Дело № 2-26/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» марта 2013 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Петушковой О.Ю.
при секретаре: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», мотивируя тем, что повторно ею было подано заявление на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» ДД.ММ.ГГГГ, так как данные о первой постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ году не сохранились. В журнале «Списки граждан на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», на основании ее повторного заявления была сделана запись под номером №. В районной газете <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опубликован список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, являющихся пенсионерами. Согласно данному списку дата постановки ее на учет значится ДД.ММ.ГГГГ под порядковым номером № <адрес>ной газеты «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ она узнала о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году жилищные сертификаты получат граждане, подавшие свои заявления с ДД.ММ.ГГГГ года включительно. Предположив, что ее очередь может подойти в ДД.ММ.ГГГГ, она снова обратилась в администрацию <адрес> с целью уточнения ее очередности. В ответ на ее обращение специалист администрации ФИО3 сообщила ей о том, что она поставлена на учет лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Она направила в администрацию <адрес> письменный запрос и получила разъяснения о том, что дата ее постановки на учет - это дата принятия решения администрации края о ее постановке на учет, при этом дата подачи заявления значения не имеет. На момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, она являлась пенсионером проживала в <адрес>, приравненном к районам Крайнего Севера течении ДД.ММ.ГГГГ, то есть имела право на участие в указанной программе. Вместе заявлением на постановку в очередь ею был представлен полный пакет документов. О том, что она должна была дополнительно предоставить в администрацию какие-либо документы, ее никто в известность не ставил. Решение об отказе в постановке в очередь она не получала. Считает, что неправомерным изменением даты учета нарушено ее право на получение жилищных социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с краевой программой «Север на Юг». Просит восстановить ее -ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
уроженку <адрес>, в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» со дня подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ответчиков в субсидиарном порядке судебные расходы: на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей; на оплату юридических услуг в размере 7500 рублей (консультация, составление искового заявления и представительство в суде).
В судебном заседании истица ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, по основаниям, изложенным в иске. На удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме. Просит восстановить ее -ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» со дня подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ответчика администрации <адрес> судебные расходы: на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей; на оплату юридических услуг в размере 7500 рублей (консультация, составление искового заявления и представительство в суде).
В судебном заседании представитель истицы ФИО4, действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенным в иске. Показала, что материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», так как она являлась пенсионером, проживала в <адрес>, приравненном к районам Крайнего Севера течении №. На основании данного заявления она была включена журнал «Списки граждан на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» по<адрес>. В районной газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, являющихся пенсионерами. Согласно данному списку дата постановки ее на учет значится ДД.ММ.ГГГГ под порядковым номером 899. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ году от специалиста администрации <адрес> ей стало известно, что дата ее постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ - это дата принятия решения администрации края о ее постановке на учет, при этом дата подачи заявления в администрацию <адрес> значения не имеет. Считает, что по вине работников администрации учетное дело истицы не было направлен вовремя в администрацию края в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, она состоит в списке по краевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» не со дня подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ – со дня рассмотрения списка граждан из <адрес> Краевой комиссией на заседании, чем нарушены права истицы.
Представитель ответчика - администрации <адрес> – ФИО5, действующий на основании доверенности не возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что в сложившейся ситуации имеется вина администрации района, поскольку учетное дело ФИО1 не было в ДД.ММ.ГГГГ направлено в администрацию края. Данное дело было направлено в администрацию края лишь в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, администрацией края истица была признана участником программы «Север на юг» лишь ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, об уважительных причинах не явки не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали, что в соответствии с представленным администрацией <адрес> в министерство списком граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по <адрес> ФИО1 включена в список с ДД.ММ.ГГГГ По утверждению истицы она обращалась с заявлением о постановке на учет в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией соответствующего заявления. Согласно действующему законодательству, граждане обращались с соответствующим заявлением и прилагающимися к нему документами по месту жительства в районах отселения. Заявление и прилагающиеся к нему документы рассматривались администрацией в срок не более одного месяца, и формировалось учетное дело. По результатам рассмотрения заявления и учетного дела администрацией принималось решение о направлении заявления и учетного дела гражданина на рассмотрение
комиссии администрации <адрес> по учету участников программы. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> направила на рассмотрение краевой комиссии список граждан, проживающих в <адрес>, изъявивших желание стать участниками программы. Список состоял из 126 человек, под номером № - ФИО1 Список граждан из <адрес>, наряду со списками, представленными иными муниципальными образованиями края, был рассмотрен Краевой комиссией на заседании ДД.ММ.ГГГГ. Согласно решению Краевой комиссии 124 гражданина из списка по <адрес>, в том числе истица признаны участниками программы «Север на Юг». Считают, что требования истицы о постановки ее на учет по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, поставленных на учет также решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, но обратившиеся с соответствующими заявлениями о постановке на учет ранее истицы ДД.ММ.ГГГГ Просят отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 – специалист администрации <адрес> показала, что ФИО1 была включена в сводный список граждан-участников краевой целевой социально-инвестиционной программе « Север на юг», который был опубликован в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ее очередь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за № с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по не известной ей причине учетное дело в отношении ФИО1 не было сформировано и не было направлено в <адрес> в министерство в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истица признана участниками программы «Север на Юг» согласно решению Краевой комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика -администрации <адрес>, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», утвержденного Постановлением Совета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Государственной целевой программой «Жилище» предусмотрено предоставление таких субсидий за счет средств республиканского бюджета, в том числе лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10 лет. Другим категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено предоставление таких субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом органы, за счет средств которого предоставляются субсидии, устанавливался предельный уровень месячного дохода в расчете на одного члена семьи. Выделение субсидий осуществляется с учетом очередности на получение квартир и льгот на финансирование в соответствии с действующим законодательством.
Данное постановление утратило силу с изданием одноименного Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотревшим сохранение прежнего регулирования для лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет (Постановление № утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено одноименное Положение №-п, где право на получение субсидии за счет средств краевого бюджета также предоставлено гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10 лет, уровень месячного дохода которых на 1 члена семьи менее 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Федеральным законом РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета для граждан, имеющих стаж работы или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации.
Данный Закон утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием одноименного Федерального Закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в настоящее время, которым установлены условия предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и граждане, с продолжительностью стажа не менее 15 лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его получении, либо приобретшие право в соответствии с ранее действующим законодательством при наличии стажа в 10 лет и состоявшие по месту жительства на учете для улучшения жилищных условий включены в 5-ю очередь, а пенсионеры в 3-ю очередь.
06.10.2000 г. Администрацией Красноярского края утверждено Постановление № 775-п «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», которое предусмотрело право на такие субсидии за счет средств федерального бюджета - лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации; из средств краевого бюджета в пределах годовых объемов, утверждаемых в составе бюджета развития целевой строкой к лицам, работающим или вышедшим на пенсию по возрасту в бюджетных организациях и организациях, при общем стаже в этой сфере 15 лет (Постановление утратило силу изданием Постановления Совета администрации Красноярского края № 165-П от 17.06.2005 г. в целях приведения правовых актов администрации края в соответствие с действующим законодательством).
Законом Красноярского края от 12.07.2000 г. № 11-867 «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие районы края» утверждена краевая целевая социально-инвестиционная программа «Север на Юг», участниками которой являются пенсионеры, инвалиды 1 и 2 групп, проживающие в районах отселения и проработавшие или прожившие в районах отселения не менее 15 лет (ст.2 п.1). Государственная помощь оказывается в порядке очередности, устанавливаемой по времени принятия участника на учет (ст. 4 п.1).
Принятие на учет участников программы осуществляется путем подачи заявления в орган местного самоуправления по месту жительства, которые проверяют его вместе с документами и при подтверждении права направляют в администрацию края для постановки на учет, либо мотивированное решение об отказе, которое может быть обжаловано в суде (ст.3).
Лица, состоящие в списках участников программы переселения «Север на Юг», реализуемой при участии администрации <адрес> до вступления настоящего Закона в силу, подлежат учету как участники программы, утверждаемой настоящим законом. Указанные лица должны пройти перерегистрацию в течение шести месяцев со дня установления администрацией края порядка учета участников программы (ст.4 п.2).
Закон Красноярского края № 12-2591 от 06.11.2004 г. утвердил одноименную программу на 2005-2007 г.г. с теми же условиями участия, кроме перерегистрации.
В соответствии с п. «а» ст.1 Закона Красноярского края № 11-5580 от 21 декабря 2010 г. « О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края и выезжающих в другие районы Красноярского края» социальная поддержка оказывается: пенсионерам и инвалидам, вставшим на учет, но не успевшим получить государственную помощь в соответствии с Законом Красноярского края от 12 июля 2000 года N 11-867 "О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг", Законом Красноярского края от 26 ноября 2004 годаИ 12-2591 "О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг - 2005 - 2007", Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года N 4-1176 "О краевой целевой программе "Север на Юг" на 2008 - 2010 годы".
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в другие районы <адрес>». Заявление на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» было подано в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление на получение субсидии зарегистрировано в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией журнала № «Списки граждан на получение государственной помощи по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», где под номером № ФИО1
В районной газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ опубликован список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, являющихся пенсионерами. Согласно данному списку дата постановки ФИО1 на учет значится ДД.ММ.ГГГГ под порядковым номером 899.
Из ответа главы администрации <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 следует, что на основании документов имеющихся в архиве администрации <адрес>, а также журнала регистрации заявлений граждан, заявление на участие в программе ФИО1 написано ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №. В тот период согласно действующего законодательства, принятие на учет участников программы производилось по решению администрации края на основании личного заявления участника программы, притом дата постановки на учет определялась по дате принятия решения. В связи с этим дата подачи заявления ФИО1, указанная в списке очередников ДД.ММ.ГГГГ - это дата принятия решения администрацией края о постановке ее на учет.
Таким образом, установлено, что администрацией <адрес> учетное дело ФИО1 было сформировано с нарушением требований <адрес>, тем самым было нарушено ее право на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», а также ответчиком не предоставлено доказательств свидетельствующих о том, что истице направлялись уведомления с требованием о предоставлении каких-либо дополнительных документов для постановки на учет по вышеуказанной программе, не смотря на то, что она была поставлена на учет по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в списке №.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО7 к администрации <адрес> о восстановлении в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе переселения «Север на Юг» подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче искового заявления в суд истицей была уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей 00 копеек, которая подлежит взысканию с администрации <адрес> в пользу истицы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалах дела имеется подлинная квитанция ООО <адрес> оплате истицей за оказание юридических услуг 7500 рублей 00 копеек за составление искового заявления, представительство в суде с учетом разумности и сложности искового заявления, данные требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично в сумме 7000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг»- удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, в списке по краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» со дня подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 судебные издержки в сумме 7200 (семь тысяч двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Петушкова О.Ю.