Судья Воропаева Н.А. Дело №33-2495/2020
в„– 2-58/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
11 ноября 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Курлаевой Р›.Р.,
судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах Некрасовой С.В., к Администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе прокурора Болховского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 5 августа 2020 г., которым постановлено:
«исковое заявление прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах Некрасовой С.В., к Администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Букаловой Р•.Рђ., выслушав помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Болховского района Орловской области Р¤РРћ7 Рё Некрасову РЎ.Р’., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобе, объяснения представителя третьего лица Департамента финансов Орловской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ8, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, изучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
прокурор Болховского района Орловской области обратился в суд в интересах Некрасовой С.В. с иском к администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной по обращению Некрасовой С.В. проверки по факту нарушения её жилищных прав установлено, что родители последней после ее рождения отказались от нее в родильном доме, родительских прав в отношении НекрасовойС.В. не лишены и в них не ограничены, в учреждениях, где проживала Некрасова С.В. родители её не навещали, жизнью и судьбой не интересовались. В различные периоды своей жизни Некрасова С.В. находилась в БУС СО ВО «Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», в БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками», обучалась в Вологодском областном сельскохозяйственном профессиональном техническом училище, затем проживала в БСУ СО ОО «Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов», а с <дата> по настоящее время проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В апреле 2019 г. администрацией <адрес> было отказано в постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жильем, поскольку Некрасова С.В. не обладает юридическим статусом ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на момент обращения, в связи с чем рекомендовано обратиться в суд.
Учитывая отсутствие закрепленного за Некрасовой С.В. жилого помещения и права на объекты недвижимости на территории Российской Федерации, прокурор просил признать на Некрасовой С.В., <дата> рождения, юридический статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признать Некрасову С.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>; возложить на администрацию <адрес> обязанность поставить Некрасову С.В. на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на администрацию <адрес> обязанность включить Некрасову С.В. в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе прокурор <адрес> Орловской просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
Полагает, что категория граждан, к которой относится Некрасова С.В., подлежит льготному обеспечению жилыми помещениями как в соответствии с ранее действовавшими положениями ст. 37 ЖК РСФСР, п. 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССРот <дата> № «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и в силу действующих в настоящее время положений ст. 109.1 ЖК РФ и Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обращает внимание на то, что в соответствии с положениями ранее действовавшего и действующего в настоящее время семейного законодательства Некрасова С.В. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует ее постоянное проживание, в том числе по состоянию на дату достижения совершеннолетия в специализированных учреждениях на полном государственном обеспечении, руководством которых ненадлежаще исполнялись обязанности по защите ее прав в части разъяснения ей порядка и условий обеспечения ее жилым помещением.
Указывает на то, что, достигнув совершеннолетия, Некрасова С.В., являясь инвали<адрес> группы с детства, в силу объективных причин не имела возможности реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением, подтвержденное после вынесения заключения БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» № от <дата> о возможности осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни с регулярной помощью других лиц, на основании которого в соответствии с законодательством, регулирующим оказание социальной помощи инвалидам, у нее появилась возможность реализовать свои жилищные права.
Р’ судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес>, представители третьих лиц – Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства <адрес>, Департамента социальной защиты, опеки Рё попечительства, труда Рё занятости <адрес>, третьи лица – Р¤РРћ9, Р¤РРћ3, извещенные надлежащим образом Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РЅРµ явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии, были допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
РР· материалов дела следует, что Некрасова РЎ.Р’., <дата> рождения, приходится дочерью Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ3, отказавшимся РѕС‚ нее РІ больнице РїРѕ причине наличия Сѓ нее <...>. Родители участия РІ Р¶РёР·РЅРё Некрасовой РЎ.Р’. РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ принимали, РІ родительских правах РІ отношении дочери РЅРµ ограничивались, родительских прав РЅРµ лишены.
В период с <дата> по <дата> Некрасова С.В. находилась на полном государственном обеспечении в БУ СО Вологодской области «Кадниковский детский дом?интернат для умственно отсталых детей», после чего переведена в Болховский детский дом Орловской области.
В период с <дата> по <дата> Некрасова С.В. являлась воспитанницей и проживала в БСУ СО ОО «Болховский детский дом?интернат для детей с физическими недостатками» на полном государственном обеспечении.
Р’ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> Некрасова РЎ.Р’. обучалась РІ Вологодском областном профессиональном техническом училище-интернате, затем СЃ <дата> РїРѕ <дата> проживала РІ БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов», Р° РІ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> проживала РІ Рвановском РґРѕРјРµ-интернате РїРѕ адресу: <адрес>, РіРґРµ была зарегистрирована СЃ <дата>
С <дата> по настоящее время Некрасова С.В. зарегистрирована и проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
<дата> Некрасова С.В. обратилась в администрацию Болховского района Орловской области по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в обеспечении жильем как лица, оставшегося без попечения родителей.
<дата> администрацией Болховского района Орловской области Некрасовой С.В. было разъяснено, что законом установлен предельный возраст (23 года), до которого лица, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем, в связи с чем рекомендовано обратиться в суд, поскольку указанный факт не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении ее требований в судебном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются РєРѕРїРёСЏРјРё имеющихся РІ материалах дела паспорта Некрасовой РЎ.Р’.; свидетельства Рѕ рождении Некрасовой РЎ.Р’.; выписок РёР· истории болезни Рё этапного СЌРїРёРєСЂРёР·Р°; справки БСУ РЎРћ РћРћ «Болховский детский РґРѕРј-интернат для детей СЃ физическими недостатками» РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ ««Болховский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; билета учащегося в„–; справки администрации Аникановского сельского поселения РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ В«Рвановский специальный РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; справки БУ РЎРћ Вологодской области «Кадниковский детский РґРѕРј?интернат для умственно отсталых детей» РѕС‚ <дата> в„–; уведомлениями РѕС‚ <дата> Рё РѕС‚ <дата> РѕР± отсутствии РІ ЕГРН информация Рѕ правах НекрасовойС.Р’. РЅР° объекты недвижимости; ответ администрации Болховского района Орловской области РѕС‚ <дата> в„–.
Обращаясь в суд с иском и поддерживая свою позицию в суде, прокурор полагал, что Некрасова С.В., относящаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, по не зависящим от нее обстоятельствам не реализовала свое право на обеспечение ее жилым помещением, поскольку ей никем не разъяснялись ее жилищные права, в связи с чем до достижения возраста 23-х лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке ее на соответствующий учет не обратилась.
Представитель ответчика в суде первой инстанции полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указывал на то, что администрацией Болховского района Орловской области Некрасова С.В. в марте 2019 г. не могла быть поставлена на соответствующий учет, поскольку на дату ее обращения уже не обладала статусом лица, оставшегося без попечения родителей. Однако, в связи с изменениями в апреле 2019 г., внесенными в закон, достигшие 23-х лет лица, относившиеся к указанной выше категории, но не реализовавшие свое право на получение жилья, подлежат включению в соответствующий список и должны быть поставлены на учет.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Некрасова С.В. в уполномоченный орган для постановки ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, своевременно не обращалась, суд обратилась лишь в возрасте 49лет, когда утратила указанный статус, попыток до достижения возраста 23-х лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Некрасовой С.В. не предпринимала, а исключительность причин, препятствовавших этому, не доказана.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьями 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в первоначальной редакции), являющегося базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями, детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, гарантируемое детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа право на внеочередное обеспечение жилой площадью по общему правилу могло быть реализовано ими только до достижения 23-летнего возраста.
Вместе с тем отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В этой связи при разрешении спора об обеспечении указанных лиц жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
Указанная позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., в котором в качестве наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемых уважительными и, как следствие, служащих основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, в числе прочего указано ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из части 1 статьи 119 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего в период нахождения Некрасовой С.В., имеющей с детства I группу инвалидности, под попечительством Вологодского областного профессионального технического училища-интерната, опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
РР· содержания статьи 120 Кодекса Рѕ браке Рё семье РСФСРусматривается, что государство РІ лице исполнительных комитетов Советов народных депутатов (районных, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС…, районных РІ городах, поселковых Рё сельских) осуществляло функции органов опеки Рё попечительства. Осуществление функций РїРѕ опеке Рё попечительству возлагалось, РІ том числе РЅР° отделы народного образования РІ отношении несовершеннолетних лиц, Рё РЅР° отделы социального обеспечения РІ отношении дееспособных лиц, нуждающихся РІ попечительстве РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
Согласно статье 127 Кодекса о браке и семье РСФСРдетям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
На момент наступления совершеннолетия истца (<дата>) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСРбыло установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1марта 2005 г., были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57).
Федеральный закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей на момент обращения Некрасовой С.В. к ответчику для постановки ее на учет нуждающихся в жилье редакции также предусматривает право лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет (ст. 8).
По смыслу содержащихся в указанной статье положений, жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 2, 3 п. 3 ст. 8).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон, в редакции, действовавшей на момент разрешения спора).
Согласно данному Закону предоставление жилых помещении лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, осуществляется в заявительном порядке; жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Вопреки приведенным нормам права, причины несвоевременного обращения Некрасовой С.В. для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении были оценены судом первой инстанции формально, вывод о недоказанности уважительности факта подачи соответствующего заявления в администрацию Болховского района Орловской области с превышением установленного законодателем предельно допустимого возраста (23 года) сделан без учета конкретных установленных по делу обстоятельств.
Между тем, материалы настоящего дела, имевшиеся в распоряжении районного суда, доказательств надлежащего выполнения обязанностей по защите прав Некрасовой С.В. в тот период, когда она была несовершеннолетней, учреждениями, под попечительством которых она находилась, не содержат; разъяснение ей кем-либо порядка и условий реализации жилищных прав в возрасте до 23-х лет в числе имеющихся документов также отсутствует. Вопрос о получении указанных сведений на обсуждение сторон не выносился.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё судебной коллегией РЅР° основании разъяснений, содержащихся РІ пунктах 29, 30 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 19 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° в„– 13 «О применении судами РЅРѕСЂРј гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство РІ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции», были приняты представленные прокуратурой РєРѕРїРёРё ответов БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј-интернат для престарелых Рё инвалидов», БСУ РЎРћ РћРћ В«Рвановский специальный РґРѕРј- интернат для престарелых Рё инвалидов» Рё БСУ РЎРћ РћРћ «Болховский РґРѕРј- интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕР± отсутствии сведений Рѕ разъяснении Некрасовой РЎ.Р’. РїРѕСЂСЏРґРєР° постановки РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении, достоверность содержания которых никем РЅРµ оспаривалась.
Также СЃСѓРґРѕРј апелляционной инстанции РїРѕ изложенным основаниям принято РІРѕ внимание отраженное РІ индивидуальной программе реабилитации или абилитации Некрасовой РЎ.Р’. РѕС‚ <дата> заключение Рѕ возможности самообслуживания Рё ведения ею самостоятельного образа Р¶РёР·РЅРё СЃ регулярной помощью РґСЂСѓРіРёС… лиц, подтвержденное РІ заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции врачом ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Орловской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ5
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (как в действующей, так и в первоначальной редакции) дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Таким образом, по настоящему делу установлено, что Некрасова С.В. до достижения ею совершеннолетия обладала статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, по достижении 18 лет - статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживала и обучалась в соответствующих учреждениях, находясь в них на полном государственном обеспечении. Какое-либо жилое помещение за истцом никогда не закреплялось и ей не принадлежит на каком-либо законном праве. При этом специальным образовательным, а затем учреждением социального обслуживания не принимались меры по постановке Некрасовой С.В. на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, до достижения ею 23 лет, права на самостоятельное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на такой учет не разъяснялись.
Приходя к данному выводу, судебная коллегия принимает во внимание также состояние здоровья Некрасовой С.В., в силу которого ей федеральным законодателем гарантирована особая поддержка и защита со стороны государства, а также позицию администрации Болховского района Орловской области, считавшей подлежащими удовлетворению заявленные в интересах Некрасовой С.В. исковые требования прокурора.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что имелись основания для удовлетворения исковых требований, заявленных прокурором в интересах Некрасовой С.В., в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит апелляционную жалобу прокурора подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Болховского района Орловской области.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу прокурора Болховского района Орловской области удовлетворить.
Решение Болховского районного суда Орловской области от 5августа2020 г. отменить, постановив по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах Некрасовой С.В., к администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать Некрасову С.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда Болховского района Орловской области как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию Болховского района Орловской области поставить Некрасову С.В. на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда Болховского района Орловской области как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и включить Некрасову С.В. в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда Болховского района Орловской области.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья Воропаева Н.А. Дело №33-2495/2020
в„– 2-58/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
11 ноября 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Курлаевой Р›.Р.,
судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах Некрасовой С.В., к Администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе прокурора Болховского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 5 августа 2020 г., которым постановлено:
«исковое заявление прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах Некрасовой С.В., к Администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Букаловой Р•.Рђ., выслушав помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Болховского района Орловской области Р¤РРћ7 Рё Некрасову РЎ.Р’., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобе, объяснения представителя третьего лица Департамента финансов Орловской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ8, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, изучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
прокурор Болховского района Орловской области обратился в суд в интересах Некрасовой С.В. с иском к администрации Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной по обращению Некрасовой С.В. проверки по факту нарушения её жилищных прав установлено, что родители последней после ее рождения отказались от нее в родильном доме, родительских прав в отношении НекрасовойС.В. не лишены и в них не ограничены, в учреждениях, где проживала Некрасова С.В. родители её не навещали, жизнью и судьбой не интересовались. В различные периоды своей жизни Некрасова С.В. находилась в БУС СО ВО «Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», в БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками», обучалась в Вологодском областном сельскохозяйственном профессиональном техническом училище, затем проживала в БСУ СО ОО «Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов», а с <дата> по настоящее время проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В апреле 2019 г. администрацией <адрес> было отказано в постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жильем, поскольку Некрасова С.В. не обладает юридическим статусом ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на момент обращения, в связи с чем рекомендовано обратиться в суд.
Учитывая отсутствие закрепленного за Некрасовой С.В. жилого помещения и права на объекты недвижимости на территории Российской Федерации, прокурор просил признать на Некрасовой С.В., <дата> рождения, юридический статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признать Некрасову С.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>; возложить на администрацию <адрес> обязанность поставить Некрасову С.В. на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на администрацию <адрес> обязанность включить Некрасову С.В. в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе прокурор <адрес> Орловской просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
Полагает, что категория граждан, к которой относится Некрасова С.В., подлежит льготному обеспечению жилыми помещениями как в соответствии с ранее действовавшими положениями ст. 37 ЖК РСФСР, п. 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССРот <дата> № «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и в силу действующих в настоящее время положений ст. 109.1 ЖК РФ и Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обращает внимание на то, что в соответствии с положениями ранее действовавшего и действующего в настоящее время семейного законодательства Некрасова С.В. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует ее постоянное проживание, в том числе по состоянию на дату достижения совершеннолетия в специализированных учреждениях на полном государственном обеспечении, руководством которых ненадлежаще исполнялись обязанности по защите ее прав в части разъяснения ей порядка и условий обеспечения ее жилым помещением.
Указывает на то, что, достигнув совершеннолетия, Некрасова С.В., являясь инвали<адрес> группы с детства, в силу объективных причин не имела возможности реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением, подтвержденное после вынесения заключения БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» № от <дата> о возможности осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни с регулярной помощью других лиц, на основании которого в соответствии с законодательством, регулирующим оказание социальной помощи инвалидам, у нее появилась возможность реализовать свои жилищные права.
Р’ судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес>, представители третьих лиц – Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства <адрес>, Департамента социальной защиты, опеки Рё попечительства, труда Рё занятости <адрес>, третьи лица – Р¤РРћ9, Р¤РРћ3, извещенные надлежащим образом Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РЅРµ явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии, были допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
РР· материалов дела следует, что Некрасова РЎ.Р’., <дата> рождения, приходится дочерью Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ3, отказавшимся РѕС‚ нее РІ больнице РїРѕ причине наличия Сѓ нее <...>. Родители участия РІ Р¶РёР·РЅРё Некрасовой РЎ.Р’. РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ принимали, РІ родительских правах РІ отношении дочери РЅРµ ограничивались, родительских прав РЅРµ лишены.
В период с <дата> по <дата> Некрасова С.В. находилась на полном государственном обеспечении в БУ СО Вологодской области «Кадниковский детский дом?интернат для умственно отсталых детей», после чего переведена в Болховский детский дом Орловской области.
В период с <дата> по <дата> Некрасова С.В. являлась воспитанницей и проживала в БСУ СО ОО «Болховский детский дом?интернат для детей с физическими недостатками» на полном государственном обеспечении.
Р’ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> Некрасова РЎ.Р’. обучалась РІ Вологодском областном профессиональном техническом училище-интернате, затем СЃ <дата> РїРѕ <дата> проживала РІ БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов», Р° РІ период СЃ <дата> РїРѕ <дата> проживала РІ Рвановском РґРѕРјРµ-интернате РїРѕ адресу: <адрес>, РіРґРµ была зарегистрирована СЃ <дата>
С <дата> по настоящее время Некрасова С.В. зарегистрирована и проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
<дата> Некрасова С.В. обратилась в администрацию Болховского района Орловской области по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в обеспечении жильем как лица, оставшегося без попечения родителей.
<дата> администрацией Болховского района Орловской области Некрасовой С.В. было разъяснено, что законом установлен предельный возраст (23 года), до которого лица, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем, в связи с чем рекомендовано обратиться в суд, поскольку указанный факт не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении ее требований в судебном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются РєРѕРїРёСЏРјРё имеющихся РІ материалах дела паспорта Некрасовой РЎ.Р’.; свидетельства Рѕ рождении Некрасовой РЎ.Р’.; выписок РёР· истории болезни Рё этапного СЌРїРёРєСЂРёР·Р°; справки БСУ РЎРћ РћРћ «Болховский детский РґРѕРј-интернат для детей СЃ физическими недостатками» РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ ««Болховский РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; билета учащегося в„–; справки администрации Аникановского сельского поселения РѕС‚ <дата> в„–; справки БСУ РЎРћ РћРћ В«Рвановский специальный РґРѕРј?интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕС‚ <дата> в„–; справки БУ РЎРћ Вологодской области «Кадниковский детский РґРѕРј?интернат для умственно отсталых детей» РѕС‚ <дата> в„–; уведомлениями РѕС‚ <дата> Рё РѕС‚ <дата> РѕР± отсутствии РІ ЕГРН информация Рѕ правах НекрасовойС.Р’. РЅР° объекты недвижимости; ответ администрации Болховского района Орловской области РѕС‚ <дата> в„–.
Обращаясь в суд с иском и поддерживая свою позицию в суде, прокурор полагал, что Некрасова С.В., относящаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, по не зависящим от нее обстоятельствам не реализовала свое право на обеспечение ее жилым помещением, поскольку ей никем не разъяснялись ее жилищные права, в связи с чем до достижения возраста 23-х лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке ее на соответствующий учет не обратилась.
Представитель ответчика в суде первой инстанции полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указывал на то, что администрацией Болховского района Орловской области Некрасова С.В. в марте 2019 г. не могла быть поставлена на соответствующий учет, поскольку на дату ее обращения уже не обладала статусом лица, оставшегося без попечения родителей. Однако, в связи с изменениями в апреле 2019 г., внесенными в закон, достигшие 23-х лет лица, относившиеся к указанной выше категории, но не реализовавшие свое право на получение жилья, подлежат включению в соответствующий список и должны быть поставлены на учет.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Некрасова С.В. в уполномоченный орган для постановки ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, своевременно не обращалась, суд обратилась лишь в возрасте 49лет, когда утратила указанный статус, попыток до достижения возраста 23-х лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Некрасовой С.В. не предпринимала, а исключительность причин, препятствовавших этому, не доказана.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьями 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в первоначальной редакции), являющегося базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями, детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, гарантируемое детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа право на внеочередное обеспечение жилой площадью по общему правилу могло быть реализовано ими только до достижения 23-летнего возраста.
Вместе с тем отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В этой связи при разрешении спора об обеспечении указанных лиц жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
Указанная позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., в котором в качестве наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемых уважительными и, как следствие, служащих основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, в числе прочего указано ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из части 1 статьи 119 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего в период нахождения Некрасовой С.В., имеющей с детства I группу инвалидности, под попечительством Вологодского областного профессионального технического училища-интерната, опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
РР· содержания статьи 120 Кодекса Рѕ браке Рё семье РСФСРусматривается, что государство РІ лице исполнительных комитетов Советов народных депутатов (районных, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС…, районных РІ городах, поселковых Рё сельских) осуществляло функции органов опеки Рё попечительства. Осуществление функций РїРѕ опеке Рё попечительству возлагалось, РІ том числе РЅР° отделы народного образования РІ отношении несовершеннолетних лиц, Рё РЅР° отделы социального обеспечения РІ отношении дееспособных лиц, нуждающихся РІ попечительстве РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
Согласно статье 127 Кодекса о браке и семье РСФСРдетям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
На момент наступления совершеннолетия истца (<дата>) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСРбыло установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1марта 2005 г., были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57).
Федеральный закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей на момент обращения Некрасовой С.В. к ответчику для постановки ее на учет нуждающихся в жилье редакции также предусматривает право лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет (ст. 8).
По смыслу содержащихся в указанной статье положений, жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 2, 3 п. 3 ст. 8).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон, в редакции, действовавшей на момент разрешения спора).
Согласно данному Закону предоставление жилых помещении лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, осуществляется в заявительном порядке; жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Вопреки приведенным нормам права, причины несвоевременного обращения Некрасовой С.В. для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении были оценены судом первой инстанции формально, вывод о недоказанности уважительности факта подачи соответствующего заявления в администрацию Болховского района Орловской области с превышением установленного законодателем предельно допустимого возраста (23 года) сделан без учета конкретных установленных по делу обстоятельств.
Между тем, материалы настоящего дела, имевшиеся в распоряжении районного суда, доказательств надлежащего выполнения обязанностей по защите прав Некрасовой С.В. в тот период, когда она была несовершеннолетней, учреждениями, под попечительством которых она находилась, не содержат; разъяснение ей кем-либо порядка и условий реализации жилищных прав в возрасте до 23-х лет в числе имеющихся документов также отсутствует. Вопрос о получении указанных сведений на обсуждение сторон не выносился.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё судебной коллегией РЅР° основании разъяснений, содержащихся РІ пунктах 29, 30 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 19 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° в„– 13 «О применении судами РЅРѕСЂРј гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство РІ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции», были приняты представленные прокуратурой РєРѕРїРёРё ответов БСУ РЎРћ РћРћ «Богдановский РґРѕРј-интернат для престарелых Рё инвалидов», БСУ РЎРћ РћРћ В«Рвановский специальный РґРѕРј- интернат для престарелых Рё инвалидов» Рё БСУ РЎРћ РћРћ «Болховский РґРѕРј- интернат для престарелых Рё инвалидов» РѕР± отсутствии сведений Рѕ разъяснении Некрасовой РЎ.Р’. РїРѕСЂСЏРґРєР° постановки РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении, достоверность содержания которых никем РЅРµ оспаривалась.
Также СЃСѓРґРѕРј апелляционной инстанции РїРѕ изложенным основаниям принято РІРѕ внимание отраженное РІ индивидуальной программе реабилитации или абилитации Некрасовой РЎ.Р’. РѕС‚ <дата> заключение Рѕ возможности самообслуживания Рё ведения ею самостоятельного образа Р¶РёР·РЅРё СЃ регулярной помощью РґСЂСѓРіРёС… лиц, подтвержденное РІ заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции врачом ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Орловской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ5
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (как в действующей, так и в первоначальной редакции) дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Таким образом, РїРѕ настоящему делу установлено, что Некрасова РЎ.Р’. РґРѕ достижения ею совершеннолетия обладала статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, РїРѕ достижении 18 лет - статусом лица РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживала Рё обучалась РІ соответствующих учреждениях, находясь РІ РЅРёС… РЅР° полном государственном обеспечении. Какое-либо жилое помещение Р·Р° истцом РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ закреплялось Рё ей РЅРµ принадлежит РЅР° каком-либо законном праве. РџСЂРё этом специальным образовательным, Р° затем учреждением социального обслуживания РЅРµ принимались меры РїРѕ постановке Некрасовой РЎ.Р’. РЅР° учет детей-СЃРёСЂРѕС‚, детей, оставшихся без РїРѕ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░µ░№ ░░ ░»░░░† ░░░· ░░░… ░‡░░░Ѓ░»░°, ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░¶░░░»░‹░… ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░№, ░ґ░ѕ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░░░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░µ░Ћ 23 ░»░µ░‚, ░ї░Ђ░°░І░° ░Ѕ░° ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░ј ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░Ѕ░° ░‚░°░є░ѕ░№ ░ѓ░‡░µ░‚ ░Ѕ░µ ░Ђ░°░·░Љ░Џ░Ѓ░Ѕ░Џ░»░░░Ѓ░Њ.
░џ░Ђ░░░…░ѕ░ґ░Џ ░є ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░µ░‚ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ ░‚░°░є░¶░µ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░µ ░·░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░І░Њ░Џ ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░Ў.░’., ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░µ░№ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░µ░ј ░і░°░Ђ░°░Ѕ░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░° ░ѕ░Ѓ░ѕ░±░°░Џ ░ї░ѕ░ґ░ґ░µ░Ђ░¶░є░° ░░ ░·░°░‰░░░‚░° ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░°, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░ї░ѕ░·░░░†░░░Ћ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░Ѓ░‡░░░‚░°░І░€░µ░№ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░Ў.░’. ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░°.
░џ░Ђ░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░░░ј░µ░»░░░Ѓ░Њ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№, ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░Ў.░’., ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ѕ░µ░»░Њ░·░Џ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј.
░џ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░±░‹░»░░ ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░░░‚ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░¶░°░»░ѕ░±░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░№ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ, ░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░µ ░Ѓ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░± ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 328-330 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░°
░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░°:
░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░¶░°░»░ѕ░±░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ 5░°░І░і░ѓ░Ѓ░‚░°2020 ░і. ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ, ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░І ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░ј ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░Ў.░’., ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ ░ї░ѕ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░є ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░Ћ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѓ ░Ў.░’. ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░°░Ћ░‰░µ░№░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¶░░░»░‹░ј ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ї░µ░†░░░°░»░░░·░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░¶░░░»░░░‰░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░є░°░є ░»░░░†░ѕ, ░░░· ░‡░░░Ѓ░»░° ░ґ░µ░‚░µ░№, ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░€░░░…░Ѓ░Џ ░±░µ░· ░ї░ѕ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░µ░№.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѓ ░Ў.░’. ░Ѕ░° ░ѓ░‡░‘░‚ ░І ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░µ ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░°░Ћ░‰░µ░і░ѕ░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¶░░░»░‹░ј ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ї░µ░†░░░°░»░░░·░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░¶░░░»░░░‰░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░є░°░є ░»░░░†░ѕ ░░░· ░‡░░░Ѓ░»░° ░ґ░µ░‚░µ░№, ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░€░░░…░Ѓ░Џ ░±░µ░· ░ї░ѕ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░µ░№ ░░ ░І░є░»░Ћ░‡░░░‚░Њ ░ќ░µ░є░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѓ ░Ў.░’. ░І ░Ђ░µ░µ░Ѓ░‚░Ђ ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░°░Ћ░‰░░░…░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¶░░░»░‹░ј ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ї░µ░†░░░°░»░░░·░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░¶░░░»░░░‰░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░ѕ░Ѕ░ґ░° ░‘░ѕ░»░…░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░