24RS0020-01-2019-000151-71 Дело №12-12/2019
РЕШЕНИЕ
19 июля 2019 года с. Идринское
Судья Идринского районного суда Красноярского края Мельникова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Баев М.И. на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» от ДД.ММ.ГГГГ Баев М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, и подвергнут наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, Баев М.И. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 23 мин. он транспортным средством не управлял, правила дорожного движения не нарушал. На его обращение о предоставлении видеозаписи, ему было отказано. Просит отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Баев М.И. и его представитель Тремасова Е.Ю. доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что мотокультиватор не является транспортным средством, которое подлежит обязательной регистрации, доказательств управления Баев М.И. транспортным средством не имеется, в связи с чем в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен мотокультиватор «Нева» МК200, который был использован как самодельная техника, оснащен колесами, телегой и использовался для хозяйственных целей: вспашка огорода, боронение. Прицеп самодельный от мотороллера «Муравей».
В судебном заседании должностные лица ФИО5, ФИО6 пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 23 минуты на автодороге <адрес>, Баев М.И., в нарушение п.1 Основных положений Правил дорожного движения управлял транспортным средством – самоходным внедорожным мото-транспортным средством с самодельным прицепом, не зарегистрированным в установленном порядке.
Исследовав административный материал, выслушав заявителя, должностное лицо, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1КоАП РФ).
Согласно ст.26.1КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Баев М.И. постановлением должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 23 минуты на автодороге <адрес>, Баев М.И., в нарушение п.1 Основных положений Правил дорожного движения управлял транспортным средством – самоходным внедорожным мото-транспортным средством с самодельным прицепом, не зарегистрированным в установленном порядке.
Баев М.И. отрицает факт управления транспортным средством, утверждает, что техническое средство, которое использовалось в хозяйственных целях, не подпадает под определение «транспортное средство», поскольку, хотя и имеет двигатель объемом более 50 куб. см, не может развивать конструктивную скорость более 50 километров в час.
Материалы дела, в том числе технические характеристики мотокультиватора, не содержат сведений, опровергающих приведенные доводы Баев М.И.
Исходя из диспозиции ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.
В соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения, ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
При этом в силу примечания к ст.12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Согласно п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года№1090 «О Правилах дорожного движения», в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.
Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года№938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Согласно п.2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.1995 года.
В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 года №796.
Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 года №807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотокультиватор не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст.12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям гл.12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может. Доказательств обратно, суду не представлено.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных вывод должностного лица о виновности Баев М.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Баев М.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Баев М.И., удовлетворить.
Постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ в отношении Баев М.И., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Баев М.И. прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд.
Судья Мельникова И.Н.
Верно
Судья Мельникова И.Н.