Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-635/2010 ~ М-625/2010 от 15.11.2010

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2010 года. п. Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Таранец С.В.,

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостиной В.С. к  Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета,

установил:

  Старостина В.С. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

В судебном заседании Старостина В.С. уточнила свои исковые требования, отказавшись от иска в части признания права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки.

Отказ Старостиной В.С. от иска в части принят судом, поскольку он не противоречит закону и не нарушает чьих – либо законных прав и интересов.

Исковые требования в части признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, а также выдачи справки на льготный проездной билет Старостина В.С. поддержала.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что она является Ветераном труда, с Дата обезличена года имеет удостоверение «Ветеран труда».

По мнению истца, она как ветеран труда силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.)   имеет право на указанную в заявлении меру социальной поддержки.

Кроме того, в соответствии с  Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение единого льготного проездного билета.

Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда она обращалась Дата обезличена года, ей было отказано.

В силу изложенного истец просит удовлетворить ее требования в полном объеме, признав ее право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации, а также на получение единого льготного проездного билета, обязав ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» назначить ей с Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату, а также выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.

Представитель ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. с исковыми требованиями не согласна, пояснив суду, что в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493 –ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области ежемесячная денежная выплата.

Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия их предоставления.

Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги -  ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области, в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения трудовой деятельности. Поскольку истец не является получателем пенсии ни по одному из вышеуказанных законов правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты Старостиной В.С. не имеется.

Право на приобретение льготного проездного билета Старостиной В.С. также может быть реализовано при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 Представитель третьего лица - Департамента социального развития Тульской области, своевременно извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил, причины неявки суду не сообщил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

 Выслушав объяснения истца Старостиной В.С., представителя ответчика Ларионову Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Старостиной В.С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что она с Дата обезличена года является ветераном труда, имеет удостоверение  «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ей было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией ее удостоверения серии В  Номер обезличен от Дата обезличена года  «Ветеран труда», что не оспаривается ответчиком.

Как следует из материалов дела, Старостина В.С. в установленном порядке Дата обезличена года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано.

  Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в  том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения Дата обезличена года, а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с  Дата обезличена года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 подлежат удовлетворению.

 Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что Старостина В.С. не достигла пенсионного возраста, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

 Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Обоснованными суд считает и требования Старостиной В.С. о   предоставлении ей права на получение единого месячного льготного проездного билета.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявление удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено по делу, истцу, обратившейся Дата обезличена года в орган социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи ей справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано в ее выдаче со ссылкой на тот факт, что она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 55 лет.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является - недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законом Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении названной выше льготы, а также справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета, суд считает, что требования Старостиной В.С. о назначении ей с Дата обезличена г. ежемесячной денежной выплаты, а также выдачи справки установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Старостиной В.С. к  Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, удовлетворить.

Признать за Старостиной В.С. как ветераном труда право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Старостиной В.С. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с Дата обезличена года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» выдать Старостиной В.С. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года  № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Одоевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                         

Председательствующий Таранец С.В.

2-635/2010 ~ М-625/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Старостина Валентина Сергеевна
Ответчики
ГО ТО Управление социальной защиты населения по Одоевскому району
Департамент социальной защиты Тульской области
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Таранец Светлана Викторовна
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
15.11.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2010Передача материалов судье
15.11.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2010Подготовка дела (собеседование)
26.11.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2010Судебное заседание
01.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2010Дело оформлено
11.01.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее