Дело № 2-8409/3-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дарманяня П.К. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия незаконным, обязании совершить действия,
установил:
Дарманян П.К. обратился в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия (далее по тексту – УФМС России по РК) незаконным, обязании совершить действия по тем основаниям, что он является гражданином Российской Федерации. Из письма УФМС России по РК № от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что решением УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ2 г. о предоставлении Дарманяну П.К. гражданства Российской Федерации. С указанным решением УФМС России по РК Дарманян П.К. не согласен, считает его незаконным, необоснованным и несправедливым. Оспариваемое решение ни лично, ни по почте он не получал, на этом основании полагает, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ данный акт органа исполнительной власти, затрагивающий его права, свободы и обязанности, не может быть применим, поскольку не был доведен до сведения заинтересованного лица. Кроме того, полагает, что УФМС России по РК не наделено полномочиями по отмене решений, принятых <данные изъяты>. Заявитель ссылается на то, что никогда не был гражданином иных государств, кроме СССР и Российской Федерации, в период своего несовершеннолетия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно зарегистрирован и постоянно проживал в Армянской ССР, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и постоянно проживает в Республике Карелия, является индивидуальным предпринимателем, совместно со своей супругой <данные изъяты>. воспитывает сына 1995 года рождения и дочь 1992 года рождения. Поскольку Дарманян П.К. никогда не заявлял о том, что не желает быть гражданином СССР или Российской Федерации, на этом основании считает, что в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным законодательством, ему ранее принадлежало гражданство СССР, а в настоящее время принадлежит гражданство Российской Федерации. Несмотря на это, УФМС России по РК в обоснование своих доводов и решений продолжает ссылаться на обстоятельства, установленные решением Кондопожского городского суда по делу № г., которые, по мнению заявителя, не имеют никакого отношения к фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о наличии у него гражданства Российской Федерации. На этом основании Дарманян П.К. просит признать незаконным решение УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему гражданства Российской Федерации, возложить на начальника УФМС России по РК обязанность отменить указанное решение.
В судебном заседании Дарманян П.К., его представитель адвокат Филипенко И.Ю., действующий на основании ордера, заявление поддержали по основаниям, в нем указанным, заявили дополнительное требование, просили возложить на УФМС России по РК обязанность признать Дарманяна П.К. гражданином России. Определением суда в принятии к рассмотрению дополнительного требования отказано.
Представитель УФМС России по РК Канноев Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, полагал их необоснованными, пояснил, что заключением МВД РК от 26.07.2002 г. постановлено считать Дарманяна П.К. гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в порядке регистрации на основании п. «а» ст. 18 и ст. 35 Закона РФ «О гражданстве РФ» № 1948-1 от 28.11.1991 г. Решением УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение МВД РК было отменено по тем основаниям, что ранее при подаче заявления о приобретении гражданства РФ ДД.ММ.ГГГГ Дарманян П.К. сообщил заведомо ложные сведения, а именно в графе близкие родственники Дарманян П.К. указал, что его женой является <данные изъяты> не указав сведений о <данные изъяты>., брак с которой не был расторгнут, не указав также, что имеет с последней двух несовершеннолетних детей. Факт предоставления Дарманяном П.К. заведомо ложных сведений при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ о приобретении гражданства Российской Федерации установлен решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Письмом УФМС России по РК № от ДД.ММ.ГГГГ Дарманян П.К. был уведомлен о принятом решении ДД.ММ.ГГГГ Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Дарманяну П.К. в ответ на его обращение в УФМС России по РК, последнему было сообщено, что в связи с принятым ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по РК решением он не является гражданином РФ и разъяснено право обратиться за получением вида на жительство в установленном порядке. Канноев Д.Н. настаивал на том, что оснований для признания решения УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется, кроме того, указал на пропуск заявителем срока на подачу настоящего заявления в суд, полагал, что Дарманяну П.К. было известно о принятом УФМС России по РК ДД.ММ.ГГГГ решении, в подтверждение чего ссылался на регистрацию в журнале учета подготовленных несекретных документов ДД.ММ.ГГГГ письма в адрес Дарманяна П.К. с уведомление его о решении от ДД.ММ.ГГГГ, список простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Дарманяна П.К. от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УФМС России по РК, в котором он указывает на вынесенное «втайне от него решение о лишении его гражданства, о котором ему стало известно из послания от ДД.ММ.ГГГГ», на основании изложенного просил в удовлетворении заявления Дарманяна П.К. отказать.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 указанного Закона вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Таким образом, само по себе решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку эти вопросы отнесены к исключительному ведению Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
В соответствии с п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение. В соответствии с п. 54 этого Положения отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.
Пункт 1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19.03.2008 г. № 64, устанавливает, в частности, порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство. В соответствии с пп. 20 и 20.1 названного Регламента при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия в целях выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган обращается с исковым заявлением в суд общей юрисдикции об установлении факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, заключением УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ постановлено отменить решение МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ о приеме в гражданство Российской Федерации Дарманяна П.К. в соответствии со ст. 22, 23 и п. «и» ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ и считать недействительным со дня его принятия. При этом было установлено, что, что ДД.ММ.ГГГГ Дарманян П.К. обратился в <данные изъяты> с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации на основании п. «а» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г., в соответствии с которым лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, приобретают гражданство России в порядке регистрации. К заявлению о приобретении гражданства РФ Дарманян П.К. представил копию свидетельства о заключении брака с гражданкой России <данные изъяты> в своем заявлении в графе близкие родственники Дарманян П.К. указал, что его женой является <данные изъяты>., мать <данные изъяты> и братьев <данные изъяты> и <данные изъяты>., однако при этом не указал сведений о <данные изъяты>., брак с которой расторгнут не был, а также не указал, что имеет с последней двух несовершеннолетних детей <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ Дарманян П.К. приобрел гражданство Российской Федерации и ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Дарманян П.К., не указав в заявлении сведения о супруге <данные изъяты> и своих несовершеннолетних детях, представил заведомо ложные сведения, имеющие решающее значение для приобретения им гражданства Российской Федерации на основании п. « а» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации (с учетом ст. 43 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ»). Указанное решение вступило в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что у УФМС России по РК в соответствии со ст. 22, 23 и п. «и» ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ имелись основания для заключения об отмене решения МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Дарманяна П.К. в гражданство Российской Федерации по тем основаниям, что при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении гражданства Российской Федерации Дарманяном П.К. были предоставлены заведомо ложных сведений. Указанное решение УФМС по РК от ДД.ММ.ГГГГ суд считает законным, обоснованным, принятым в соответствии с действующим порядком рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Ссылка заявителя и его представителя на то, что УФМС России по РК не наделено полномочиями по отмене ранее принятого другим органом (в данном случае МВД РК) решения о предоставлении гражданину гражданства Российской Федерации суд считает несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба России. Основной из задач ФМС России является производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
На основании п. «и» ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют, в том числе отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 23 настоящего Федерального закона.
В Республике Карелия территориальным органом Федеральной миграционной службы России является УФМС России по Республике Карелия.
Кроме того, на основании ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся соблюдение срока обращения с заявлением в суд. Принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали на том, что Дарманяну П.К. не было в установленном порядке вручено лично либо направлено по почте решение УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ, что о принятом в отношении него решении УФМС России по РК он узнал, получив по почте ДД.ММ.ГГГГ письмо за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого ему стало известно, что с ДД.ММ.ГГГГ он не является гражданином Российской Федерации. Однако, доводы заявителя и его представителя опровергаются письменными материалами дела. Так, в материалах дела имеется исходящее письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором УФМС России по РК сообщает Дарманяну П.К. об отмене решения МВД РК от 26.07.2002 г. о приеме его в гражданство Российской Федерации. В доказательство подтверждения направления Дарманяну П.К. указанного письма УФМС России по РК представлен реестр отправления простых писем от ДД.ММ.ГГГГ, копия страницы журнала учета подготовленных несекретных документов за ДД.ММ.ГГГГ, подлинник которого обозревался судом в судебном заседании. Кроме того, доказательством того, что Дарманян П.К. знал о принятом в отношении него решении, свидетельствует также заявление Дарманяна П.К. в УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное последним, в котором Дарманян П.К. прямо указывает, что «.. Вы вынесли в тайне от меня о лишении меня гражданства, о котором мне стало известно из вашего послания от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего утверждения, не соответствующие действительности, здравому смыслу и действующему законодательству РФ..». Указанными письменными доказательствами подтверждается то, что о принятом в отношении него решении УФМС России по РК об отмене гражданства Российской Федерации Дарманяну П.К. было известно уже в июле 2011 года, настоящее заявление подано Дарманяном П.К. в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока на обращение в суд. Доказательств уважительности пропуска срока заявителем и его представителем не представлено, основания для восстановления Дарманяну П.К. срока на обращение в суд не имеется.
Иные доводы заявителя и его представителя не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Дарманяна Парсама Коляовича о признании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия незаконным, обязании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко