№2-210/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Хвитько Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Неделько Е. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Неделько А. А., Неделько Р. А., Белогорцевой А. А. к Администрации Пряжинского национального муниципального района РК о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Неделько Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района по тем основаниям, что она и ее несовершеннолетние дети А. Б. и В. с 04.02.2004 г. зарегистрированы по адресу: №1. Указанный жилой дом пришел в непригодность и разобран местными жителями в 2004 году. После разрушения дома №1, ее семье Администрацией Эссойльского сельского поселения было предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адрес №2. После пожара данного дома, местная администрация до 2017 года никаких мер по переселению семьи истца не принимала. В связи с изложенным, истец просит обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района предоставить истцу на состав семьи из четырех человек во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте Пряжинского муниципального района.
Определениями суда от 15.05.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Эссойльского сельского поселения, от 30.05.2018 г. – Лисица В.И., Лисица А.В., Лисица Н.В., Лисица С.В.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнив, что ее матери – Лисица В.И. в рамках региональной адресной программы предоставлено жилое помещение в адрес №4, однако с учетом количественного состава ее семьи и площади новой квартиры, она вселиться в нее не может. Также полагала об отсутствии у нее права на вселение в указанную квартиру, так как квартира предоставлена ее матери, а не ее семье.
Представитель ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица – Администрации Эссойльского сельского поселения в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица Лисица Н.В., Лисица С.В., Лисица А.В. в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Лисица В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Суд, заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Неделько Е.В., а также трое ее несовершеннолетних детей Б., А. и В. зарегистрированы по адресу: №1.
Кроме истца и ее детей, в указанном жилом помещении зарегистрированы родственники истца: <данные изъяты> Лисица А. В., дата регистрации -ДД.ММ.ГГГГ.; <данные изъяты> Лисица Н. В., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ.; Г., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.; Д., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> Лисица С. В., дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по состоянию на 2004 год, в №1 были зарегистрированы: истец, <данные изъяты> Лисица Н.В. и <данные изъяты> Лисица В.И.
Согласно архивным данным ГУП РК РГЦ «Недвижимость», жилой дом, расположенный по адресу: №1 снесен.
На основании постановления Администрации <данные изъяты> от 12.08.2015 г. № семье Лисица В. И. предоставлена освободившаяся неблагоустроенная однокомнатная муниципальная квартира, расположенная по адресу: №3
В последующем, в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 г.г., Лисица В.И. на основании Постановления Администрации <данные изъяты> от 30.05.2018 г. №, предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: адрес №4. Этим же постановлением Лисица В.И. обязана полностью освободить занимаемое жилое помещение по адресу: №3 со сдачей ключей от квартиры и снятием с регистрационного учета.
На основании Постановления Администрации <данные изъяты> от 17.11.2017 г. № Неделько Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 14.09.2017 г. в составе семьи из четырех человек. Истец включена в общий список очередности на предоставление жилых помещений под №.
Заявляя требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, истица ссылалась на то, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована вместе с детьми уничтожено, она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Неделько Е.В. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 14.09.2017 г., вместе с тем, в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась, соответствующее решение органом местного самоуправления не принималось.
С учетом изложенного, сам по себе факт гибели в связи со сносом жилого помещения по адресу: №1, в котором зарегистрирована истец с детьми не свидетельствует о наличии оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает тот факт, что в 2015 г. Администрацией <данные изъяты>, нанимателям жилого помещения по адресу: №1 в связи с тем, что указанное жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние, было предоставлено иное жилое помещение по адресу: №3 взамен которого, в последующем, нанимателю жилого помещения в рамках региональной адресной программы предоставлено новое жилое помещение по адресу: адрес №47. Таким образом, за истцом, являвшейся членом семьи нанимателя жилого помещения по первичному адресу проживания, сохранялось право на вселение в иные жилые помещения, предоставляемые органом местного самоуправления взамен непригодных для проживания. Доводы истца о невозможности проживания в предоставляемых жилых помещениях по причине недостаточности площади, не свидетельствуют о нарушении ее жилищных прав, поскольку, предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на Администрацию Пряжинского национального муниципального района обязанности обеспечить истца в составе семьи из четырех человек во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенным жилым помещением, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте Пряжинского муниципального района у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Неделько Е. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 25.06.2018 г.