Дело <номер>
УИД 18RS<номер>41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о восстановлении срока для обращения и получения единовременной денежной выплаты, о взыскании единовременной денежной выплаты,
установил:
ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о восстановлении срока для обращения и получения единовременной денежной выплаты, взыскании единовременной денежной выплаты за первый учебный год работы в размере 40000 руб., мотивируя свои требования тем, что она является работником дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» и на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» имеет право на назначение единовременной денежной выплаты молодому специалисту. Обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту, в приеме документов отказано со ссылкой на возможный срок подачи заявления в Министерство не позднее <дата>.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика ФИО5 представила в суд отзыв, где указала, что за первый отработанный учебный год (2018/2019 учебный год) ФИО1 должна была подать в Министерство заявление и документы о назначении единовременной денежной выплаты в срок не позднее <дата>, однако подала их <дата> с нарушением срока подачи документов, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер>. После получения специалистом представленных ФИО1 документов о назначении единовременной выплаты молодому специалисту фактически отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанной выплаты Комиссией Министерства, о чем истцу <дата> было направлено письмо <номер>. Исходя из действующих норм, положений постановления Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер>, с <дата> молодой специалист вправе обратиться за выплатой за отработанный год до 30 декабря текущего года. Кроме того, постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер> не содержит право заявителя на продление статуса молодого специалиста в случае изменения места работы. ФИО1 за 2018/2019 учебный год сменила 4 места работы, утратив статус молодого специалиста. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО1, <дата> года рождения, окончила Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени ФИО6» <адрес> по специальности 4<дата> дошкольное образование с присвоением квалификации воспитатель детей докольного возраста. <дата> истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании.
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» (МКДОУ детский сад «Березка» села Алнаши) на должность воспитатель на период очередного отпуска постоянного работника ФИО7, что подтверждается трудовым договором от <дата> <номер>. Работа у работодателя является для работника основной.
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Алнаши на должность помощника воспитателя на время исполнения обязанностей ФИО8, отсутствующей в связи с нахождением в больничном отпуске, что подтверждается трудовым договором от <дата> <номер>. Работа у работодателя является для работника основной.
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ново-Утчанский детский сад на должность музыкального руководителя на время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком основного работника ФИО9, что подтверждается трудовым договором от <дата> <номер>. Работа у работодателя является для работника основной.
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» (МКДОУ детский сад «Березка» села Алнаши) на должность воспитатель на период очередного отпуска постоянного работника ФИО10., что подтверждается трудовым договором от <дата> <номер>. Работа у работодателя является для работника основной.
Согласно сведениям трудовой книжки ФИО1,
<дата> она принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» села Алнаши на должность воспитатель, <дата> уволена по истечении срока трудового договора пункт 2 статьи 77 ТК РФ (записи 6 и 7).
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Алнаши на должность помощника воспитателя, <дата> уволена по собственному желанию ст. 77 п. 3 ТК РФ (записи 8, 9).
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ново-Утчанский детский сад на должность музыкального руководителя, <дата> уволена по собственному желанию ст. 77 п. 3 ТК РФ (записи 11, 12).
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» села Алнаши на должность воспитатель, где работала по состоянию на <дата>.
<дата> ФИО1 обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за первый полный год работы.
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> ФИО1 отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса Комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском срока для подачи такого заявления.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статьей 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».
Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.
В силу части 3 ст. 16 Закона УР от <дата> N 11-РЗ, для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.
(в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ).
К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.
(в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ)
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:
(в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ)
1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
(часть 3 в ред. Закона УР от <дата> N 94-РЗ)
Изменения, внесенные Законом УР от <дата> N 25-РЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с <дата>, следовательно, ч. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> N 11-РЗ в приведенной редакции действовала как на дату начала учебного года 2018/2019, так и на дату возникновения у ФИО1 права на единовременную денежную выплату за первый учебный год работы.
Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).
Пунктом 2 Положения (в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135) было предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики, расположенную в сельском населенном пункте (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист);
Пунктом 2 Положения (в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 318) предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:
1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
(п. 3.1 введен постановлением Правительства УР от <дата> N 135)
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации.
Размер единовременной денежной выплаты составляет:
за первый учебный год работы - 40000 рублей;
за второй учебный год работы - 60000 рублей;
за третий учебный год работы - 80000 рублей.
(п. 4 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135)
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста в понимании постановления Правительства Удмуртской Республики от <дата> N 532 как в редакции постановления Правительства УР от <дата> N 135, так и в редакции постановления Правительства УР от <дата> N 318, поскольку является выпускником образовательной организации среднего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики, расположенную в сельском населенном пункте в год окончания учебы.
Не утратила ФИО1 статус молодого специалиста и в связи со сменой работы, поскольку действовавшее законодательство не содержало такого понятия как утрата статуса молодого специалиста, было определено, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию и предусмотрены основания для продления данного статуса.
Следует отметить, что ФИО1 уволена из образовательной организации, в которой она приобрела статус молодого специалиста, по истечении срока трудового договора, и сразу же поступила на работу в иную образовательную организацию. Несмотря на то, что ФИО1 действительно за первый учебный год работы сменила четыре места работы, однако все организации, в которых работала ФИО1, расположены на территории Удмуртской Республики, относятся к муниципальным казенным либо муниципальным бюджетным учреждениям, работа являлась для ФИО1 основной, перерывов в работе не допущено, то есть первый учебный год ФИО1 проработала полностью. Таким образом, ФИО1 принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики, расположенную в сельском населенном пункте в год окончания учебы, и первый учебный год полностью отработала по основному месту работы на должностях педагогического работника в муниципальных образовательных организациях Удмуртской Республики.
Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.
<дата> ФИО1 принята на работу в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» села Алнаши на должность воспитатель, в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста и по завершении первого учебного года работы на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей.
Отказывая <дата> в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата> <номер> и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.
Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.
Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер> предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.
Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения ФИО1 полного первого 2018/2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.
В силу пункта 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> N 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Таким образом, <дата> начался следующий 2019/2020 учебный год.
Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018/2019 учебного года и на дату отработки одного года по занимаемой должности педагогического работника в соответствии с трудовым договором действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, в связи с чем ФИО1, подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018/2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.
Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.
С учетом ответа МОиН УР от <дата> <номер>, адресованного истцу, суд приходит к выводу, что правовым последствием решения Министерства является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею первому 2018/2019 учебному году, что требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца.
В соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 40 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку ФИО1 не пропустила срок для подачи заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, на дату подачи ФИО1 такого заявления пропуск указанного срока не влек для педагогического работника последствий в виде отказа в приеме документов либо отказа в выплате, постольку исковое требование о восстановлении срока для обращения и получения единовременной денежной выплаты удовлетворению не подлежит.
Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).
Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.
Правовых оснований для взыскания государственной пошлины по делу не имеется, поскольку истец и ответчик в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении искового требования ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о восстановлении срока для обращения и получения единовременной денежной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья Стех Н.Э.