...
№ 2-3056/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2015 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
с участием представителя истца прокурора города Томска - Семитко С.Е.,
представителя ответчиков Муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации города Томска, Департамента капитального строительства администрации города Томска – Тарасенко Н.С., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год каждая,
при секретаре Дубовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора города Томска к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска, Департаменту капитального строительства администрации города Томска о признании незаконным бездействия, наложении обязанности проведения консервации объекта незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Томска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска, Департаменту капитального строительства администрации города Томска о признании незаконным бездействия, наложении обязанности проведения консервации объекта незавершенного строительства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по вопросам завершения строительства левобережной объездной дороги в г. Томске и консервации указанного объекта капитального строительства. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска и ООО «ООО1» заключен муниципальный контракт № на строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства), на строительство которой ДД.ММ.ГГГГ департаментом дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска получено разрешение № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом департамента капитального строительства администрации Города Томска (правопреемник департаментом дорожного строительства и благоустройства) от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе на консервацию объекта капитального строительства» в связи с отсутствием бюджетного финансирования строительно-монтажных работ объект капитального строительства «Строительство левобережной объездной дороги г. Томска в Томской области. Вторая очередь строительства. 1 этап» переведен на консервацию. В целях реализации вышеназванного приказа разработана проектно-сметная документация «Консервация объекта: «Строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства)» для проведения строительно-монтажных работ по консервации, получившая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Главной инспекцией государственного строительного надзора Томской области в отношении департамента капитального строительства администрации Города Томска проведена внеплановая проверка по вопросу проведения консервации вышеуказанного объекта строительства, по результатам которой установлено, что на данном объекте выполнено устройство части земляного полотна и части дорожной одежды, проведено укрепление большей части откосов георешеткой, смонтированы мостовые переходы через р. Бурундук и оз. Тояново. Выполненные работы составили 54,7% технической готовности объекта. Несмотря на то, что строительство левобережной объездной дороги г. Томска приостановлено более чем шесть месяцев назад, с декабря 2013 года на данном объекте какие-либо строительно-монтажные работы не ведутся, в нарушение вышеуказанных требований законодательства консервация рассматриваемого объекта капитального строительства не проведена. Также обязанность по проведению консервации указанного объекта незавершенного строительства возникла у отраслевого органа администрации Города Томска в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что, не смотря на то, что застройщиком является муниципальное образование «Город Томск», требования иска должны выполняться солидарно, поскольку заказчиком является муниципальное образование «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства, непосредственно все договоры заключал Департамент капитального строительства, всё финансируются за счет бюджета муниципального образования.
Представитель ответчиков исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск. Указано, что Департамент капитального строительства не является надлежащим ответчиком. Ни со стороны Департамента, ни со стороны МО «Город Томск» не имеется незаконного бездействия, принимаются все возможные действия для консервации объекта.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 3 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах: осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам (п.п. 6, 7, 8 ст. 2 ГрК РФ).
Как следует из представленных письменных доказательств, не оспаривается ответчиками, прокурорской проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом дорожного строительства и благоустройства администрации г.. Томска и ООО «ООО1» заключен муниципальный контракт № на строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства), на строительство которой ДД.ММ.ГГГГ департаментом дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска получено разрешение № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.2 Положения о департаменте капитального строительства администрации Города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 № 683 «О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 № 916 «Об утверждении структуры администрации города Томска» и утверждении положений об органах администрации», данный Департамент является правопреемником департамента дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска.
В соответствии с приказом департамента капитального строительства администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе на консервацию объекта капитального строительства» в связи с отсутствием бюджетного финансирования строительно-монтажных работ объект капитального строительства «Строительство левобережной объездной дороги г. Томска в Томской области. Вторая очередь строительства. 1 этап» переведен на консервацию.
В целях реализации вышеназванного приказа разработана проектно-сметная документация «Консервация объекта: «Строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства)» для проведения строительно-монтажных работ по консервации, получившая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Главной инспекцией государственного строительного надзора Томской области в отношении департамента капитального строительства администрации Города Томска проведена внеплановая проверка по вопросу проведения консервации вышеуказанного объекта строительства, по результатам которой установлено, что на данном объекте выполнено устройство части земляного полотна и части дорожной одежды, проведено укрепление большей части откосов георешеткой, смонтированы мостовые переходы через р. Бурундук и оз. Тояново. Выполненные работы составили 54,7% технической готовности объекта.
Согласно актам о приемке выполненных работ указанные работы приняты должностными лицами департамента капитального строительства администрации Города Томска.
В силу ч. 4 ст. 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком, или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно п.п. 3 и 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802 в рамках консервации застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. В состав работ по консервации объекта входят в том числе: выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Несмотря на то, что строительство левобережной объездной дороги г. Томска приостановлено более чем шесть месяцев назад, а с декабря 2013 года на данном объекте какие-либо строительно-монтажные работы не ведутся, в нарушение вышеуказанных требований законодательства консервация рассматриваемого объекта капитального строительства не проведена.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Аналогичные положения законодательства, в том числе в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществления контроля за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности, закреплены в пп. 1.4, 1.10 п. 1 ст. 40 Устава Города Томска при определении компетенции и полномочий администрации Города Томска.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В силу ст.ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Частью обеспечения этого права является вопрос создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа.
Анализируя вышеуказанные нормы, суд соглашается с доводами истца о том, что длительное непроведение консервации объекта незавершенного строительства препятствует ограничению доступа посторонних лиц на объект «Левобережная объездная автодорога. Вторая очередь строительства», обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека, может послужить причиной травматизма граждан, создает угрозу разрушения данного объекта, в том числе в связи с существующими в данной местности климатическими условиями и не способствует обеспечению сохранности результатов выполненных на объекте работ.
Судом отвергаются как необоснованные доводы ответчиков о том, что ими приняты все меры, а со стороны Департамента капитального строительства администрации Города Томска отсутствует бездействие.
Из представленных по делу доказательств следует, что в недостроенном объекте «Левобережная объездная автодорога. Вторая очередь строительства» не предпринято необходимых и достаточных мер к консервации, указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки прокуратуры и Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области.
Кроме того, предусмотренная ч. 4 ст. 52 ГрК РФ обязанность застройщика произвести консервацию строительного объекта не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а регламентирована условием прекращения работ либо их приостановлением на срок более 6 месяцев.
Ссылка ответчика на финансовое положение и необходимость перераспределения бюджетных ассигнований не может служить основанием к освобождению от выполнения обязанностей, возложенных на него ч. 4 ст. 52 ГрК РФ
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика Муниципальное образование «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска обязанности по обеспечению мер к консервации строительства.
Положениями пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в частности неопределенного круга лиц.
При таком положении у суда не возникает сомнений в правомерности обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Оснований для возложения солидарной обязанности на Департамент капитального строительства администрации Города Томска суд не усматривает. Указанный департамент не является ни застройщиком, ни лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает разумным и достаточным срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для консервации объекта незавершенного строительства «Левобережная объездная автодорога. Вторая очередь строительства» в соответствии с разработанной ООО «ООО2» проектно-сметной документацией «Консервация объекта «Строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства)», получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Томска к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента капитального строительству администрации Города Томска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образования «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска, выразившегося в непроведении консервации объекта незавершенного строительства «Левобережная объездная автодорога. Вторая очередь строительства» в соответствии с разработанной ООО «ООО2» проектно-сметной документацией «Консервация объекта «Строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства)», получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Муниципальное образование «<адрес>» в лице Департамента капитального строительства администрации <адрес> провести консервацию объекта незавершенного строительства «Левобережная объездная автодорога. Вторая очередь строительства» в соответствии с разработанной ООО «ООО2» проектно-сметной документацией «Консервация объекта «Строительство левобережной объездной автодороги г. Томска в Томской области (вторая очередь строительства)», получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований к Департаменту капитального строительства администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, наложении обязанности проведения консервации объекта незавершенного строительства – прокурору города Томска отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд города Томска.
...
...
Судья Л.А. Шукшина
...
...
...
...
...