Решение по делу № 2-504/2020 от 22.05.2020

26RS0-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

с. Грачёвка                                                                                    25 июня 2020 года

Грачёвский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Пармона И.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края -ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края к ФИО1, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты, единовременной выплаты и исключения из информационного ресурса информации о признании инвалидом,                                             

У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края обратилось в суд с указанным иском, просит признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, бессрочно. Взыскать с ФИО1 в пользу Управления ПФР незаконно полученные: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности в сумме 559447,42 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата в сумме 169042,27 рублей, а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 рублей. Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании ФИО1 инвалидом.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен, согласно полученного заявления просил рассмотреть материалы дела в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

В судебное заседание представитель соответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России не явился, о месте и времени уведомлены, просили рассмотреть материалы дела в отсутствие представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России. Согласно представленному отзыву, просили вынести решение на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) ФИО3 просила удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (аналогичные нормы содержатся в ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены правила признания лица инвалидом (далее Правила), которые определяют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Результатом проведения медико-социальной экспертизы является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка - инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка - инвалида).

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1031н установлена форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления.

Как установлено в судебном заседании согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии года выданной филиалом №1 ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», ответчику была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно.

На основании указанной выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, ФИО1 была назначена пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.

Из представленных материалов установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику была выплачена пенсия по инвалидности в сумме 559447,42 рублей, а так же за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена ежемесячная денежная выплата в сумме 169042,27 рублей.

Кроме того в соответствии с ФЗ №385-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной денежной выплате гражданам получающим пенсию» ФИО1 в 2017 годубыла произведена единовременная выплата 5000 рублей.

Истец, обосновывая свои доводы, ссылается на то, что согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ поступившему в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует, что в архиве бюро МСЭ отсутствует дело освидетельствования ответчика, а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро МСЭ, на основании которых ответчику были назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, а так же была произведена единовременная выплата 5000 рублей не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседания бюро МСЭ.

Из копии книги протоколов заседаний бюро МСЭ следует, что ФИО1был освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ, протокол ; акт медицинского освидетельствования группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования -2 причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - февраля 2011 года.

Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» ФИО1 была выдана справка МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, выданнаяФИО1 справка об инвалидности и направленная в ПФ РФ выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, не соответствуют протоколу заседания комиссии бюро МСЭв части установления срока инвалидности.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, выданной филиалом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю»суд считает обоснованными в части недействительности срока их действия, в части требований о признании их недействительными с момента выдачи суд считает необходимым отказать, поскольку, согласно исследованных судом доказательств (книга протоколов, книга учета бланков справок МСЭ, табель учета рабочего времени), срок инвалидности ФИО1 установлен до февраля 2011 года.

Факт отсутствия дела об освидетельствовании не может объективно свидетельствовать о том, что гражданин не проходил освидетельствование в целях установления ему инвалидности, поскольку имеются документы, подтверждающие участие ФИО1 в заседании комиссии (книга протоколов, книга учета бланков справок МСЭ, табель учета рабочего времени).

Лицо, которому установлена инвалидность не может нести ответственность за ненадлежащие учет и хранение документов, подтверждающих факт прохождения им медицинского освидетельствования.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направляет бюро медико-социальной экспертизы.

Разрешая требования ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) о взыскании с ФИО1 незаконно полученных: пенсия по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, а также единовременной выплаты в размере 5000 рублей, суд приходит к следующему.

Как установлено выше, основанием для назначения ФИО1 пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты, единовременной выплаты в размере 5000 рублей, послужил факт установления ФИО1 инвалидности филиалом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» с выдачей справки МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении 2 группы инвалидности, бессрочно и направлении выписки из акта освидетельствования в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пунктом 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 310н (далее Порядок) предусмотрено, что состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии.

Исходя из Правил медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

Именно орган медико-социальной экспертизы несет ответственность, как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.

При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Истец, в обоснование требований о взыскании спорных денежных средств, ссылается на то, что пенсионному органу была представлена ФИО1 недействительная справка об установлении ему инвалидности, которая послужила основанием для назначения и выплаты последнему указанных денежных сумм.

Однако основанием для выплаты спорных денежных сумм послужила не справка, а выписка, которую направило в пенсионный орган учреждение МСЭ.

Кроме того, решение (акт) учреждения медико-социальной экспертизы об установлении ФИО1 2 группы инвалидности, на основании которого выдавалась выписки и справка об инвалидности, истцом не оспаривалось.

Из материалов дела следует, что каких-либо доказательств, объективно подтверждающих недобросовестность гражданина, получившего спорные выплаты, противоправность либо виновность его действий (в частности приговора суда, сведений о подложности справки, выписки и т.п.) истцом в суд не предоставлено, как и доказательств имевшей место счетной ошибки.

С учетом изложенного, оснований для взыскания спорных денежных выплат с ФИО1 не имеется.

Из копии справки МСЕ-2018 выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, Бюро медико-социальное экспертизы выданной ФИО1 установлено, что установлена третья группа инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований для удовлетворения требования истца об исключении ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России из информационного ресурса, информации о признании ФИО1 инвалидом не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) удовлетворить частично.

В части признания недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидомМСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных филиалом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности, бессрочно - отказать.

Признать недействительными в части установления срока инвалидности «бессрочно» справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидомМСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности.

Во взыскании с ФИО1 в пользу Управления ПФР незаконно полученных: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности в сумме 559447,42 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата в сумме 169042,27 рублей, а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 рублей- отказать.

В обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании ФИО1 инвалидом -отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Грачевский суд в течение месяца.

Судья                                                                                                       И.В. Пармон

2-504/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю СК
Ответчики
Дорошев Валерий Михайлович
ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю " Минтруда РОссии
Суд
Грачевский районный суд Ставропольского края
Судья
Пармон Игорь Владимирович
Дело на сайте суда
grachevsky.stv.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Подготовка дела (собеседование)
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее