Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-452/2018 ~ М-326/2018 от 30.03.2018

дело № 2-452/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кононова С.С.

с участием помощника прокурора Шушенского района Нечаева Р.А.

при секретаре Черемных Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Кубрак Л.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад №6 «Василек» (МБДОУ д/с №6 «Василек») о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шушенского района Красноярского края в интересах Кубрак Л.В. обратился в суд с иском к МБДОУ д/с №6 «Василек» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 47883,56 рубля. Требования мотивированы тем, что Кубрак Л.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимаемая должность – <данные изъяты>. Полагает, что в спорный период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года заработная плата Кубрак Л.В. начислялась с нарушением норм действующего законодательства, в порядке, установленном Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016г., который не включает в себя в полном объеме установленные нормативными актами: районный коэффициент и процентную надбавку.

В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Нечаев Р.А. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, пояснил, что расчет недоначисленной заработной платы работнику предоставлен МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Шушенского района», прокурор с ним согласен.

В судебное заседание материальный истец Кубрак Л.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представители ответчика - МБДОУ д/с №6 «Василек» в лице заведующей Бодрихиной С.Н., третьего лица - Управления образования администрации Шушенского района Ельцина С.Р., извещенные о времени и месте рассмотрения, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что иск признают частично.

Представитель администрации Шушенского района Козлов А.А. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв, в котором просил в исковых требованиях прокурора отказать в полном объеме, т.к. размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ.

Представитель МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Шушенского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом изложенного и положений ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. №162-О-О и от 25 февраля 2013 г. №327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

С момента провозглашения вышеуказанного Постановления КС РФ статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса РФ действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен КС РФ.

В силу п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.

В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. №38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р).

Таким образом, выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ 07 декабря 2017 г. № 38-П конституционно-правовой смысл вышеуказанных положений трудового законодательства является обязательным и при рассмотрении трудовых споров применительно к периодам до 07.12.2017 года.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере 1,30 применяется и на территории Шушенского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).

В судебном заседании установлено, чтоКубрак Л.В. работает в МБДОУ д/с №6 «Василек» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку и <данные изъяты> на 0,5 ставки,, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты> на 1 ставку, с совмещением должности <данные изъяты> на 0,5 ставки.

С учётом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях минимальная заработная плата работникам, занятых трудом на территории Шушенского района Красноярского края, гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени, должна быть начислена в сумме не менее 12 000 рублей в месяц с 01.03.2017 года по 30.06.2017 года (7500 х 1,6), не менее 12 480 рублей в месяц с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года, (7800 х 1,6), не менее 15 182,40 рублей с 01.01.2018 года (9489 х 1,6), по каждой занимаемой должности.

Из представленных документов видно, что заработная плата материальному истцу за спорный период начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Согласно представленному в суд расчету, который был предоставлен по запросу прокурора при подготовке иска в суд МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений Шушенского района», в функции которого входит, в том числе, начисление заработной платы работникам образовательных учреждений, размер недоначисленной заработной платы Кубрак Л.В. с учетом отработанного работником времени по каждой должности составляет в общем размере 47883,56 рубля, которые при указанных обстоятельствах подлежат взысканию с ответчика.

Данные, содержащиеся в расчете, подтверждаются сведениями из лицевого счета работника за 2017-2018 годы, в котором указаны количество отработанного времени, отпускные периоды, нахождение на листке нетрудоспособности, начисление заработной платы работнику с разбивкой на составные части, и произведенные из неё удержания, не оспаривались сторонами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом изложенного, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1636 рублей 51 коп..

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шушенского района удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад №6 «Василек» в пользу Кубрак Л.В. сумму недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 47 883 рубля 56 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад №6 «Василек» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1636 рублей 51 коп..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месячного срока со дня изготовления мотивированного решения суда, через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий С.С. Кононов

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2018 года.

Решение на 26.04.2018 не вступило в законную силу.

2-452/2018 ~ М-326/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кубрак Любовь Викторовна
прокурор Шушенского района
Ответчики
МБДОУ детский сад № 6 "Василек"
Другие
Управление образования администрации Шушенского района
администрация Шушенского района
МКУ "ЦБОУ Шушенского района"
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Судья
Кононов Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
shush--krk.sudrf.ru
30.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2018Передача материалов судье
03.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2018Судебное заседание
26.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018Дело оформлено
11.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее