РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Клявлино 3 сентября 2018 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Шаймарданова Э.Г., при секретаре судебного заседания Юнусовой Г.Ю., с участием истца Володиной С.В., представителя ответчика Межуевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2?269/2018 по иску Володиной Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) о признании решения незаконным, о включении периодов в специальный страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Володина С.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) о признании решения незаконным, о включении периодов в специальный страховой стаж, ссылаясь на то, что 26 января 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ от 28.12.2013г., в связи с которой пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности. В соответствии с решением от 16 мая 2018г. № 131 Комиссия ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) отказала ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям: на дату обращения отсутствует требуемый специальный стаж в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения. По представленным документам ее специальный стаж был определен в размере 21 год 02 месяца 14 дней. Считала незаконным указанный отказ ответчика. Периоды обучения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска не засчитаны в специальный стаж, несмотря на направление ее на курсы работодателем, трудовой договор с ней не расторгался, и выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, считала подлежащим включению указанный период в специальный стаж. В соответствии с вышеуказанным решением от 16 мая 2018г. № 131 Комиссия исключила из подсчета льготного специального стажа следующие периоды работы: работа в должности заведующей (*адрес*) ФП, заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта в связи с тем, что согласно Списку профессий и должностей и Списку учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, фельдшер, медсестра; с 04.08.1993г по 11.02.1994г - работа в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО, так как наименование организации (*адрес*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения, а также отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет: с 17.05.1993г по 24.08.1995г и с 25.08.1995г по 03.03.1997г. Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", с учетом выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности и имеющимся профессиям с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работала, функцией (*адрес*) и (*адрес*) фельдшерских пунктов, где она работала в спорные периоды, является осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения. Деятельность ФП на протяжении всего периода его существования не менялась. Независимо от того, как должность записана в трудовой книжке за указанный период и как она указана в штатном расписании, функции работы, условия и характер были тождественны той должности, которая указана в Списке, и которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии. То, что должность в трудовой книжке указана заведующая ФП, суть работы в качестве медика не меняет, функциональные обязанности соответствовали обязанностям фельдшера. В (*адрес*) и (*адрес*) фельдшерском пункте она работала и выполняла обязанности именно фельдшера, оказывала медицинскую помощь населению. Из копии ее диплома видно, что она училась в Кинель-Черкасском медицинском училище и получила специальность фельдшера. (*адрес*) и (*адрес*) ФП являются структурной единицей (*адрес*) ЦРБ, который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер ее работы на протяжении всего периода работы в должности заведующей ФП, в том числе и в спорные периоды, не изменялся. Просила суд: 1. Признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 16 мая 2018г. № 131 в части невключения в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, работы в должности заведующей (*адрес*) и (*адрес*) фельдшерских пунктов, работу в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО. 2. Обязать ответчика включить в специальный страховой стаж Володиной Светланы Викторовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующий периоды: с 15.04.1991г по 07.10.1992г - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП, с 08.10.1992г по 03.08.1993г - работа в должности заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта; с 04.08.1993г по 11.02.1994г - работа в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО, с 20.02.2001 по 21.03.2001; с 18.04.2005 по 18.05.2005; с 28.09.2010 по 09.11.2010; c l8.11.2015 по 29.12.2015 - прохождения курсов повышения квалификации, учебных отпусках; с 17.05.1993 по 24.08.1995, с 25.08.1995 по 03.03.1997 - отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,6 лет. 3. Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в ее специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца. 4. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за назначением пенсии, с 26.01.2018г.
В ходе судебного разбирательства истец Володина С.В. поддержала заявленные исковые требования, за исключением требования включения в специальный страховой стаж периоды ухода за детьми до достижения им возраста 1,6 лет. В обоснование своих требований суду указала, что в 1991 году окончила Кинель-Черкасское медицинское училище и получила специальность фельдшера, после чего ее приняли на должность заведующей (*адрес*) ФП, затем переведена заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, в которых она единолично выполняла работу фельдшера, медицинской сестры, после переведена на должность медсестры ЦСО. В штате ФП было двое: она и санитарка, которая не оказывала деятельность по охране здоровья населения. Несмотря на наименование должности, она вела амбулаторный прием больных на фельдшерском пункте; прием больных на дому, то есть, как фельдшер скорой помощи выезжала на дом по вызовам; круглосуточно оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим направлением и сопровождением больного в (*адрес*) больницу; вела наблюдение за состоянием здоровья беременных, детей; проводила профилактические прививки, для этого в Санэпидемстанции получала медицинские имуннобиологические препараты - вакцины. После она работала в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО, несмотря на наименование учреждения, ее трудовая деятельность также была связана с деятельностью по охране здоровья населения, работала в отделении (*адрес*) ТМО, требования к ней были те же, изменений в оплате труда также не было, она обрабатывала медицинские инструменты централизованного стерилизационного отделения, но все было в поликлинике. Факт выполнения ею в полном объеме своих функциональных обязанностей подтверждается документально следующими доказательствами: записями в трудовой книжке на ее имя; положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом; должностной инструкцией заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, согласно которым заведующий осуществляет работы и услуги по специальности лечебное дело, и работы и услуги по профилактической медицине; тарификационными списками, которые предусматривают должность заведующей фельдшерским пунктом (1 единица) соответственно. Считает, что на ее правах в получении досрочной пенсии по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., не может отражаться ненадлежащее и безграмотное исполнение своих обязанностей другими лицами, ответственными за ведение трудовых книжек и издание приказов. Ее вины нет в том, что в трудовой книжке вместо должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер, заведующий медпунктом - фельдшер указывалась должность - заведующей фельдшерским пунктом. Пояснила, что работодателем раз в пять лет направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, места работы, поскольку в силу требований закона ей как медицинскому работнику необходимо подтверждать свою квалификацию. Считала, что работник не может быть ответственным за неполное содержание записей в его трудовой книжке, приказах, неграмотное составление штатных расписаний, поскольку ведение трудовых книжек, изготовление приказов, составление штатных расписаний является обязанностью работодателя, недочеты которого не могут ограничивать ее права, в том числе и право на назначение страховой пенсии досрочно.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) Межуева Н.Е., уполномоченная доверенностью, иск не признала по доводам, изложенным в Отзыве.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к выводу, что уточненный иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту: Федеральным законом № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015г.
По общему правилу, в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «н» пункту 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года; Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066; Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464.
По настоящему гражданскому делу для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период до 31 октября 1999г. включительно, применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугулет».
Согласно диплому (*№*), выданного Кинель-Черкасским медицинским училищем (*дата*) года, Дерянина (Володина) Светлана Викторовна в 1988 году поступила в Кинель-Черкасское медицинское училище и 1991 году окончила полный курс названного училища по специальности «фельдшер», присвоена квалификация «фельдшер». После заключения брака (*дата*) года с В.А.Н. истец сменила фамилию на Володина.
В силуст.66Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Так, из записей в трудовой книжки истца (*№*), заведенной 15 апреля 1991г. (*адрес*) центральной районной больницей, следует, что после учебы в Кинель-Черкасском медицинском училище 15.04.1991 г. Дерябина (Володина) С.В. принята на должность заведующей (*адрес*) ФАП, после была переведена заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, на должность медсестры ЦСО, временно медсестрой кабинета ФГС, временно медсестрой приемного отделения, временно медсестрой хирургического отделения, медсестрой приемного отделения, далее должность медсестра изменена на медицинская сестра в приемном покое, далее в отделение скорой медицинской помощи на должность медицинской сестры, переведена в отделение скорой медицинской помощи на должность медицинской сестры, до настоящего времени работает в Клявлинской центральной районной больнице.
Судом установлено, что решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский № 131 от 16 мая 2018 Володиной С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специального стажа работы, при подтвержденном стаже 21 год 02 месяца 14 дней.
Как следует из Решения истцу не включены в специальный стаж периоды с 15.04.1991г. по 07.10.1992г. - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП; с 08.10.1992г. по 03.08.1993г. - работа в должности заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта; с 04.08.1993г. по 11.02.1994г. - работа в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО. Указанным решением в стаж работы Володиной С.В., дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, не были включены также периоды: нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.02.2001г. по 21.03.2001г.; с 18.04.2005г. по 18.05.2005г.; с 28.09.2010г. по 09.11.2010г.; с 18.11.2015г. по 29.12.2015г.; отпуск по уходу за ребенком до достижения 1,6 лет.
Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П определено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования(независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично)». В этой связи, фактически во исполнение рассмотренной выше правовой позиции Конституционного суда, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения в письме от 04.06.2004 № M3-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П» сообщило, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
На 31 декабря 2001 года действовали Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональные обязанности работающих лиц. Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-Ф3) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которого является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статья 2 Закона № 323-ФЗ). Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно представленным Володиной С.Н. доказательствам, ведение истцом амбулаторного приема на фельдшерско-акушерских пунктах подтверждается заверенными работодателем истца копиями медицинских карт амбулаторных больных Т.С.М., А.Н.А., Г.Н.Н., К.Ю.А., что указывает об осуществлении ею работы по охране здоровья граждан.
Согласно должностных инструкций заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера (*адрес*), утвержденных главным врачом (*адрес*) ЦРБ Петряниным В.Н., заведующие ФАП и ФП возглавляют работу по организации и планированию лечебно-профилактической помощи на участке, несет ответственность за оказание своевременной медицинской (доврачебной) помощи при различных заболеваниях и несчастных случаях, как фельдшер, в частности, осуществляют амбулаторный прием и обслуживание больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному, медицинский контроль за развитием и здоровьем детей в яслях, детских садах, школах, расположенных на территории деятельности ФАПа и ФП, ведут наблюдение за состоянием здоровья беременных и прочее.
Тот факт, что Володина С.Н. в спорные периоды, занимая должность заведующего (*адрес*) ФП, заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, одна осуществляла работу по охране здоровья граждан, подтверждает и то обстоятельство, что штатным расписанием в указанных фельдшерских пунктах была предусмотрена 1 единица среднего медицинского персонала.
В судебном заседании суду на обозрение был предоставлен оригинал Книги с подшитыми штатным расписанием от 27 января 1992г., в котором указаны административно-управленческий и хозяйственно-обслуживающий персоналы, центральная бухгалтерия; штатным расписанием медицинского персонала на 1 апреля 1992г., оба расписания напечатаны, за ними подшито штатное расписание медицинского персонала на 01.06.91г., изготовленное рукописным способом; после него – приказ № 10 от 31.01.92 «Об изменении в структуре коечного фонда и штатного расписания ТМО и выписка из приказа от 31.03.92г.
Из штатного расписания муниципального лечебного учреждения Клявлинская центральная районная больница на 1 июля 2003г. свидетельствует о наличии в штате фельдшерско-акушерских пунктов, в числе которых и (*адрес*) и (*адрес*) с одной штатной единицей заведующего фельдшера.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных в судебных заседаниях характера и специфики, условий осуществляемой Володиной С.В. работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемойдолжности, с учетом целей и задач, а также направления деятельности фельдшерского пункта, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды с 15.04.1991г. по 11.02.1994г. Володина С.В. выполняла трудовые функции по оказанию медицинской помощи как медицинский работник, находясь вдолжностизаведующейФП, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности независимо от наименование ее должности и места работы, которое было различным в разные годы и что по мнению суда - не должно негативно отражаться на пенсионных правах истца.
Оценивая доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве о том, что: «поскольку Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 года № 464 не содержит конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи с чем, при подсчете стажа за периоды работы с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. применяются Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395». Суд руководствуется Информационным Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000г. № 3948/1-17 и Пенсионного Фонда РФ от 29 сентября 2000г. № 06-25/8625 в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 следует иметь в виду, что в соответствии со ст.81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» применяются указанные представителем ответчика Номенклатуры должностей и учреждений, утвержденные Приказами от 15.10.199 № 377 и от 15.10.1999 № 377 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет, при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, но не ранее даты их вступления в законную силу. В Письме указано, что при этом следует иметь в виду, Приказ Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 вступил в законную силу с 26.11.1999, а Приказ от 03.11.1999г. № 395 - с 03.12.1999г.
При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, если руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава, действовавшего до 01 декабря 2008г., в соответствии с которым должности заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Из системного анализа указанных выше нормативных актов следует, чтодолжностьзаведующегофельдшерским пунктом не является освобожденной и предполагает ее замещение либо фельдшером, либо медицинской сестрой применительно к среднему медицинскому персоналу.
Материалами дела, в частности, справками, выданными ГБУЗ СО «Клявлинская центральная районная больница», установлено, что наименование учреждения, в котором Володина С.В. работает по настоящее время неоднократно претерпевала изменения, а именно:
- на основании решений Президиума облисполкома № 94 от 29.12.87г. и исполкома Клявлинского районного Совета народных депутатов № 47 от 17.02.88г. (*адрес*) центральная районная больница с 04.01.88г. реорганизована в Территориальное медицинское объединение. На основании приказа Министерства Здравоохранения СССР № 900 от 26.09.1987г., положения о Территориальном медицинском объединении от 25.12.1987г. и решения Совета трудового коллектива с 04.01.1988г. введено новое штатное расписание, согласно которому в состав Территориального медицинского объединения вошли: 1.(*адрес*) центральная районная больница: 1.1 Поликлиника; 1.2 Стационар с многочисленными отделениями, 1.3 Патологоанатомическое отделение; 1.4 Фельдшерско-акушерский пункт, 1.5 Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения: клинико-диагностическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгенкабинет, централизованное стерилизационное отделение.
- (*адрес*) территориальное медицинское объединение реорганизовано с 01.12.1995г. в (*адрес*) центральную районную больницу (приказ от 1995г.). (*адрес*) центральная районная больница реорганизована в Муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральную районную больницу (постановление главы адм. от 1996г.). Муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральная районная больница переименована в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «(*адрес*) центральная районная больница» (постановление главы адм. от 2011г.). Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «(*адрес*) центральная районная больница» переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «(*адрес*) центральная районная больница» (приказ от 2012г.).
Из системного анализа справок, копий приказов из Книги приказов, выданных Володиной С.В. работодателем, суд усматривает, что истец работала медицинской сестрой, ей начислялся заработок.
Суд признает заслуживающим внимание Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Володиной С.В., сформированной по состоянию на 1 июля 2018г.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Володиной С.В., выданной ответчиком, видно, что с 1989г. по 1998г.работодатель указан как муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральная районная больница; с 1998г. по 2014г. – как государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «(*адрес*) центральная районная больница».
Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно — профилактическим учреждением и включено в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. № 395, п.1.2.3. Кроме того, согласно п. 8 Номенклатуры,ТМО - это комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника.
Установлено, что Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно-профилактическим учреждением, представляла собой форму, в которую была реорганизована (*адрес*) центральная районная больница и имела в составе поликлинику, стационар с многочисленными отделениями, ФАП и иные подразделения.
На основании изложенного суд считает также подлежащим включению в специальный стаж период работы истца с 04.08.1993г по 11.02.1994г - в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО.
Истец Володина С.В. просила судвключитьоспариваемые периоды, а также зачтенные ответчиком в календарном исчислении веестажв льготном исчислении.
В соответствии со Списком, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, все врачи и средний медицинский персонал независимо от наименованиядолжностилечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на досрочную трудовую пенсию.Исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П и от 29 января 2004 года № 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.
Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, не совместимы с требованиями Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П ссылается на то, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Судом установлено, что, несмотря на переименование лечебного учреждения, а именно в связи с названием лечебного учреждения Территориальное медицинское объединение, последующее переименование, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменились и функциональные обязанности истицы, её деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Ответчиком не оспаривается то, что ГБУЗ СО (*адрес*) ЦРБ является лечебным учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в своем составе стационар, поликлинику, лабораторию.
В связи с изложенным суд считает, что изменение наименования учреждения не может служить основанием для отказа засчитать в стаж истца оспариваемые периоды, поскольку трудовая деятельность Володиной С.В. была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.
В этой связи периоды работы Володиной С.В. с 15.04.1991г по 07.10.1992г - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП, - с 08.10.1992г по 03.08.1993г - работа в должности заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта; - с 04.08.1993г по 11.02.1994г - работа в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО должно засчитываться в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Учитывая установленные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18 и 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответчиком также отказано истцу во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Из выписок из приказов по (*адрес*) ЦРБ, видно, что Володина С.В. направлялась на курсы повышения квалификации.
Свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации подтверждается прохождение Володиной С.В. в вышеуказанные периоды курсов повышения квалификации по темам «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Скорая и медицинская помощь», «Организация работы медсестры приемного отделения».
В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), гарантирующей сохранение трудовых прав работникам, совмещающим труд с повышением квалификации, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы истицы, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011г., «Порядку и срокам совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний, навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3.08.2012 № 66н - для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению. То есть, для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, так как медицинские технологии совершенствуются, и специалист должен их знать.
Таким образом, судом установлено, что Володина С.В. относится к категории работников, для которых в силу специальных нормативных актов курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения работы, нахождение на курсах повышения квалификации необходимо медицинским специалистам для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем; это было необходимо для подтверждения квалификации медицинского работника и связано с осуществлением медицинской деятельности, по окончанию прохождения курсов повышения квалификации истцом были получены соответствующие документы об окончании, что подтверждается представленными доказательствами, время нахождения на курсах повышения квалификации является периодами рабочего времени, по месту работы истцу выплачивался средний заработок, в течение этого времени работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. Поэтому периоды нахождения Володиной С.В. на курсах повышения квалификации с 20.02.2001 по 21.03.2001; с 18.04.2005 по 18.05.2005; с 28.09.2010 по 09.11.2010; c l8.11.2015 по 29.12.2015 - по мнению суда также подлежат зачету в специальный стаж.
Принимая во внимание, что с учетом включения судом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оспариваемых периодов работы Володиной С.В. на момент подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила более 25 лет (с учетом льготного исчисления определенных периодов), что также подтверждается ответом ответчика на запрос суда, с учетом ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения Володиной С.В. в Государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное), то есть – 26.01.2018г.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд должен рассмотреть дело по заявленным истцом требованиям.
Суд выносит решение по имеющимся в деле и представленными сторонами в ходе судебного разбирательства дополнительным доказательствам.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Володиной С.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области следует удовлетворить в полном объеме.
В силу части первой статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы. Однако истец просил суд возложить на него судебные издержки по делу, в связи с чем, суд, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, удовлетворяет эту просьбу.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседанииисковыхтребований, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Володиной Светланы Викторовны удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Володиной Светланы Викторовны (*дата*) года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды:
- с 15.04.1991г по 07.10.1992г - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП,
- с 08.10.1992г по 03.08.1993г - работа в должности заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта;
- с 04.08.1993г по 11.02.1994г - работа в должности медсестры ЦСО (*адрес*) ТМО,
- с 20.02.2001 по 21.03.2001; с 18.04.2005 по 18.05.2005; с 28.09.2010 по 09.11.2010; c l8.11.2015 по 29.12.2015, нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках, признав незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии от 16 мая 2018г. № 131 в части не включения в специальный стаж указанных периодов.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Володиной Светланы Викторовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) назначить Володиной Светлане Викторовне, (*дата*) года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, с 26.01.2018г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2018г.
Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова