Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3710/2020 от 07.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего    судьи         Сураевой А.В.,

при секретаре                                  Лариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3710/2020 по административному исковому заявлению Вострикова А.Н. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Востриков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, мотивировав свои требования следующим. Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Востриков А.Н. осужден по <данные изъяты> УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После вступления приговора суда в законную силу для отбывания наказания административный истец был этапирован в ИК-11, где содержался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы на основании постановления Борского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. По прибытии в ИК-11 Востриков А.Н. был распределен в отряд , в марте 2017 года был переведен в отряд , в котором проживал до освобождения. Условия содержания в этих отрядах не имели существенных различий и были примерно одинаковые.

            Административный истец указывает, что численность осужденных в отряде в период нахождения в нем истца составляла 110-130 человек, в отряде – 130-150 человек. В каждом из отрядов где проживал истец на одного заключенного приходилось не более 1,5 кв.м жилой площади. Все спальные секции в отрядах были переполнены, в них по всей площади, в том числе возле окон в большом количестве и с высокой плотностью были расставлены металлические двухъярусные кровати, тумбочки и табуреты. Из-за дефицита пространства, кровати были установлены очень близко друг к другу и попарно, без какого-либо зазора между ними, от чего осужденные непреднамеренно мешали друг другу спать, задевали руками и ногами, кашляли и чихали почти в лицо, храпели близко к соседу. При этом устанавливать какие-либо перегородки или хотя бы вешать шторки между кроватями, было запрещено. Для тумбочек места не хватало, поэтому они были поставлены одна на другую в проходах между кроватями шириной - 50 см, что в 2 раза меньше минимальной противопожарной нормы. В каждом таком проходе проживали четыре человека. При этом в дневное время сидеть, либо лежать на кроватях, было строго запрещено. В спальных помещениях было очень тесно, из-за узости проходов передвигаться по ним было сложно. До 2016 года общий утренний подъем в колонии производился очень рано, в 04 часа 50 минут, затем его перенесли на полчаса позднее.Комната, предназначенная для проведения воспитательной работы с осужденными в отряде из-за дефицита жилого пространства тоже была полностью заставлена двухъярусными кроватями и использовалась не по назначению, а в качестве дополнительной спальной секции, в которой проживали заключённые. В комнате было очень тесно. В отряде такой комнаты не было. В связи с недостаточными размерами комнаты для приема пищи, на одного осужденного приходилось 0,1 кв.м, что делало невозможным нормального использования данного помещения, данное помещение всегда было переполнено, питаться приходилось с соблюдением очередности, стоя, так как небольшие столики, рассчитанные на не более 12 человек, всегда были заняты, В комнате для приема пищи был только один чайник, поэтому за кипятком скапливалась большая очередь. Руки и посуду осужденные мыли в помещении, предназначенном для умывания. Специально оборудованных мест для хранения осужденными своих кухонных принадлежностей, посуды и продуктов питания не хватало, в этой связи комнат; приёма пищи была сильно захламлена и в ней водились тараканы, мыши. Санитарное состояние помещения было неудовлетворительным.В помещении для умывания, бритья, стирки и мытья посуды в отряде было установлено 7 раковин, двеиз которых отводились для мытья посуды, одна – для хозяйственных нужд, а остальные - непосредственно для умывания, стирки, чистки зубов, бритья. При этом металлические раковины были сильно загрязнены и изъедены ржавчиной. Сантехнического оборудования для мытья ног не имелось. Ввиду недостаточного давления в гидросистеме, горячая вода до пятого этажа в отряд не доходила, поэтому осужденные использовали холодную воду. Специальных сушильных помещений и мест для сушки белья в отряде не имелось, постиранное бельё и одежду заключенные сушили на верёвках, прямо в помещении для умывания и из-за этого там всегда было очень влажно, сыро, имелся скользкий налёт плесени и грибка на стенах и потолке, водились тараканы, мокрицы и грызуны. Санитарно-гигиенические условия являлись ненадлежащими.Унитазов, напольных чаш не хватало, в туалете часто образовывались очереди, туалет был перегружен и загажен, не успевал проветриваться от запаха нечистот. Туалет использовался как место для сбора бытовых и пищевых отходов, при этом мусор не сортировался. Наполненные мешки с отходами жизнедеятельности весь день стояли в туалете, очень плохо пахли, отходы привлекали насекомых-паразитов, мышей, являясь постоянным источником загрязнения. Мусор из отрядов выносился в локальный участок только один раз в сутки. Долгие годы в туалете отсутствовали дверцы и перегородки, обеспечивающие приватность, осужденные не могли уединиться при отправлении естественных нужд. Раздевалки в отрядах в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области были переполнены одеждой из-за малого размера, места для переодевания в них практически не было, осужденные по этой же причине теряли свою одежду, вынуждены были оставлять ее в спальных секциях. Комнатыхранения личных вещей в отрядах в ФКУ И.К-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области из-за небольшого размера не вмещали все сумки осужденных, часть из них заключенные хранили в спальных секциях.Иных помещений для осужденных в отрядах не имелось, бытовая комната для сушки одежды и обуви, а также для глажки и починки одежды отсутствовала, письменных столов в отряде не было, осужденным негде и не на чем было писать письма, заявления, жалобы и обращения - осужденные использовали табуретки.Осужденный Востриков А.Н, испытывал каждодневные трудности и сложности, при удовлетворении своих человеческих потребностей, ежедневно был вынужден простаивать в длинных очередях и постоянно находиться в окружении большого числа людей, не было никакой возможности уединиться, побыть одному, в одиночестве и покое. Неудобства создавали напряжённую и конфликтную обстановку среди заключённых, у которых часто проявлялась озлобленность и агрессия. Освещение в отрядах было слабым и недостаточным. Дневного света не хватало, так как все окна частично были загорожены высокими двухъярусными кроватями и тумбочками, поставленными друг на друга. Искусственное освещение было тусклым из-за нехватки ламп, что наиболее остро ощущался в тёмное время суток и в зимний период, отрицательно влияло на зрение. Вентиляция была неправильной, осуществлялась путем открытия окон, при этом многие осужденные возражали против такого проветривания, боясь заболеть, поэтому помещение нормально не проветривалось, в нем было душно.Санитарное состояние отрядов в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области было ненадлежащим. Во всех помещениях водились клопы, тараканы и мыши. Безопасные места для хранения продуктов питания отсутствовали. Периодически проводимые мероприятия по борьбе с грызунами и вредоносными насекомыми не приводили к улучшению ситуации.Отопление было недостаточным, зимой в отряде часто было очень холодно, осужденные были вынуждены спать в одежде и дополнительно укрываться зимними куртками.Условия для прогулки на свежем воздухе тоже были неудовлетворительными, поскольку выделенная для этой цели территория была слишком мила. На каждые два отряда был предоставлен лишь один изолированный участок. Осужденным пятого и шестого отрядов был предоставлен один общий локальный участок размером 160 кв.м, при этом на нем иногда находилось от 250 до 270 человек. До июля 2014 года площадь данного участка была ещё меньше - 128 кв.м, а ширина составляла лишь 8 кв.м, из них 12 кв.м были отгорожены под технические нужды. В итоге, на одного заключённого приходилась территория для прогулки площадью чуть более 0,5 кв.м.Локальный участок сверху и спереди имел решетку, боковые стены состояли из железных листов, а сзади он примыкал к зданию общежития. Некоторые осужденные курили и участок для прогулки находился в едком сигаретном дыму, что причиняло серьезные неудобства. Так же в локальном участке постоянно складировались мешки с пищевыми отходами и бытовым мусором, которые источали неприятный запах, а до 2015 года очень громко гудел электродвигатель вытяжки столовой. На участке для прогулок не хватало естественного света из-за затенения.Питание в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области было скудным и недостаточным. Подаваемая пища была низкого качества, однообразной, плохо приготовленной, зачастую непригодной к употреблению, с истекшим сроком годности. Минимальные нормы питания, установленные Правительством Российской Федерации, не соблюдались. Блюда были сильно разбавлены водой. Фрукты и свежие овощи не выдавали, молочные продукты выдавали крайне редко, овощи - только в вареном виде в супах и в минимальном количестве. Мясо выдавали редко и очень мало, не более 10-20 граммов в сутки на человека. В кастрюле, рассчитанной на 10 заключенных, мяса не хватало даже на одну порцию. Рыбу выдавали почти непригодную к потреблению - засохшую, с признаками порчи и не более 30-40 граммов в сутки на человека при минимальной норме 100 граммов. Хлеба выдавали тоже меньше нормы и очень низкого качества, он был липким, рыхлым. Чай подавали почти всегда без сахара, кисель был жидким, сильно разбавленным водой. На прием пищи в столовой отводилось не более 5-7 минут на завтрак и ужин, и 7-10 минут на обед.Баня (душ) предоставлялась осужденным только один раз в неделю, причем независимо от времени года и погоды. В 2017 году в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области осужденные имели возможность посещать баню 2 раза в неделю, но время сеанса было сокращено. В бане было очень грязно, освещение тусклое, половина душевых леек были сломаны. Душевые перегородки, резиновые коврики, тазы и краны для набора воды отсутствовали. Ежегодно в сентябре-октябре на время профилактических работ в колонии полностью отключали горячую воду и мыться приходилось в холодной воде.Материальное обеспечение предметами одежды было неудовлетворительным. Одежда по сезону и по размеру почти не выдавалась. Несмотря на холодные зимы сустойчивой минусовой температурой, до 2014 года осужденным вообще не выдавали зимнюю обувь и теплое нательное бельё. Круглый год осуждённые ходили в одних дерматиновых ботинках без меха и утеплителя на тонкой подошве с картонными стельками и носили черный брючный костюм из плотной, плохо вентилируемой ткани. В зимний период в такой одежде и обуви заключённые мерзли, отчего часто болели, а летом страдали от жары и перегрева. При этом носить свою личную одежду и обувь запрещалось.Постельные принадлежности выдавали не новые, а изношенные, практически непригодные к использованию. Средства индивидуальной личной гигиены выдавали в недостаточном количестве, очень низкого качества и нерегулярно. Согласно данным ГУ ФСИН России по Нижегородской области, даже в 2018 году обеспечение вещевым имуществом ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не превышало 77 %, ранее оно было ещё ниже.Медицинская помощь осуществлялась ненадлежащим образом, носила формальный характер, попасть на приём к врачу, получить необходимый препарат, было очень сложно. Качество и своевременность предоставления медицинских услуг были плохими, у осуждённых практически не было доступа к профильным специалистам.Медицинские осмотры осуждённых проводились очень редко и нерегулярно, в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не было организовано круглосуточное дежурство врача, имели место случаи массовых заболеваний. Из-за переполненности колонии и тесноты осужденные заражались от больных. Осужденные, инфицированные ВИЧ-инфекцией, а также гепатитом, содержались вместе с остальными заключенными.

            ДД.ММ.ГГГГ Востриков А.Н. обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека (жалоба Vostrikovv/Russia) на нарушение его прав в связи с бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство условиями его содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Данная колония является специализированной, предназначена для содержания осужденных за различные преступления бывших работников судов и правоохранительных органов. ДД.ММ.ГГГГ Европейский Суд коммуницировал жалобу Вострикова А.Н. Правительству Российской Федерации.

            В окончательной редакции заявленных требований административный истец Востриков А.Н. просил суд признать незаконным бездействие административных ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний России, ГУ ФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания в исправительном учреждении Вострикова А.Н., взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу Вострикова А.Н. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере рублей, расходы по оплате юридических услуг представителя в размере рублей.

            В судебное заседание административный истец Востриков А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил административное дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя по доверенности Петрова Р.Н.. представившего диплом о высшем юридическом образовании, который принял участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи.

            Представитель административного истца Петров Р.Н. в судебном заседании исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в нем и письменных дополнениях и возражениях на позицию, изложенную представителем административных ответчиков. Суду пояснил, что нарушения подтверждаются представлениями прокурорских проверок, в то же время представленные административным ответчиком справки, согласно которым нарушений условии содержания в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не имеется, не заслуживают доверия, поскольку противоречат результатам прокурорских проверок, составлены заинтересованным в исходе дела лицом. Проведение в колонии дезинфекции не способствовало снижению распространения тараканов и крыс, поскольку в колонии имело место неправильное хранение продуктов, а перенаселенность колонии влияла на все сферы быта и нахождения в ней, остро ощущалась нехватка жизненного пространства, необходимых санитарных принадлежностей, недоставало пространства для нормального приема пищи, недостаточным было материальное вещевое довольствие.

            Представитель административных ответчиков по доверенностям Юрьев А.С.,который принял участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании с исковыми требованиями административного истца не согласен, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительных возражениях. Суду пояснил, что нарушений при содержании осужденного Вострикова А.Н. в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не было допущено, он был обеспечен всем необходимым для отдыха, питания и досуга, колонии ежемесячно проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации помещений, насекомых и грызунов не имелось. В колонии имеется комната для приема пищи, оборудованная всем необходимым, в данной комнате осужденным разрешено принимать пищу, в том числе приобретенную в магазине. Отключение холодной и горячей воды производится только при ремонтных работах. Все осужденные, включая административного истца, обеспечиваются необходимым количеством питьевой воды, в комнатах для приема пищи установлены бачки для воды, завоз воды производится ежедневно и каждый осужденный имеет возможность получить ее в достаточном количестве. Норма санитарного оборудования соответствует установленным требованиям. Санитарная обработка осужденных проводится два разе в неделю в соответствии с графиком. Душевой зал оборудован надлежащим образом. В отрядах имеются стиральные машины, центрифуга, имеется помещение для сушки белья. Санузел состоит из туалетных кабин с унитазами, разделенных между co6oi металлическими перегородками, что обеспечивает условия приватности, проводится регулярная уборка санузла. Во всех жилых помещениях имеются комнаты для воспитательной работы с осужденными, в которых осужденные имеют возможность организовать соответствующий досуг, посмотреть фильмы, воспользоваться библиотекой. Поскольку осужденные работали в три смены, отряд был разгружен, поэтому была возможность уединиться.В помещении отрядов, где проживал Востриков А.Н. имеется искусственное освещение и естественное освещение, что обеспечивает возможность чтения и письма в любое время.Жилые секции отрядов оборудованы естественной вытяжной вентиляцией. Поступление наружного воздуха и вытяжка осуществляется через открывающиеся фрамуги окон, находящихся в разных частях помещения за счет разности плотностей воздуха.Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, проветривание жилых секций производится по графику уборки помещений, кроме того осужденным не запрещается открывать фрамуги окон для проведения проветривания помещений вне графика по мере необходимости. Температурный режим помещений отрядов соответствует нормам СаНПиН в зависимости от сезона и находится в пределах + 18- 22° С.В учреждении оборудованы прогулочные дворы, в которых имеются скамейки; организована строгая изоляция осужденных, существуют перегородки между локализованными участками; прогулки в отрядах организованы поочередно. В учреждении во всех отрядах оборудованы специальные места для курения, имеется изоляция не курящих от пассивного вдыхания сигаретного дыма.В колонии организованы спортивные занятия на открытом воздухе, которые проводятся по графику, ежедневно проводятся спортивные игры.Прием пищи осуществляется по распорядку дня, утвержденному начальником упреждения, в столовой колонии, расположенной на первом этаже основного корпуса жилой зоны Осужденные обеспечены трехразовым питанием по минимальной норме, установленной постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, при этом качество пищи соответствует установленным стандартам.Осужденный ФИО7 за период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области был обеспечен всеми видами довольствия, постельными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону, индивидуальными средствами гигиены, предусмотренного действующим уголовно- исполнительным законодательством, о чем свидетельствует соответствующая справка.Медицинское обслуживание осуществлялось на необходимом уровне, с ДД.ММ.ГГГГ создано новое юридическое лицо - ФКУЗ «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний». Филиал медицинской части является обособленным структурным подразделением, которое обслуживает спецконтингент ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области и расположен на базе учреждения. Медицинская часть обеспечена необходимым инвентарём, медицинским оборудованием и набором медицинских препаратов для оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Хранение, учет и выписка лекарственных средств и спирта проводится в соответствии с нормативными требованиями.Административный ответчик указал, что действия администрации были направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных, доказательств нарушения норм обеспечения помещений, в котором отбывал наказание Востриков А.Н. в указанный период, а также доказательств, несоответствия нормы площади требованиям ст. 99 УИК РФ в отрядах административного истца в спорный период не представлено.Довод административного истца о том, что он испытывал нравственные и физические страдания, обусловленные чувством унижения его достоинства в связи с нарушениями норм содержания в условиях изоляции, голословен.Представитель административных ответчиков полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, а заявленные к взысканию судебные расходы завышенными, поскольку представитель административного истца в судебное заседание в город Тольятти не приезжал, дело является типовым.

            Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в материалах административного дела доказательства, приходит к следующему.

            Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

            В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

            Согласно части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

            Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

            В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, данному требованию корреспондирует ст. 3 ГПК РФ.

            По смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

            Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и №2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10).

            Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

            1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях: 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

            Согласно положениям ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

            Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

            Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

            Исходя из положений ч. 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

            Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения.

            Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно п. 1 которого данный порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, всоответствии с пунктами 1.2,4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

            Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лип.содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

            Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.

            К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья; на получение юридической помощи; на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии; на доступ к правосудию; на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых.санитарных условий, питания и прогулок; право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3 Постановления №47).

            В данном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными     принципамии нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:    право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67 ФЗ «О

            порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22. 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

            Согласно пункту 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, и    отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

            Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Востриков А.Н. осужден по ч.1 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

                Согласно справке ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Востриков А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в отряде ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отряде ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.

            В судебном заседании установлено и подтверждается содержащимися в материалах административного дела представлениями об устранении закона в деятельности ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, вынесенными Прокуратурой Нижегородской области, наличие нарушений в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области положений статей 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

            Представлением Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются доводы административного истца ФИО7 о нарушении условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, а именно в нарушение ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установленные нормы материально-бытового обеспечения в учреждении не выполняются.В отрядах не обеспечены рукомойниками по заявленной норме 1008 осужденных, что составляет 84,5 % от общего числа осужденных.Установлено превышение численности осужденных в отрядах, определеннаяПоложением об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года №259.

            В нарушение ст. 99, ч. 3 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом МинюстаРоссии от 30 декабря 2005 года №259, во всех отрядах колонии помещения для проведения воспитательной работы используются не по назначению - для проживания осужденных.

            Согласно представлению Прокурора Нижегородской области об устранении нарушении нарушений законодательства в деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ , в отрядах , ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами.

            В нарушении ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 43,44 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17,10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», ежегодный профилактический осмотр проводился не всем осужденным, флюорографическое исследование некоторых осужденных проводилось реже, чем один раз в 6 месяцев, ЭКГ в плановомпорядке не проводилось.

            В помещениях стационара филиала «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России имелись дефекты в отделке стен, потолка и напольного покрытия, что затрудняло уборку, не обеспечивало необходимых условий содержания пациентов.

            Выявлены многочисленные нарушения ст. 10.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 30.03Д999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и изданные в целях его исполнения СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

            В магазине для осужденных, расположенном на территории жилой зоны, установлено, что в нарушение требований ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и. 6.4. 7.5, 13.4, 13.5 СП2,3,6.1066-01 при наличии психрометра, показания температуры и влажности не снимаются, осуществляется совместное хранение верхней и санитарной одежды, продавцы осуществляют торговлю в личной одежде. Кроме того, продукты с регламентируемым сроком хранения не более + 20 °С хранятся при температуре +24 С. В нарушение требований п 5.4 СП 2.1.2.2844-11, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 №23, на уборочном инвентаре отсутствует маркировка, уборочный инвентарь для помещений хранится совместно с уборочным инвентарем для туалета.

            При проверке организации питания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, не было выявлено нарушений законов при ведении документации, в то же время были выявлены многочисленные факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

            Так, в нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российском Федерации, п. 5.4 СП 2.1.2.2844-11 и пунктов 5.9, 9.1, 2.1, 13.4 СП 2.3.6.1079-01 в раздевалке столовой жилой зоны на потолочном покрытии имеются дефекты, препятствующие проведению генеральной уборки и дезинфекции, часть работников столовой работали без головных уборов. В моечном и варочном цехе имеются насекомые, в варочном цехе столовой отсутствует бактерицидная лампа над окнами выдачи готовых блюд. Контроль за качеством приготовления нищи не всегда осуществляется надлежащим образом. Так, питание осужденным 27.10.2015 было выдано без письменного разрешения медицинского работника и дежурного помощника начальника колонии.

            В нарушение п 3.2 I СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в мясо-рыбном цехе часть ламп искусственного освещения не функционировала.

            В нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 7 5, 7,6, 7.13, 10.1, 10.2, 13.5 СП 2.3.6.1066-01, пунктов 5.6. 6.5, 7 11, 7Л4, 7.24 СП 2.3.6,1079-01 в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, с несоблюдением требований товарного соседства и температурного режима, в овощном цехе в баке для заготовки и закваски капусты хранились котлеты, а также сырое и вареное мясо. В помещении варочного цеха мясные туши хранились навалом на полу, при этом на нем имеются повреждения плитки, в которых скапливается жир и грязь, затрудняющие проведение дезинфекции и влажной уборки помещения. В мясорыбном цехе в холодильной камере для рыбы хранились совместно сырая и готовая продукция (масло сливочное). Частично отсутствовала маркировка кухонной посуды. В помещении пекарни мешки с солью находились на полу без подтоварников и стеллажей, личные вещи осужденного, работающего пекарем, были развешаны непосредственно у печи для выпечки хлеба, был ослаблен контроль за соблюдением санитарных правил со стороны сотрудников учреждения. На продовольственном складе, в овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, требуется проведение генеральной уборки. На складе мешки с крупой хранятся в одной куче, вплотную к стенам.

