12-430/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г.Махачкала 07 июня 2021 года
Судья Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан Магомедов Я.Р., с участием заявителя Гаджиева Арслана Саидовича, его представителя по доверенности Кусиева М.Б.
рассмотрев жалобу Гаджиева Арслана Саидовича на постановление зам. руководителя Управления ФАС по РД по делу об административном правонарушении от 10 ноября 2020 года №005/04/7.30-2861/2020, которым Гаджиев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. руководителя Управления ФАС по РД по делу об административном правонарушении №005/04/7.30-2861/2020 от 10 ноября 2021 года, Гаджиев А.С..- должностное лицо Комитета по государственным закупкам РД признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с этим постановлением, Гаджиев А.С. обратился в суд с жалобой на него и просит отменить его с прекращением производства по делу, указывая, что о времени и месте составления протокола не извещался, и не знал, что протокол и постановление были вынесены в отношении него. Кроме того, постановление о привлечении ему так же не было направлено и он его не получал. О вынесенном постановлении узнал через госуслуги, при обращении УФАС по РД о выдачи ему постановления ему было отказано, просит восстановить сроки на его обжалование, поскольку они пропущены в связи с неполучением постановления о привлечении его к административной ответственности.
Гаджиев А.С. и го представитель по доверенности Кусиев М.Б. в суде жалобу поддержали, просили ее удовлетворить по основаниям, указанным в ней.
УФАС в РД надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы в суд представителя не направил.
Исследовав материалы дела, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.
Гаджиевым А.С. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока мотивированное тем, что оспариваемое постановление административным органом принято 10.11.2020г., копия постановления о назначении штрафа им не получена, о вынесенном постановлении ему стало известно из личного кабинета "Госуслуги". Его обращение в УФАС РД о получении копии постановления остались без рассмотрения.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителя, и исследовав материалы дела, приходит к выводу о пропуске Гаджиевым А.С. по уважительной причине, поскольку в материалах дела нет сведений о дате получения постановления. Поэтому следует удовлетворить Гаджиеву А.С. ходатайство и восстановить ему пропущенный срок подачи жалобы.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом, административным органом, должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые согласно части 2 данной статьи устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Кроме того, как установлено ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол мог быть составлен, если имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения, протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Данные требования закона административным органом не соблюдены, что объективно подтверждается следующими обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Гаджиева А.С. составлен в его отсутствие 12 октября 2020 года. При этом в материалах дела имеется уведомление от 05.10.2020 года о месте и времени составления данного процессуального документа, в котором указан адрес места жительства Гаджиева А.С., однако сведений о направлении данного уведомления в материалах дела нет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Гаджиев А.С. не извещался в установленном порядке о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Принимая во внимание отсутствие доказательств надлежащего извещения Гаджиева А.С. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 12.10.2021г. данный протокол и был составлен с существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
При таких обстоятельствах считаю, что административным органом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не был уведомлен.
Оценивая указанные обстоятельства с позиции возможности реализации лицом, в отношении которого ведется соответствующие производство, своих прав, в том числе реализации возможности заявления различных ходатайств, участия в деле посредством защитника, реализации иных прав, суд пришел к правомерному выводу, что административным органом не обеспечено надлежащим образом соблюдение прав и законных интересов заявителя Гаджиева А.С.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что постановление должностного лица подлежат отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 КоАП РФ, составляет один год.
В силу п. 6 ч. 1, ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Между тем, как следует из исследованных доказательств данное административное правонарушение было совершено 08.04.2020г..
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ № 5 в редакции от 19.12. 2013г. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Кировском районном суде гор. Махачкалы жалобы Гаджиева А.С. на вышеназванное постановление годичный срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 ст. 24.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с истечением срока давности привлечения административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить Гаджиеву А.С. пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении за № 005/04/7.30-2861/2020 от 10.11.2020 г., которым Гаджиев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Жалобу Гаджиева А.С. на постановление руководителя Управления ФАС по РД по делу об административном правонарушении за № 005/04/7.30-2861/2020 от 10.11.2020г., которым Гаджиев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении за № 005/04/7.30-2861/2020 от 10.01.2021г., которым Гаджиев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Я.Р.Магомедов