Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-530/2018 ~ М-524/2018 от 24.08.2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2018 года г. Венев

Веневский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Садовщиковой О.А.,

при секретаре Макаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидова А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», отделу социальной защиты населения по Веневскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Демидов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», отделу социальной защиты населения по Веневскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение), выдать справку для приобретения льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда» серии , выданное 15 мая 2018 года отделом социальной защиты населения по Веневскому району ГУ ТО «УСЗН Тульской области».

21 мая 2018 года он обратился в отдел социальной защиты населения по Веневскому району ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» мер социальной поддержки как ветерану труда в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате ЖКУ и ежемесячной денежной выплаты.

Решением от 25 мая 2018 года ему было отказано в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С данным отказом он не согласен, считает его незаконным.

Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение), выдать справку для приобретения льготного проездного билета.

Истец Демидов А.В. в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчиков ГУ ТО «УСЗН Тульской области», отдела социальной защиты населения Веневского района ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности Черняк А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленных суду возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований Демидова А.В., поскольку он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в связи с чем, ему не может быть назначены ежемесячная денежная выплата как Ветерану труда, ежемесячные денежные выплаты в качестве компенсации по оплате ЖКУ.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Демидова А.В.. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 307-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что имеет удостоверение «Ветеран труда» серии , выданное 17 мая 2018 года отделом социальной защиты населения Веневского района ГУ ТО «УСЗН Тульской области», имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии МВД России, а поэтому имеет право, как ветеран труда, на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании удостоверением истца «Ветеран труда» серии , выданным 17 мая 2018 года отделом социальной защиты населения Веневского района ГУ ТО «УСЗН Тульской области» <данные изъяты>

Как следует из материалов дела, Демидов А.В. в установленном порядке 21 мая 2018 года обратился в отдел социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ, как ветерану труда, но в удовлетворении данных требований истцу было отказано <данные изъяты>

Отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, суд считает неправомерным, исходя из следующего.

Согласно ст.13 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Разрешая требования Демидова А.В. о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28декабря 2004 года №493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст.3 ЗТО от 28 декабря 2004 года №493 – ЗТО), установил дополнительное условие для получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 ЗТО от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.

В соответствие с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у Демидова А.В., как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 21 мая 2018 года, а поэтому его требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с момента его обращения, то есть с 21 мая 2018 года.

Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что Демидов А.В. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение страховой пенсии по старости (ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 года) «О страховых пенсиях»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Также судом установлено, что Демидову А.В. ежемесячные денежные выплаты не назначались и не выплачивались. Доказательств обратному суду не представлено.

Разрешая заявленные требования о предоставлении истцу мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО (ред. от 26 октября 2015 года) ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная компенсация на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Правовой анализ положений ст.4,8,15 ФЗ от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону, является исчерпывающим (ст.2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.

Этот вывод подтверждает и анализ положений ст.2 Закона РФ от 12 февраля 1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона №166-ФЗ и Закона №173-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону №166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).

В Федеральном Законе №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).

Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.

С 1 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч.3 ст.36 указанного Федерального закона со дня вступления его в законную силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим ФЗ в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости – достижение установленного возраста – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, учитывая, что Демидов А.В., 13 июля 1962 года рождения, не достиг возраста дающего право на трудовую пенсию по старости, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Демидову А.В. о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Рассматривая требования Демидова А.В. о выдаче справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета, суд приходит к следующему.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 3 июля 2006 года №311, от 29 марта 2008 года №160, от 16 августа 2010 года №775, Постановления Правительства Тульской области от 28 октября 2011 года №55), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки. Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании достоверно установлено и следует из решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от 25 мая 2018 года, что Демидов А.В. обратился с заявлением в органы социальной защиты 21 мая 2018 года, в котором просил предоставить ему меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ, как ветерану труда. С заявлением о выдаче справки для приобретения льготного проездного билета истец Демидов А.В. в отдел социальной защиты населения Веневского района ГУ ТО «УСЗН Тульской области» не обращался, данный вопрос ответчиком не рассматривался и отказа в выдаче истцу такой справки не имеется. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Следовательно, требования Демидова А.В. о выдаче справки для приобретения льготного проездного билета не подлежат удовлетворению, поскольку данная мера социальной поддержки назначается на основании письменного заявления в органы социальной защиты населения. Однако Демидов А.В. с заявлением о выдаче справки для приобретения льготного проездного билета в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» не обращался, и ответчиком данный вопрос не рассматривался, соответственно отказа Демидову А.В. в выдаче справки для приобретения льготного проездного билета со стороны ответчика не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Демидова А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», отделу социальной защиты населения по Веневскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворить частично.

Обязать отдел социальной защиты населения по Веневскому району Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать Демидову А.В. как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 21 мая 2018 года.

В удовлетворении остальной части требований Демидова А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Садовщикова

2-530/2018 ~ М-524/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Демидов Александр Владимирович
Ответчики
филиао отдел СЗН по Веневскому району
ГУ ТО "УСЗН Тульской области"
Суд
Веневский районный суд Тульской области
Судья
Садовщикова Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
venevsky--tula.sudrf.ru
24.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2018Передача материалов судье
28.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2018Судебное заседание
17.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2018Дело оформлено
09.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее