<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года Промышленный районный суд в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре Фоминой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3361/2020 по иску Суяргуловой ФИО14 к ООО УК «АмондЖилКомСервис», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о защите прав потребителя,
Установил:
Истец Суяргулова О.А. обратилась с вышеуказанным иском к ответчикам, в обосновании своих требований ссылаясь на следующие обстоятельства.
Суяргулова О.А. является многодетной матерью шестерых детей, проживает с ними в однокомнатной квартире жилой площадью 19,9 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес> просека, <адрес>, а также со своей сестрой – инвалидом детства, Господиновой Т.А., опекуном которой она является и своим братом, Господиновым С.А.
Доход семьи составляет меньше прожиточного минимума на одного члена семьи.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № 96 от 17.02.2020 «Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал 2019 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам установлена величина прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал 2019 года: в расчете на душу населения -10148 рублей; для трудоспособного населения -11261 рубль; для пенсионеров - 8107 рублей; для детей - 9968 рублей.
В настоящее время сын истца - Суяргулов А.А. проходит службу в рядах Российской армии, а доходы семьи из 8 человек составляют <данные изъяты> руб. в месяц, что на <данные изъяты> руб. ниже установленной величины прожиточного минимума:
Категории членов семьи |
Кол-во человек |
Размер прожиточного минимум по закону |
Сумма прожиточного минимума по закону |
Реальные доходы семьи |
Разница в доходах на члена семьи |
несовершеннолетние |
2 |
9 968 руб. |
19 936 руб. |
||
Инвалиды |
2 |
12320 руб. |
24 640 руб. |
24 640 руб. |
|
трудоспособные |
4 |
11 261 руб. |
45 044 руб. |
29 385 руб. |
|
Итого |
8 |
89 620 руб. |
54 025 руб. |
35 595 |
Расходы на оплату коммунальных услуг за однокомнатную квартиру в среднем составляют более <данные изъяты> руб. в месяц.
По заявлениям управляющей компании ООО «Амонд-ЖилКомСервис» были возбуждены исполнительные производства на основании судебных приказов по взысканию задолженности по коммунальным платежам по гражданским делам № 2-57471/18 от 11.07.2019г.; № 2-57471/2018 от 21.05.2019г.; № 2-454/2019 от 11.03.2019г.; № 2-453/2019 от 11.03.2019г., на основании которых со счёта Суяргуловой О.А. списывается 50% заработной платы, что уменьшает доходы семьи ещё больше.
Также в нарушение принципа недопустимости повторного применения мер ответственности за одно и тоже правонарушение (ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных платежей в силу отсутствия средств к существованию) ответчик ООО «Амонд-ЖилКомСервис» отключил электроэнергию в период с сентября 2018г. по декабрь 2019г. и в период с 19.02.2020г. по 10.04.2020г. в квартире с электроплитой, умышленно лишив 9 человек, двое из которых инвалиды 2 группы, возможности приготовления горячей пищи, что может привести к тяжкому вреду здоровья или иным тяжким последствиям.
Акты по отключению и подключению подачи электроэнергии в <адрес> составлены не были, истцу не предоставлены.
Ответчик 10.04.2020г. подключил электроэнергию только до окончания периода самоизоляции на основании поданной жалобы в прокуратуру Промышленного района г. Самары.
Суяргулова О.А. обращалась в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с заявлением об оформлении компенсации в размере 50 % по оплате коммунальных услуг и предоставлении субсидии, однако, в предоставлении субсидии ей отказано.
На основании изложенного, истица просила суд признать незаконным отключение электроэнергии при наличии электроплиты ООО УК «Амонд-ЖилКомСервис» у многодетной семьи Суяргуловой О.А. с двумя инвалидами второй группы; признать незаконным отказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг; применить срок исковой давности по взысканию суммы долга по коммунальным платежам; взыскать с ответчиков денежную компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.
Истец Суяргулова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «Амонд-ЖилКомСервис» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, направил отзыв, в соответствии с которым в удовлетворении иска просил отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, направил отзыв, в соответствии с которым в удовлетворении иска просил отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Истец Суяргулова ФИО15 на основании социального найма № от 16.12.2011г. является нанимателем <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>.
Управляющей организацией по управлению многоквартирным домом по указанному адресу является ООО «Управляющая Компания «Амонд-ЖилКомСервис» на основании протокола общего собрания собственников помещений от 01.10.2010г.
Между истицей и ООО «Управляющая Компания «Амонд-ЖилКомСервис» 07.07.2014г. был заключен договор № б/н на услуги в жилом доме по адресу: г.Самара, Просека 6 (далее Договор), в соответствии с которым ООО «УК «Амонд-ЖилКомСервис» обязалось оказывать услуги по содержанию мест общего пользования в жилом доме, обеспечивать получение истцом коммунальных услуг, выполнять иные обязанности, предусмотренные договором. В свою очередь истец обязалась оплачивать оказанные услуги и выполненные работы, предусмотренные Договором.
Согласно справке о составе семьи в указанной квартире совместно с нанимателем Суяргуловой О.А. зарегистрированы и проживают: сын ФИО2, 1996 года рождения, несовершеннолетний сын ФИО3, 2001 года рождения, сын ФИО4, 2002 года рождения, несовершеннолетняя дочь ФИО5, 2007 года рождения, несовершеннолетний сын ФИО6, 2003 года рождения, недееспособная сестра ФИО7, 1976 года рождения, инвалид детства ФИО8, 1990 года рождения (опекун ФИО1).
Показания приборов учета нанимателем не подаются, в связи с чем, начисления за коммунальные услуги производятся исходя из количества зарегистрированных лиц по нормативу потребления. Начисления по холодному и горячему водоснабжению производятся исходя из норматива потребления коммунальной услуги на каждого зарегистрированного человека, поскольку помещение не оборудовано приборами учета.
Исходя из ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Вышеуказанные обязательства и требования закона истец не исполняет.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилые помещения и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
В силу пунктов 1, 4 ст. 155 ЖК РФ плата за жилые помещения и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; наниматели жилых помещений по договору социального найма, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
В силу п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что обязанности по оплате коммунальных услуг не исполняют ни наниматель жилого помещения, ни члены его семьи, в связи с чем, ООО «Управляющая Компания «Амонд-ЖилКомСервис» неоднократно направлялись претензии о погашении задолженности, которые оставались без исполнения.
В целях погашения образовавшейся задолженности с нанимателем Суяргуловой О.А. неоднократно заключались соглашения, которые остались без исполнения до настоящего времени, а представлялись только для получения субсидии для оплаты коммунальных услуг.
Задолженность по коммунальным платежам (с учетом удержаний судебным приставом исполнителем) по состоянию на 16.07.2020г. составляет <данные изъяты> копеек.
Управляющая компания несёт обязательства перед ресурсоснабжающими организациями по оплате за потребленные населением коммунальные услуги, неоплата населением коммунальных услуг отрицательно влияет на платежеспособность перед ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, ограничение и (или) приостановление коммунальных услуг является вынужденной мерой.
На основании п. 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
Предупреждениями наниматель уведомлялся, что в случае неоплаты задолженности в течение 20 дней со дня доставки указанного предупреждения(уведомления), предоставление коммунальной услуги - электроэнергии может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Главным инженером Управляющей компании Шилец О.Э. и электромонтером Царёвым А.А. было произведено приостановление коммунальной услуги - электроэнергия в вышеуказанной квартире по причине наличия задолженности и неоплаты в установленный срок.
Из материалов дела следует, что при обходе мест общего пользования и этажных электрощитов в <адрес> просека было выявлено, что отключенная по причине задолженности за коммунальные услуги <адрес> произвела самовольное подключение к общедомовому имуществу, а именно к выключателю коридорного освещения, что подтверждается актом от 09.10.2018 г.
09 октября 2018г. отключение самовольно подключившейся <адрес> произведено путем демонтажа соединения от коридорного освещения.
При обходе мест общего пользования и этажных электрощитов в <адрес> просека было выявлено, что отключенная по причине задолженности за коммунальные услуги <адрес> произвела самовольное подключение к общедомовому имуществу, а именно к системе электроснабжения.
29 октября 2018г. отключение самовольно подключившейся <адрес> произведено путем демонтажа соединения от системы электроснабжения.
Согласно ст. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 Оснащение жилого и нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого и нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого и нежилого помещения, поданной исполнителю. В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе, предлагаемая дата и время ввода установленного прибора в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В материалы дела представлен акт о приостановлении подачи электроэнергии, составленный гл.инженером и электромонтером ООО «Управляющая Компания «Амонд-ЖилКомСервис» от 24.07.2019 г., в соответствии с которым произведено приостановление поставок электроэнергии в <адрес> по ул. <адрес>, на основании имеющейся задолженности. Так же, из акта следует, что маркировка и пломба на приборе учета отсутствуют.
В настоящее время <адрес> по ул. 6 просека подключена к системе электроснабжения, электроэнергия в квартиру поступает, ограничений не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ООО «Управляющая Компания «Амонд-ЖилКомСервис» являются законными и обоснованными, с учетом того, в настоящее время подключение электроэнергии восстановлено, в связи с чем, оснований для признания незаконным отключения электроэнергии незаконным, не имеется.
Что касается требований о признании незаконным отказа Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в предоставлении льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг, суд приходит к следующему.
Суяргулова О.А. являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по статусу «многодетная семья» до ДД.ММ.ГГГГ (до достижения третьим ребенком - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., возраста 18 лет).
Кроме того, Суяргулова О.А. является получателем компенсации в отношении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалида II группы.
На территории Самарской области компенсация многодетным семьям предоставляется на основании Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Компенсация инвалидам предоставляется в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам являются расходным обязательством Российской Федерации, полномочия по их предоставлению переданы в установленном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области указанные меры социальной поддержки предоставляются в форме компенсации на основании Закона Самарской области от 26.12.2016 № 143-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области».
Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017 № 7 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, организацию предоставления компенсации осуществляет министерство, а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения (далее - уполномоченные учреждения), государственное казенное учреждение Самарской области «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» (далее - региональный центр).
Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг на территории Самарской области, лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома на территории Самарской области (далее - поставщики ЖКУ), заключают соглашения об информационном обмене (далее - соглашение) с министерством, региональным центром и уполномоченными учреждениями.
Поставщики ЖКУ, заключившие соглашения, представляют в региональный центр сведения (о начисленных платежах, произведенной оплате, о наличии и (или) отсутствии задолженности и т.п.), необходимые для расчета компенсации ЖКУ, в порядке, сроки и по форме, установленные соглашениями. При этом ответственность за достоверность сведений о начисленных суммах и фактически понесённых гражданином расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг несут указанные поставщики, подписавшие соглашение и предоставившие указанную информацию.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация выплачивается при условии отсутствия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Аналогичные требования содержаться в п.3 Порядка, согласно которому компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Сведения от поставщиков ЖКУ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> поступают с указанием задолженности, соответственно расчет компенсации производится ежемесячно, но выплата компенсации министерством не осуществляется по причине наличия задолженности по оплате ЖКУ.
Вместе с тем, при погашении имеющейся задолженности и поступлении необходимых сведений от поставщиков ЖКУ, в том числе от ООО УК «Амонд- ЖилКомСервис» об ее отсутствии, выплата компенсации будет произведена Суяргуловой О.А. за весь период действия оснований, дающих право на получение соответствующей компенсации.
Кроме того, действующим Порядком на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и уполномоченные учреждения не возложена обязанность проведения проверки достоверности сведений, предоставленных поставщиками ЖКУ.
Учитывая, что в предоставлении компенсации Суяргуловой О.А. не было отказано, а также факт того, что выплате компенсации препятствует получение от поставщиков ЖКУ сведений о наличии задолженности жилищно-коммунальным услугам, со стороны Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не было допущено нарушений действующего законодательства.
Другой мерой социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальные услуги является субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).
Субсидия предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (пункт 6 Правил), в связи с чем, для назначения субсидии необходимы документы (их копии), содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт «б» пункта 8 Правил).
Учитывая наличие задолженности по адресу проживания истца, предоставить ее семье субсидию не предоставляется возможным.
Таким образом, действия Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области основаны на нормах действующего законодательства, т.е. являются законными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности.
При этом, указанное постановление Пленума ВС РФ предусматривает рекомендации для судов при разрешении споров, а не для органов государственной власти при назначении и выплате компенсаций и субсидий.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования Суяргуловой О.А. о признании незаконным отказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в предоставлении льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг, не имеется.
Истица указывает, что по заявлениям ООО УК «АмондЖилКомСервис» о вынесении судебного приказа на взыскание с Суяргуловой О.А. и членов ее семьи задолженности по коммунальным платежам, мировым судьей вынесены судебные приказы, в связи с чем, Суяргуловой О.А. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям о взыскании задолженности по коммунальным платежам.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При этом, суд обращает внимание, что предметом рассмотрения настоящего гражданского дела не является взыскание с Суяргуловой О.А. задолженности по коммунальным услугам, в связи с чем, ходатайство о применении исковой давности заявлено необоснованно.
Истцом, также, заявлены требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку судом не установлено нарушения прав истцов ответчиками, основания для взыскания денежной компенсации морального вреда, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Суяргуловой ФИО16, -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 7 августа 2020 года.
Председательствующий <данные изъяты> Л.А. Орлова
Копия верна.
Судья Л.А.Орлова
Секретарь
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № УИД63RS0№-13 Промышленного районного суда <адрес>.