РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата Мотивированное решение изготовлено дата. | адрес |
Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
|
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к МИД РФ, мотивируя свои требования тем, что она дата она с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг подала заявление №756954953. Возвратиться на адрес удалось только дата. Выплаты не производятся по настоящее время. Истец просит суд обязать МИД России принять решение о выделении помощи; и за счет казны выплатить денежные средства в размере недополученной помощи, а именно сумма, а также возместить судебные расходы в виде государственной пошлины в размере сумма.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель МИД РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, согласно которого просит суд в иске отказать.
Представитель соответчика Федерального казначейства РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель МВД России в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что стороны извещены, ходатайств об отложении не поступало, об уважительности причины стороны суд не уведомили, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от дата N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту – Положение).
Согласно п. 1,2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с дата по дата, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с и. 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата № 433 «Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с и. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
Судом установлено, что заявление истца № 756954953 от дата поступило из Минкомсвязи России дата письмом от дата № ОП-П24-070-Ю533дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного наименование организации (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению Истца поступили из ГИАЦ МВД России дата письмом № 34/8-10268 от дата
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных, дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе иди о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
По итогам проверочных мероприятий Комиссия МИД России приняла решение об отказе в предоставлении помощи, поскольку в заявлении содержались ошибки (отличия в номере загранпаспорта, недействительный загранпаспорт, данные паспорта не совпадают).
Таким образом, принимая решение об отказе истцу в выплате, МИД России действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 433.
При этом судом учитывается, что все заявления рассматривались исключительно в автоматизированном порядке, имели ускоренные сроки их рассмотрения. Социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
В соответствии с п. 5 при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
Истец, требуя обязать МИД России принять решение о выплате, тем не менее, не представила суду доказательств, свидетельствующих о неправомерности непредставления ему социальной помощи. Не указывает цель своего визита и длительного пребывания на адрес.
Истец также не доказала наличие законного основания для обязания ответчика совершить действия в отношении истца, направленные на предоставление социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от дата № 433, за период нахождения истцов в иностранном государстве до возвращения в Российскую Федерацию.
В силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается.
Социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
В настоящее время Постановление Правительства РФ от дата N 433 признано утратившим силу и не действует. Истец вернулась в Российскую Федерацию и утратила основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства.
Истец в исковом заявлении указывает, что положением были установлены правовые основания для возникновения правоотношений относительно подтверждения права на получение помощи, и могли завершиться только после получения указанной помощи в полном объеме. Истец полагает, что вносимые изменения в Постановление Правительства от дата N 433 в последующем, не могут быть к ней применимы, как ухудшающие ее положение. Ссылается на положения ст.ст. 54,55 Конституции РФ. Однако, данные положения имеют другое назначение, и ошибочно толкуются истцом, как применимые к правоотношениям, возникшим из Постановления Правительства РФ от дата № 433.
В силу ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Однако, в данном случае не идет речь о привлечении истца к какому-либо виду ответственности. Данное положение, в принципе не может быть применено в спорных правоотношениях, являющихся предметом рассмотрения настоящего гражданского дела.
В силу ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановление Правительства РФ от дата N 433, как следует из его содержания, принято было в целях реализации мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, и предусматривало в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, оказание социальной поддержки (помощи).
Истец в иске ссылается на ст. 16 (Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления) и ст. 1069 (Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами) в качестве основания для обязания выплатить ей за счет казны РФ денежные средства недополученной помощи. Однако, не приводит в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств причинения ей органами государственной власти убытков (вреда). В ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо противоправных действий в отношении истца со стороны ответчика.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежит удовлетворению требование иска о компенсации расходов по оплате госпошлины.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска фио к Министерству иностранных дел Российской Федерации об обязании МИД России принять решение по предоставлению социальной помощи, обязании произвести выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от дата № 433, взыскании расходов по оплате госпошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательно░ ░░░░░.
░░░░░
| |
|
|