Судья Кетова Л.С. Дело <данные изъяты> АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Мадатовой Н.А., Галановой С.Б.,
при секретаре Нистратовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу Трофимова Юрия Владимировича на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>
по делу по иску Трофимова Юрия Владимировича к Мартыновой Дарине Валерьевне о взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Мадатовой Н.А.,
объяснения Мартыновой Д.В.,
УСТАНОВИЛА:
Трофимов Ю.В. обратился в суд с иском к Мартыновой Д.В. о взыскании компенсации морального вреда за причинение физических и нравственных страданий в размере 5 миллионов рублей..
Свои требования мотивировал тем, что ответчик возбудила против него в порядке частного обвинения уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ, после чего от обвинения отказалась, обратившись в суд с заявлением о прекращении производства по делу.
Истец в заявлении указал, что из-за неправомерных действий Мартыновой Д.В. он перенес существенное ухудшение здоровья, лишен возможности продолжать научную и преподавательскую деятельность, понес материальные убытки.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Мартынова Д.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением суда в в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит об отмене постановленного решения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> прекращено уголовное дело, возбужденное в порядке частного обвинения по заявлению Мартыновой Д.В., по обвинению Трофимова Ю.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.116 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 134 УПК РФ за Трофимовым Ю.В. признано право на реабилитацию, разъяснено, предусмотренное ст. 133 УПК РФ право на возмещение имущественного ущерба.
Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 статьи 5 УПК РФ).
Частями 2 и 3 ст. 133 УПК РФ установлено, что право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица, по уголовным делам, в отношении которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления, за непричастностью лица к совершению преступления и по некоторым другим основаниям, а также лица, в отношении которых было отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении принудительной меры медицинского характера.
В силу части 2.1 статьи 133 УПК РФ, введенной Федеральным законом от <данные изъяты> N 54-ФЗ, право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, по уголовным делам частного обвинения имеют лица, указанные в пунктах 1 - 4 части второй настоящей статьи, если уголовное дело было возбуждено в соответствии с частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, а также осужденные по уголовным делам частного обвинения, возбужденным судом в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осужденного либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 5 части первой статьи 24 и пунктами 1, 4 и 4 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" разъяснено, что право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, имеют лица не только по делам публичного и частно-публичного обвинения, но и по делам частного обвинения. Ввиду того, что уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 и частью 4 статьи 147 УПК РФ) возбуждается частным обвинителем и прекращение дела либо постановление по делу оправдательного приговора судом первой инстанции не является следствием незаконных действий со стороны государства, правила о реабилитации на лиц, в отношении которых вынесены такие решения, не распространяются. Вместе с тем лицо имеет право на реабилитацию в тех случаях, когда обвинительный приговор по делу частного обвинения отменен и уголовное дело прекращено по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами либо судом апелляционной инстанции после отмены обвинительного приговора по делу постановлен оправдательный приговор.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает право на реабилитацию лиц по делам частного обвинения, в отношении которых вынесен оправдательный приговор и который оставлен в силе судом вышестоящей инстанции.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> N 22-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко" необходимость обеспечения требования УПК РФ о реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (часть вторая статьи 6 УПК РФ), не исключает использования гражданско-правового механизма защиты прав добросовестных участников уголовного процесса от злоупотребления своим правом со стороны частного обвинителя, когда его обращение в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица не имеет под собой никаких оснований и продиктовано не потребностью защитить свои права и охраняемые законом интересы, а лишь намерением причинить вред другому лицу.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из приведенных выше правовых норм, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что вынесение в отношении подсудимого по делу частного обвинения оправдательного приговора не является безусловным основанием для возмещения ему имущественного и морального вреда, такие требования могут быть удовлетворены лишь при условии установления судом противоправности действий частного обвинителя, обратившегося к мировому судье с заявлением в порядке частного обвинения, исключительно с целью причинить вред обвиняемому.
Отказывая истцу в удовлетворении его исковых требований, суд руководствовался тем, что на основании ч.1 ст. 45 Конституции РФ, ст. 22 УПК РФ Мартынова реализовала свое право на обращение в правоохранительные органы с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
Суд не усмотрел в действиях Мартыновой Д.В. злоупотребления предусмотренным ст.22 УПК РФ правом на обращение к судье в порядке частного обвинения, а также об изложении заведомо ложных сведений, с целью причинения Трофимову Ю.В. вреда.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что возможность обращения к мировому судье с заявлением в порядке частного обвинения предусмотрена законом (статья 22 УПК РФ). Использование данного способа защиты нарушенного права не является противоправным за исключением тех случаев, когда будет доказано, что заявление было направлено исключительно на причинение вреда другому лицу (злоупотребление правом).
Такой подход соотносится и с положениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 42 от <данные изъяты> "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам", согласно которым при оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по этому делу. Не подтверждение в ходе судебного разбирательства предъявленного обвинения само по себе не является достаточным основанием для признания незаконным обращения к мировому судье с заявлением о привлечении лица к уголовной ответственности в порядке частного обвинения и, как следствие, для принятия решения о взыскании процессуальных издержек с частного обвинителя. Разрешая данный вопрос, необходимо учитывать, в частности фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о добросовестном заблуждении частного обвинителя либо, напротив, о злоупотреблении им правом на осуществление уголовного преследования другого лица в порядке частного обвинения.
Также, суд не усмотрел связи между действиями ответчика и причинением истцу физических и нравственных страданий, проходившим лечением.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они не опровергают выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, и являются результатом неправильного толкования норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Трофимова Юрия Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи