Дело №2-69/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2013 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе: председательствующего по делу судьи – Алешиной О.А.,
при секретаре судебного заседания – Касаткине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тейковского районного суда Ивановской области гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «43 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 62681), Департаменту жилищного обеспечения Министрества Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «43 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 62681) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Иск мотивирован тем, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года. В указанной квартире истица проживает одна, каких-либо жилых помещений у нее в собственности не имеется. При обращении к ответчикам о передаче ей занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации было отказано, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.
Просит признать за ФИО1 право собственности на квартиру, общей площадью 30,7 кв.м., в том числе жилой площадью 11,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен собственник спорного жилого помещения, Министерство Обороны Российской Федерации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении ответчика Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «43 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 62681) прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчики - Министерство Обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Представитель третьего лица ФГКУ «43 ЭТК» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных истцом исковых требований по причине не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что согласно копии талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 была предоставлена на право занятия однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.14).
Из копии поквартирной карточки, справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданных филиалом «Верхневолжский» ОАО «Славянка» усматривается, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,13).
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу статьи 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Статьей 1 Закона Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») предусмотрено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу части 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру, что подтверждено уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом в котором расположена спорная квартира находится в оперативном управлении ФГ КЭУ «43 ЭТК» (л.д.47).
Судом установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением в ФГ КЭУ «43 ЭТК» Минобороны России с вопросом о приватизации занимаемого ею жилого помещения по выше указанному адресу, с предоставлением необходимых документов (л.д.15), ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что ФГКУ «43 ЭТК» не наделено функциями по распоряжению объектами недвижимости имущественного комплекса. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Департамент имущественных отношений МО РФ с предоставлением необходимых документов, на что получила ответ о том, что полномочий по принятию решения о приватизации жилого фонда он не имеет и обращение ФИО1 направлено в адрес ДЖО МО РФ по принадлежности для рассмотрения и подготовки ответа. (л.д.18). До настоящего времени ответ из ДЖО МО РФ не получен.
Довод представителя третьего лица ФГКУ «43 ЭТК» МО РФ о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Как следует из ответов ФГКУ «43 ЭТК», Департамента имущественных отношений МО РФ, решить вопрос о передаче жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации не представилось возможным в связи с отсутствием полномочий по принятию решения о приватизации. На то, что истец не приложил к заявлению каких – либо документов, ФИО1 не указывалось.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено из государственного жилищного фонда по договору социального найма и в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истица в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р военный городок <адрес> - 10, исключен из числа Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Предоставленное на основании договора социального найма истице ФИО1 жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением Каких-либо оснований, препятствующих истице в приватизации жилого помещения, не установлено.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленной справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ивановский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, истица ФИО1 право на приватизацию жилья не использовала (л.д.36). Спорная квартира находится в оперативном управлении ФГ КЭ «43 ЭТК» Минобороны России, которая не имеет полномочий для заключения договоров передачи квартир в собственность граждан.
Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения является препятствием для реализации права истцов на приватизацию жилого помещения. Данное право истцов никем не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было.
Согласно пунктам 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 8, требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Принимая во внимание, что ФИО1 фактически проживает в указанном жилом помещении, вселена в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на указанное жилье никем не оспаривается, Суд считает заявленные исковые требования о признании за истцом права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на квартиру, общей площадью 30,7 кв.м., в том числе жилой площадью 11,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Алешина О.А.