12-206/2018
Постановление № 625/03-12
Р Е Ш Е Н И Е
г.Великий Устюг 14 декабря 2018 года
Судья Великоустюгского районного суда Вологодской области Кисель Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Шарыповой Татьяны Владимировны на постановление главного государственного санитарного врача по Великоустюгскому, Кичменгско-Городецкому, Никольскому районам Вологодской области № 625/03-12 от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного санитарного врача по Великоустюгскому, Кичменгско-Городецкому, Никольскому районам Вологодской области № 625/03-12 от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении директор МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Шарыпова Т.В. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Как следует из постановления, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», ОГРН 1023502696513, ИНН 3526014202, по адресу Вологодская область г. Великий Устюг ул. Гледенская, д. 7, в период 01 ноября 2018 года с 10.00 часов до 12.00 часов и с 12.45 часов до 15.00 часов было выявлено не обеспечение директором учреждения соблюдения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52-ФЗ), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10), СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» (далее СП 3.5.3.3223-14), а именно:
1. В учебном кабинете физики, расположенном на первом этаже общеобразовательной организации, выявлены дефекты потолка, не допускающие проведение его уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, а также создающие реальную угрозу здоровью и жизни детей: поверхность не гладкая, имеет деформации, трещины, имеются очаговые осыпания кусков штукатурки, что не исключает травматизма при использовании указанного учебного кабинета физики обучающимися – нарушены ч.1 ст.24, ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10;
2. Не соблюдаются требования к отделке стен в помещениях, а именно: в части помещений стены не гладкие, отделка стен имеет дефекты, что не допускает проведение их уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств (в учебных кабинетах химии, русского языка, иностранного языка, спортивном зале, снарядной, лаборантской при кабинете химии, гардеробной, коридоре 2-го этажа (в правом крыле от лестничного марша), туалете для персонала нарушена целостность отделки стен – стены имеют трещины, очаги осыпания и отслоения отделки (краски); в учебных кабинетах истории и иностранного языка поверхность оконных откосов не гладкая (не ровная) в связи с нанесением краски на не зачищенную от старой краски поверхность; в учебном кабинете № 10 и библиотеке имеются не обработанные участки демонтированного со стен оборудования (электропроводки, стендов и т.п.) – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10;
3. Не соблюдаются требования к отделке потолков в помещениях, а именно: поверхность потолков не гладкая, имеет дефекты, что не допускает проведение их уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств (в спортивном зале и снарядной имеются участки осыпания побелки, в буфете не ликвидированы следы демонтажа светильников, коридоре 2-го этажа в правом крыле от лестничного марша имеются следы протечек) – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10;
4. Не соблюдаются требования к отделке полов в помещениях, а именно: отделка полов имеет дефекты, что не допускает проведение их уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств (в учебных кабинетах №10, химии, русского языка, библиотеке, спортивном зале, снарядной, коридорах поверхность дощатых полов не ровная (бугристая) в связи с неоднократным нанесением краски на не зачищенную от старой краски поверхность), имеются щели; в коридоре 1-го этажа у лестничного марша линолеумное покрытие пола имеет дефекты (нарушена целостность покрытия, порвано); в туалете для мальчиков у умывальной раковины линолеумное покрытие не плотно прилегает к полу в связи с разрушением лаг и провисанием полового полотна) – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10;
5. Не обеспечено проведение необходимых профилактических санитарно-гигиенических мероприятий по защите объекта от заселения грызунов: в гардеробной имеются значительные щели между светонесущей стеной и полом (плинтус не плотно прилегает к полу и стене); на территории хозяйственной зоны для сбора бытовых отходов (мусора) используемый металлический контейнер является негерметичным – стенки контейнера в нижней части (ближе к основанию) имеют множественные очаги коррозии, отверстия, что обеспечивает свободный доступ грызунам к содержимому контейнера - нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.29, п.13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.3., п.3.7, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14;
6. Не соблюдаются требования к санитарному состоянию помещений: в спортивном зале и учебном кабинете русского языка визуально отмечается наличие разрушений и ветхость оконных рам, в связи со значительным износом не используемые для проветривания оконные створки в спортивном зале заблокированы монтажной пеной; в спортивном зале и учебных кабинетах русского языка и химии подоконники имеют дефекты покрытия, щели, что не обеспечивает надлежащих условий для проведения влажной уборки, в т.ч. генеральной, окон (не реже 2 раз в год), оконных рам, замены стекла при необходимости – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.7.2.9, п.12.3, п.12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10;
7. Не соблюдаются требования к оборудованию помещений:
7.1. – в учебном кабинете истории используемая для письма классная доска (с использованием мела) не имеет хорошо очищающуюся влажным способом поверхность (поверхность изношена, имеет дефекты, деформирована, имеет трещины) – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10;
7.2. – в библиотеке используемые ученические стулья не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям: влагостойкое покрытие повреждено, что не обеспечивает надлежащих условий для проведения дополнительных противоэпидемиологических мероприятий при необходимости и генеральных уборок – нарушены ч.1 ст.28 ФЗ № 52-ФЗ, п.5.2, п.12.5, п.12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Директор МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Шарыпова Т.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. Не оспаривая факта допущения МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и ею, как директором, вышеперечисленных нарушений, просит признать допущенное правонарушение малозначительным, применить положения ст.2.9 КоАП РФ, отменить постановление, освободив ее от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании директор учреждения Шарыпова Т.В. жалобу и ее доводы поддержала. Пояснила, что она вступила в должность с 01 августа 2017 года и приняла здание школы в таком состоянии, в каком оно находится в настоящее время. За прошедший период времени были приложены максимальные усилия к устранению существующих нарушений, в том числе выявленных ранее, до вступления ее в должность. Был отремонтирован туалет, поставлены водонагреватели, частично произведен ремонт ряда кабинетов, проводится санобработка дезинфицирующими средствами. Замена окон и мебели требует больших денежных вложений, которыми учреждение не располагает. Ею принимаются меры к изысканию способов ликвидации нарушений, но денежных средств на это не выделяется, а своими силами данные вопросы в полном объеме решить не представляется возможным.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Павликова Т.С. факты выявленных нарушений подтвердила. Пояснила, что достаточных мер к устранению нарушений не принимается, несмотря на то, что нарушения являются массивными и грубыми, создающими реальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем привлечение к административной ответственности Шарыповой Т.В. является обоснованным. Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Статьей 6.7 ч.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч.1 ст.24 указанного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу положений ст.28 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу п.3 ст.39 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Утвержденные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, их дератизации являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов - организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Директором Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с 01 августа 2017 года является Шарыпова Т.В.
В соответствии с Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» к компетенции директора учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения (п.3.8).
Факт совершения и виновность Шарыповой Т.В. в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 15 ноября 2018 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 15 ноября 2018 года с приложенными фотоматериалами, представленными суду для обозрения цветными фотоматериалами и другими материалами дела в совокупности. Указанные доказательства оценены административным органом в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Установив обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях Шарыповой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 ч.1 КоАП РФ.
Наличие выявленных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по существу в поданной в суд жалобе не оспаривается.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи и с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, регламентирующих порядок привлечения лица к административной ответственности, при вынесении должностным лицом постановления о наложении административного штрафа не допущено.
Вместе с тем, статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).
Оценив фактические обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, совершенного Шарыповой Т.В. в данном конкретном случае, принимая во внимание, что административное правонарушение совершено ею впервые, отсутствие угрозы для личности, общества и государства, принимая во внимание длительность исполнения ею обязанностей директора учреждения, суд считает, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий степени вины лица, привлекаемого к ответственности, тяжести правонарушения, которое каких-либо опасных последствий не повлекло, повышенную угрозу причинения вреда не создало.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства совершения правонарушения в их совокупности, суд считает возможным признать совершенное деяние малозначительным, в связи с чем освободить Шарыпову Т.В. от административной ответственности, ограничиться в отношении ее устным замечанием.
Руководствуясь подп.3 п.1 ст.30.7, ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного санитарного врача по Великоустюгскому, Кичменгско-Городецкому, Никольскому районам Вологодской области № 625/03-12 от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении о наложении на директора МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Шарыпову Татьяну Владимировну административного взыскания в виде штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, отменить, и дело об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Шарыповой Т.В. прекратить по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, освободив ее от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в 10-дневный срок.
Судья- Ю.А.Кисель