Дело № 2-686/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
В составе председательствующего судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бервиновой Н.К. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о понуждении к выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Бервинова Н.К. обратилась в суд с иском к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о понуждении к выдаче разрешения на строительство, указав в обосновании исковых требований следующее.
Решением президиума Миловидовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Бервиновой Н.К. был выделен земельный участок площадью 920 кв.м, с кадастровым номером 67:27:0010180:0050, расположенный по адресу: <адрес>, который впоследствии был передан в собственность истицы. Указанным решением было разрешено строительство на участке индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Бервинова Н.К. обратилась в Администрацию г.Смоленска с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне СД, в которой запрещено жилищное строительство. Данный отказ считает незаконным.
Просит суд обязать Администрацию г.Смоленска выдать градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Бервиновой Н.К. Беспаленков С.А. поддержал исковые требования. Пояснил суду, что земельный участок был предоставлен Бервиновой Н.К. в ДД.ММ.ГГГГ году именно для индивидуального жилищного строительства. Правилами землепользования на данной территории введен градостроительный регламент, запрещающий ИЖС. Однако при утверждении данных Правил не была учтена существующая застройка. Градостроительный план Администрация г.Смоленска обязана изготовить перед выдачей разрешения на строительство.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска Андреева О.В. иск не признала. Пояснила суду, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска земельный участок, принадлежащий истице, расположен в зоне СД, предназначенной для садоводства. В данной зоне запрещено индивидуальное жилищное строительство. Администрация г.Смоленска вправе отказать в выдаче градостроительного плана, если в правоустанавливающем документе на землю указан иной вид разрешенного использования земельного участка, как в данном случае.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Миловидовского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Бервиновой Н.К. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 920 кв.м в <адрес> в границах, указанных на чертеже, для садоводства и огородничества.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером №.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Бервиновой Н.К. на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ Бервинова Н.К. обратилась с заявлением об оформлении градостроительного плана земельного участка.
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства – главного архитектора города Бервиновой Н.К. сообщено, что оформление градостроительного плана для строительства ИЖД не представляется возможным, так как земельный участок относится к территориальной зоне СД – зоне, занятой объектами садоводства без возможности осуществления жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Бервинова Н.К. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации г.Смоленска о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства – главного архитектора города Бервиновой Н.К. отказано в выдаче разрешения на строительства, так как земельный участок расположен в территориальной зоне СД
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией государственного акта на право собственности на землю, копией кадастрового плана, копией свидетельства о государственной регистрации права собственности, копией заявления, копией ответа.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Так согласно п.2 ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В силу положений ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно положениям ст.35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно ст.30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Смоленска, утверждены решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. № 490, решением Смоленского городского Совета от 14.12.2011г. № 528 в них внесены изменения.
Согласно ч.3 ст.1 Правил настоящие Правила обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки.
В соответствии с параграфом 1 главы 2 «Градостроительные регламенты» Правил зонирование для целей регулирования использования территории города выполнено в соответствии со статьями 30 - 40 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из кадастрового паспорта, свидетельства о государственной регистрации права собственности, земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества.
В силу ст.56 Градостроительного Кодекса РФ в целях обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Как следует из сведений, содержащихся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Администрации г.Смоленска, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территориальной зоне СД.
В соответствии со ст.46 Правил градостроительный регламент зоны СД не предусматривает возможности жилищного строительства.
Вместе с тем, как следует из решения президиума Миловидовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок предоставлен Бервиновой Н.К. для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с пп.4 ч.1 ст.34 Градостроительного Кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
Таким образом, принятие решения Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска», которым установлены границы территориальных зон, не должно ограничивать права третьих лиц на соответствующие земельные участки, которые возникли задолго до введения в действие названных Правил, тем более, когда такие права в установленном законом порядке до настоящего времени не оспорены и должны были быть учтены при составлении соответствующей схемы территориального зонирования.
Использование указанного земельного участка для ИЖС фактически возможно, что также подтверждается справкой, данной ДД.ММ.ГГГГ начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что права Бервиновой Н.К. не могут быть ограничены лишь по формальным основаниям.
В соответствии с ч.1, 4, 9, 9.1, 13 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается по общему правилу органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.51 ГрК РФ, запрашиваются уполномоченными органами в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно ч.5 ст.41, ч.1 ст.44 Градостроительного Кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 09.09.2011 № 1753-адм утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства».
Муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Смоленска и осуществляется через структурное подразделение - Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (п.2.2).
Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача градостроительного плана земельного участка (п.2.3).
Для предоставления муниципальной услуги заявитель подает заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - заявление), написанное собственноручно (разборчивым почерком) или машинным способом, а также распечатанное посредством электронных печатающих устройств либо направленное посредством электронной почты с приложением следующих документов для объектов индивидуального жилищного строительства:
1) копию документа, удостоверяющего личность гражданина (для юридических лиц: учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации; для индивидуальных предпринимателей - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
2) правоустанавливающих и/или правоудостоверяющих документов на земельный участок (постановление, приказ, договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты и т.д., в т.ч. кадастровый паспорт земельного участка);
3) топографическую основу земельного участка с указанием даты и наименования организации, выполнившей топографическую съемку (съемку текущих изменений) в масштабах 1:500, 1:1000;
4) информацию о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия) (п.2.7).
2.10.1. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.7 Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (п.2.10.1).
Постановлением Администрации г.Смоленска от 17.08.2011 № 1539-адм утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства».
Согласно п.2.6.1.1 регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель должен самостоятельно представить следующие документы для объектов индивидуального жилищного строительства:
а) правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на земельный участок (договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты, выписку из ЕГРЮЛ и т.д.), если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) градостроительный план земельного участка.
Согласно п.2.7.1. основания для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 Административного регламента, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
Анализируя исследованные обстоятельства в совокупности, суд приходит к убеждению, что для восстановления нарушенного права Бервиновой Н.К. на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска необходимо возложить обязанность оформить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, и выдать истице разрешение на строительство на нем индивидуального жилого дома.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ч.1 ст.103 ГПК РФ ответчик освобожден от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бервиновой Н.К. удовлетворить.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска оформить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, и выдать Бервиновой Н.К. разрешение на строительство на нем индивидуального жилого дома.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья И.А.Куделина
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2013.