            По указанным фактам было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6,3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Согласно Представлению, на территории исправительного учреждения, в открытом для доступе осуждённых колонии-поселения подсобном помещении, прилегающем к цеху по производству стеклопластиковой арматуры, было обнаружено 65 пятнадцатилитровых ведер без этикеток и даты выработки производителя, в которых содержались соленья огурцов, помидор и кабачков с признаками непригодности для употребления в пищу. Место, в котором были обнаружены продукты, явно не соответствовало условиям их хранения.

            В помещении банно-прачечного комплекса камерная дезинфекция одежды осуждённых осуществлялась с нарушением установленного температурного режима.

            Во всех отрядах исправительного учреждения помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению - для проживания осужденных. В комнате длительных свиданий отсутствует игровая детская комната.

            В 2016 году в ходе проведения Нижегородской прокуратурой по надзору засоблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ , а именно следующие.

            В нарушение ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при общей жилой площади 2611.9 кв.м.. установленный лимит наполнения колонии в 1319 человек фактически не соответствует реальным возможностям учреждения по размещению осужденных. В общей сложности 34,9% осужденных размещены в отрядах с нарушением установленной законом нормы жилой площади.

            В нарушение ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приложения 1 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, это требование не соблюдается. Так, в нарушение ч. 3 ст 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» в учреждении отсутствует необходимое количество унитазов, писсуаров, ножных ванн.

            В нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации часть работников столовой, жилой зоны работали без головных уборов.

            В нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в помещении и мясорыбного цеха в холодильной камере для хранения рыбы не соблюдается товарное соседство: хранится совместно сырая и готовая продукция (творог).

            В помещениях стационара филиала «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России имеются дефекты в отделке, в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, на продовольственном складе, овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, режим мытья торгового инвентаря (ножи, совки, доски) ручным способом не соблюдается, режим дезинфекции торгового инвентаря не проводится, моечные ванны для мытья торгового инвентаря отсутствуют, инструктивный материал применяемых средств для мытья и дезинфекции торгового инвентаря отсутствует, хранение круп осуществляется в не оборудованном складском помещении с отсутствием полового покрытия (засыпной), под подтоварниками много рассыпанного зерна и крупы, нет условий для проведения качественной уборки. На складе хранения муки не исправно искусственное освещение, что так же нарушает положения ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

            В 2017 году при проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ .

            Осужденные отрядов №, в общей сложности 915 человек на момент проверки не обеспечены по установленной норме рукомойниками, что составляет 76.3 % от общего числа осужденных, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных. В нарушение положений статей 101, 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительном учреждении ненадлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора отмечается скопление отходов производства. В колонии не соблюдается требования санитарии при приготовлении пищи для осужденных. В продовольственном складе уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, пол грязный, имеет выбоины.

            Руководством ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по итогам проведенных проверок были вынесены приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, представления, вынесенные Нижегородской прокуратурой не обжалованы, суд принимает данные представления, как надлежащие, допустимые и достоверные доказательства существования выявленных нарушений, какой-либо заинтересованности при вынесении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях представлений и изложении в них фактов выявленных нарушений не установлено.

            Доводы представителя административных ответчиков об отсутствии нарушений в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области относятся к настоящему времени, при этом факты нарушений на момент содержания осужденного Вострикова А.Н. административными ответчиками не опровергнуты, как и доводы административного истца о нарушениях, приведенные в исковом заявлении, надлежащие условия содержания осужденного Вострикова А.Н. административными ответчиками достоверными доказательствами не подтверждены.

            Таким образом, суд, в отсутствие достоверных доказательств, опровергающих выше установленные обстоятельства, приходит к выводу о нарушении прав Вострикова А.Н. на соблюдение надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, при этом данные нарушения характеризуются бездействием административных ответчиков, в связи с чем требование о признании такого бездействия незаконным обосновано и подлежит удовлетворению.

            Существование нарушений содержания осужденных в рассматриваемый период так же подтверждаются Декларациями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по заявке ; от ДД.ММ.ГГГГ по заявке , в которых российскими властями признается допущение ненадлежащих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.

            Доводы представителя административных ответчиков о том, что данные Декларации не подтверждают ненадлежащих условий содержания осужденного Вострикова А.Н. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, не основан на фактических обстоятельствах дела, дополнительно подтвержденных достаточной совокупностью доказательств, свидетельствующих о допущении таких нарушений, в том числе и в отношении Вострикова А.Н., отбывавшего наказание в данном исправительном учреждении.

            Все доводы представителя административных ответчиков о соблюдении в отношении Вострикова А.Н. условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области нашли опровержение в ходе рассмотрения дела, суд полагает, что не опротестованные представления Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях, Прокуратуры Нижегородской области, являются наиболее достоверными доказательствами, поскольку они получены незаинтересованным в исходе дела органом контроля за соблюдением требований законности в деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.

            Указанные представления Нижегородской прокуратуры, наряду с решениями ЕСПЧ («Дело «Евгений Михайлович Шмелев и другие (YevgeniyMikhaylovichShmelevandOthers) против Российской Федерации» (жалоба N 41743/17 и 16 других жалоб), Декларациями Правительства Российской Федерации, являются наиболее достоверными и объективными доказательствами допущения ненадлежащих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.

            Достоверных доказательств обеспечения ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области надлежащих условий содержания Вострикову А.Н. на протяжении всего срока отбывания наказания административными ответчиками не представлено, но наличие таких нарушений и их характер, подтверждены представлениями Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях, вынесенных в адрес исправительного учреждения.

Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также ряд Протоколов к ней, и в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Статьей 3 Конвенции установлен запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно ст.227.1 КАС РФлицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.4).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

            Административный истец обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека, о чем указано в административном исковом заявлении и подтверждается материалами дела, не оспаривалось административными ответчиками. На момент рассмотрения дела, данная жалоба Европейским Судом по правам человека не рассмотрена. Таким образом, Востриков А.Н. обратился в суд в установленные законом сроки.

            Суд полагает заслуживающим внимание довод представителя административного истца о том, что превышение численности осужденных крайне негативно влияло на все сферы жизни в исправительном учреждении, а нарушение санитарных норм и правил унижали человеческое достоинство Вострикова А.Н.

            Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, содержание условий жизни в исправительной колонии, его ощущения, которые он испытывал при нахождении в исправительном учреждении в ходе рассмотрения дела административными ответчиками не опровергнуты, но подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которых достаточно для принятия решения по делу.

            Таким образом, суд считает законными требования Вострикова А.Н. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания и, определяя ее размер, суд учитывает длительность отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, связанных с постоянной нехваткой личного пространства, невозможностью пребывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях;принимать пищу приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил; отправлять в нормальных условиях естественные человеческие потребности; получать надлежащего качества медицинские услуги; получать нормальный отдых ночыо, имея достаточное личное пространство для сна, так же суд учитывает, вынужденную адаптацию Вострикова А.Н. в начальный период приспособления к неудовлетворительным условиям содержания в исправительном учреждении.

            С учетом установленных фактов нарушений прав осужденного Вострикова А.Н. суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации, подлежащей взысканию за счет средств казны Российской Федерации в сумме рублей. Данная сумма, по мнению суда, является оправданной. Компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не приведет к безосновательному обогащению заявителя.

Наличии у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, условий содержания под стражей и этапирования, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст. 112 КАС РФстороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

            Административным истцом Востриковым А.Н. понесены расходы, связанные с оплатой юридических услуг Петрова P.M., которые подтверждаются договором от ДД.ММ.ГГГГ и распиской о получении денежных средств по договору в размере рублей.

            Расходы по оплате юридических услуг Петрова Р.Н. подлежат взысканию с административных ответчиков. С учетом объема оказанной юридической помощи административному истцу, количеству судебных заседаний по делу, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере рублей.

          На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░-11 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2а-3710/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Востриков А.Н.
Ответчики
ГУФСИН России по Нижегородской области
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Федеральная служба исполнения наказаний России ( ФСИН России)
Другие
Петров Роман Николаевич (представитель)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
07.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2020Подготовка дела (собеседование)
25.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
25.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее