01.10.2018 года, 11.10.2018 года, 19.11.2018 года, с 20.12.2018 года по 28.12.2018 года.
В судебное заседание истец Никулин И.В. не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с положениями гл. 10 ГПК РФ. Представитель истца адвокат Сергеева С.В. заявленный иск, с учетом его уточнения поддержала, настаивала на его полном удовлетворении по изложенным основаниям и в соответствии с представленными доказательствами.
Представитель ответчика по доверенности Ефанова Т.Н. иск полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений на иск пояснила о том, что решение пенсионного органа от 30.12.2020 года об отказе в назначении Никулину И.В. досрочной страховой пенсии соответствует требованиям закона. Полагала о том, что у ответчика отсутствовали основания для назначения истцу досрочной трудовой пенсии, поскольку не установлено у истца на указанную дату специального стажа продолжительностью 25 лет. Доводы истца, приведенные в исковом заявлении, полагала основанными на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению в спорном правоотношении, и неверной оценке имеющихся доказательств.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее – Закон «О страховых пенсиях») в редакции до 01.01.2019 года, подлежащей применению в спорном правоотношении, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 указанного закона лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1.1. ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Приложением №7 к указанному Федеральному закону предусмотрены сроки назначения страховой пенсии по старости соответствующей категории лиц, в соответствии с которым при возникновении у лица права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Никулин И.В., 29.10.1969 года рождения, имеет высшее профессиональное образование, в 1988 году окончил Курское музыкальное училище по специальности артист оркестра (диплом БТ №387772), в 1993 году окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова (диплом ЦВ № 104941) по специальности концертный исполнитель, артист оркестра, солист валторна, СНИЛС 035-865-107 66.
С 28.06.1991 года после окончания музучилища истец в соответствии с приказом №59 л/с от 28.068.1991 г. был принят на работу в Областной научно-методический центр культуры в духовой оркестр артистом I категории и проработал в указанной должности по 12.02.1993 года. В этот же период с 28.11.1992 года Никулин В.В. был принят на работу в Саратовскую областную филармонию в качестве артиста оркестра, играющего на духовом инструменте, группы валторн (2-я валторна) по срочному трудовому договору в соответствии с приказом № 65 от 27.11.1992 года, уволен по собственному желанию с занимаемой должности 09.06.1993 г. в соответствии с приказом № 66 от 08.06.1993 г.. С 10.06.1993 года истец был принят на работу артистом симфонического оркестра (валторна) в соответствии с приказом №24-л от 18.06.1993 г. по Методобъединению по творческим коллективам и учебным заведениям г. Курска. В соответствии с приказом №2238 от 21.12.1992 г. Комитета по культуре и искусству Методобъединение по творческим коллективам и учебным заведениям реорганизовано в Объединение по творческим коллективам. С 04.01.1994 года Никулин И.В. был принят в порядке перевода в Объединение по творческим коллективам артистом (валторна) симфонического оркестра по 13 разряду ЕТС в соответствии с приказом №2-л от 04.01.1994 г. и проработал в указанной должности по 10.11.1997 года, когда в соответствии с приказом №69 от 28.11.1997 года был уволен в связи с ликвидацией Объединения. С 01.12.1997 года в соответствии с приказом №152-лс от 01.12.1997 г. в порядке перевода по контракту по основной работе был принят на работу на должность артиста симфонического оркестра в группу духовых инструментов (третья валторна) Государственной организации культуры «Курская областная филармония» (в дальнейшем - Областного государственного учреждения культуры «Курская областная Государственная филармония»). В соответствии с приказом № 44/Л от 25.04.2000 г. с 03.05.2000 года уволен с занимаемой должности по собственному желанию. С 01.08.2000 года вновь был принят на работу на должность главного администратора симфонического оркестра ОБУК «Курская государственная филармония» с оплатой труда по 14 разряду ЕТКС в соответствии с приказом от 31.0.7.2000 г. №118/Л; с 01.09.2000 года в соответствии с приказом №145/Л от 29.08.2000 г. переведен на должность артиста симфонического оркестра в группу валторны; приказы о закреплении на Никулиным И.В. инструмента не издавались. Работает в указанной должности в данном учреждении по настоящее время.
Также установлено, что в указанный период трудовой деятельности истца имели место отвлечения от основной работы (служебные командировки) с 24.01.1993 года по 08.02.1993 года в соответствии с приказом №7 по Саратовской областной филармонии от 20.01.1993 года и с 07.04.1993 года по 10.04.1993 года в соответствии с приказом №31 от 06.04.1993 г.; а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы во время работы в Курской областной Государственной филармонии: с 23.02.1998 года по 19.03.1998 года (приказ №23-лс от 20.02.1998 г.), с 16.10.1998 года по 09.11.1998 года (приказ № 126-лс от 16.10.1998 г.), 21.12.2000 года (приказ №184/л от 19.12.2000 г.), с 12.01.2001 года по 28.02.2001 года (приказ № 1-к «а» от 04.01.2001 г.), с 18.02.2002 года по 27.03.2002 года (приказ № 19-к от 16.02.2001 г.), 06.03.2001 года по 02.05.2001 года (приказ №24-к «а» от 02.03.2001 г.), с 13.01.2002 года по 10.02.2002 года (приказ № 1-к от 03.02.2002 г.), с 28.05.2002 года по 01.07.2002 года (приказ № 27-к от 15.02.202г.), с 14.01.2004 года по 18.02.2004 года (приказ № 400-к от 25.12.2003 г.), 16.07.2004 года (приказ № 186-к от 06.07.2004 г.), с 11.01.2005 года по 13.01.2005 года (приказ № 1-к от 12.01.2005 г.), с 20.09.2005 по 10.10.2005 года (приказ №280-к от 16.09.2005 г.), с 16.10.2007 года по 06.11.2007 года (приказ № 74-О от 16.10.2007 г.), а также в 2007 году 1 месяц 8 дней, с 09.01.2008 года по 23.01.2008 года (приказ № 92-О от 19.12.2007 г.), 01.08.2018 года, с 17.09.2018 года по 01.10.2018 года (приказ № 161-О от 13.09.2018 г.), 11.10.2018 года, 19.11.2018 года, с 20.12.2018 года по 28.12.2018 года (приказ № 203-О от 03.12.2018 г.).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела: записями в трудовой книжке; копиями приказов; справками с места работы, уточняющими характер работы; копиями лицевых счетов (карточек-справок), штатных расписаний, личной карточки работника формы Т-2, табелей учета рабочего времени и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
29.09.2020 года по достижении возраста 51 года в пенсионный орган обратился Никулин И.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности (по подп. 21 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях»). Решением ответчика от 30.12.2020 года №731/20 Никулину И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого при достижении возраста 51 года специального стажа (25 лет и более), поскольку установлено наличие страхового стажа 27 лет 10 месяцев 12 дней, в специальный стаж зачтено 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Указанным решением при оценке пенсионных прав Никулину И.В. не были включены в специальный стаж периоды его работы: в Саратовской областной филармонии в качестве артиста оркестра, играющего на духовом инструменте, группы валторн (2-я валторна) с 28.11.1992 года по 23.01.1993 года, с 09.02.1993 года по 06.04.1993 года, с 11.04.1993 года по 09.06.1993 года; в Областном методобъединении г. Курска в должности артиста (валторна) с 20.06.1993 года по 01.07.1996 года, с 05.07.1996 года по 30.11.1997 года; в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (валторн) с 01.12.1997 года по 03.05.2000 года, с 01.09.2000 года по 17.12.2019 года.
В указанной части Никулин И.В. оспаривает решение пенсионного органа, полагает о наличии оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с учетом выработки необходимого 25-летнего специального стажа в 2019 году с применением отсрочки, предусмотренной ч. 1.1. ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
Суд находит доводы истца и его представителя обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если законом не установлено иное.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации п. 15 Постановления Пленума от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из дела усматривается, что спорные периоды работы истца Никулина И.В. относятся к периоду его трудовой деятельности как до регистрации как застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, так и после.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 16 Постановления Пленума от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии по тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд при наличии достаточных доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, вправе решить вопрос о тождественности выполняемых истцом работ тем работам, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01.01.2002 г., возможна по ранее действовавшему законодательству.
Порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан определяет Правительство РФ.
В соответствии с подп. «о» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Список №447), с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Списком № 447 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком. В силу абз. 3 п. 3 указанного Списка к числу таких лиц отнесены артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.
Истец в исковом заявлении и его представитель в ходе судебного разбирательства в обоснование заявленных требований утверждали о том, что Никулин И.В. в спорные периоды трудовой деятельности являлся артистом профессиональных художественных коллективов, играющим на духовом инструменте – валторне в духовом (симфоническом) оркестре.
Указанные доводы нашли свое полное подтверждение, поскольку анализ представленных письменных доказательств свидетельствует о том, что факт выполнения Никулиным И.В. в спорные периоды обязанностей артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах, подтвержден у каждого из работодателей, в трудовых правоотношениях с которыми он состоял в спорные периоды: Саратовская областная филармония, Областное методобъединение г. Курска, Курская областная государственная филармония.
Рассматривая требования истца в части отказа пенсионного органа в зачете в специальный стаж периода его работы в должности артиста симфонического оркестра (валторна) Областного методобъединения г. Курска, Объединения по творческим коллективам комитета по культуре и искусству администрации Курской области с 20.06.1993 года по 01.07.1996 года, с 05.07.1996 года по 30.11.1997 года, суд находит позицию истца обоснованной, подтвержденной надлежащими доказательствами, а решение ответчика в указанной части незаконным.
Так, в приказе о приеме на работу, о переводе (записи в трудовой книжке №№ 5, 6) содержится указание на прием Никулина И.В. на работу в симфонический оркестр на должность артиста (валторна). При таких обстоятельствах характер выполнения работы, должность соответствовали вышепоименованному Списку №447, устанавливающему в п. 3 право на пенсию за выслугу лет для артистов, играющих на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах.
Согласно пп. 3 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения, в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
Как следует из содержания приказов №10 от 15.01.1996 г., №41 от 02.07.1997 г. Никулину И.В. в числе других артистов симфонического оркестра начислялась и выплачивалась денежная компенсация амортизационной стоимости за использование личного музыкального инструмента валторна. В приказе №50 от 15.07.1996 года по Объединению по творческим коллективам Никулин И.В. был указан как артист духового оркестра, принимаемый на работу в штат основным работником.
С 01.12.1993 года в соответствии с приказом комитета по культуре и искусству администрации Курской области в целях совершенствования работы по эстетическому воспитанию населения, сохранению и развитию культурного потенциала области методическое объединение по творческим коллективам и учебным заведениям комитета по культуре и искусству администрации области выделены: методический кабинет по учебным заведениям по учебным заведениям комитета по культуре и искусству администрации области и объединение по творческим коллективам комитета по культуре и искусству администрации области.
Как следует из анализа штатных расписаний методобъединения за спорный период работы истца, в штате имелись единицы артистов оркестров и ансамблей высшей, первой и второй категорий, дирижера (главного дирижера) симфонического оркестра.
Изложенное приводит суд к убеждению о том, что духовой и симфонический оркестры при методическом объединении по творческим коллективам и учебным заведениям управления культуры были созданы и функционировали как профессиональные художественные коллективы. Анализ содержания карточек-справок начисленной и выплаченной Никулину И.В. заработной платы за спорный период работы в методобъединении также свидетельствует о том, основной должностью, по которой истцу выплачивалась заработная плата, являлась должность артиста оркестра на полную ставку.
Оценивая действия ответчика, связанные с отказом в зачете в специальный стаж Никулину И.В. период работы в должности артиста симфонического оркестра группы валторн Курской областной государственной филармонии с 01.12.1997 года по 03.05.2000 года, с 01.09.2000 года по 17.12.2019 года, суд приходит к следующему.
Как следует из решения пенсионного органа от 20.12.2020 года №731/20 (п. 3), указанные периоды не засчитаны в специальный стаж, поскольку не подтверждена документально занятость Никулина И.В. в указанный период как артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональном художественном коллективе; документально не подтверждена игра на духовых инструментах и не предоставлены документы, подтверждающие закрепление духовых инструментов на артистами филармонии. Кроме того, ответчиком указано на то обстоятельство, что в указанный период у истца имело место совмещение должности монтировщика сцены, а также приводится ссылка на не подтверждение сведениями персонифицированного учета как периода льготной работы.
Между тем, из представленных сторонами доказательств усматривается, что в спорный период истец работал в должности артиста симфонического оркестра группы валторн Курской областной государственной филармонии. Анализ представленных копий: приказов о приеме на работу №152-лс от 01.12.1997 года, приказа о переводе № 145/л от 29.08.2000 года, копии карточки Т-2 в отношении истца, копий штатных расписаний, копий лицевых счетов и табелей учета рабочего времени за спорный период, приводят суд к убеждению о том, что в спорный период Никулин И.В. осуществлял творческую деятельность в должности артиста духового инструмента (валторна) группы валторн в профессиональным художественном коллективе, каковым является симфонический оркестр ОБУК «Курская государственная филармония».
Доводы, приведенные в отказном решении пенсионного органа, о том, что вышеуказанный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку выполнение работы по должности, которую занимал истец, не подтверждено сведениями индивидуального персонифицированного учета не являются основанием к отказу в зачете спорного периода в специальный стаж.
Согласно Федеральному закону от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Из трудовой книжки Никулина И.В. усматривается, что в ней отражены записи о его трудовой деятельности в спорный период в должности артиста оркестра (валторна) симфонического оркестра группы валторн Курской областной государственной филармонии. Имевшее место внутреннее совмещение Никулиным И.В. работы основной как артиста симфонического оркестра с иными должностями (главный администратор оркестра, монтировщик сцены, артист духового оркестра) не свидетельствует о том, что основная работа истцом не выполнялась на полную ставку.
Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Следовательно, истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Доводов о том, что за спорный период работы истца страховые взносы работодателем не производились, ответчиком не приведено, а ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган и отсутствие в персонифицированном счете истца указания на соответствие условий его труда в спорные периоды Списку, не могут повлечь ограничение права истца на досрочное пенсионное обеспечение при реальном выполнении творческой работы в учреждении культуры.
С учетом изложенного, право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд, так как сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке, отсутствия сведений в Пенсионном фонде о наличии рабочих мест в организации, дающих право на досрочное назначение пенсии, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 указанной статьи закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, (к числу которых с учетом установленных обстоятельств относится истец Никулин И.В.) страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как следует из содержания материалов дела, истец Никулин И.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 29.09.2020 года. Наличие у истца не менее 25 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, пенсионным органом под сомнение не ставится.
С учетом засчитанных судом периодов по состоянию на 17.12.2019 года, исходя из заявленного иска (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ): 5 месяцев 23 дня (Саратовская филармония) + 4 года 5 месяцев и 5 дней (Областное методобъединение г. Курска) + 20 лет 06 месяцев и 14 дней (Курская областная филармония), общая продолжительность специального стажа на указанную дату была достаточной (25 лет и более) для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», а с учетом положений ч. 1.1. ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» на момент обращения Никулина И.В. в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии, т.е. на 29.09.2020 года период отсрочки для назначения досрочной пенсии истек, а, следовательно, его требование о назначении ему с указанной даты досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении заявленного иска с ответчика в пользу Никулина И.В. подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Никулиным Игорем Викторовичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области (межрайонное) засчитать Никулину Игорю Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, периоды его работы:
с 28.11.1992 года по 23.01.1993 года, с 09.02.1993 года по 06.04.1993 года, с 11.04.1993 года по 09.06.1993 года в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте группа валторн в ГАУК «Саратовская областная филармония им. А. Шнитке»;
с 20.06.1993 года по 01.07.1996 года, с 05.07.1996 года по 30.11.1997 года в Областном методобъединении г. Курска в должности артиста (валторна);
с 01.12.1997 года по 03.05.2000 года, с 01.09.2000 года по 17.12.2019 года в Курской областной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (валторн), за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 23.02.1998 года по 19.03.1998 года, с 16.10.1998 года по 09.11.1998 года, 21.12.2000 года, с 12.01.2001 года по 28.02.2001 года, с 18.02.2002 года по 27.03.2002 года, 06.03.2001 года по 02.05.2001 года, с 13.01.2002 года по 10.02.2002 года, с 28.05.2002 года по 01.07.2002 года, в 2004 году 1 день, а также с 14.01.2004 года по 18.02.2004 года, в 2005 году 17 дней, а также с 20.09.2005 года по 10.10.2005 года, с 11.01.2005 года по 13.01.2005 года, в 2007 году 1 месяц 8 дней, а также с 16.10.2007 года по 06.11.2007 года, с 09.01.2008 года по 23.01.2008 года, 01.08.2018 года, с 17.09.2018 года по 01.10.2018 года, 11.10.2018 года, 19.11.2018 года, с 20.12.2018 года по 28.12.2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области (межрайонное) назначить Никулину Игорю Викторовичу досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях с 29.09.2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области (межрайонное) в пользу Никулина Игоря Викторовича судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Великих