РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2012 года. п.Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Мелешкова А.А.
при секретаре Кирсанове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасанова Ш.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Гасанов Ш.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда».
В своих исковых требованиях истец Гасанов Ш.И. ссылается, на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пожизненной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.12.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю и оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа Министерства Внутренних Дел РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ он награжден медалью «За безупречную службу» 3-й степени. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения, решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» за № от ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием трудового стажа 25 лет. С отказом не согласен, считает, чтооснования для присвоения ему звания «Ветеран труда» имеются. Просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
В судебном заседании истец Гасанов Ш.И. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по доверенности Ларионова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержав представленные возражения и указав, что согласно ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Для присвоения звания «Ветеран труда» необходим трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. В связи с тем, что у истца трудовой стаж составляет менее 25 лет и он не является получателем пенсии по выслуге лет, то присвоить ему звание «Ветеран труда» в настоящее время невозможно. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Гасанова Ш.И. трудовой стаж в календарном исчислении составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Согласно выписке из приказа УВД по Тульской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Гасанов Ш.И. в соответствии с Законом РФ «О милиции» уволен из органов внутренних дел, являлся майором милиции, старшим участковым уполномоченным милиции отдела участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел по муниципальному образованию Одоевский район, по ст.19 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с ДД.ММ.ГГГГ, с выплатой компенсации за неиспользованный в ДД.ММ.ГГГГ отпуск. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении и для выплаты единовременного денежного пособия <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, в льготном исчислении <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. Выдано соответствующее удостоверение.
Из копии трудовой книжки Гасанова Ш.И. , следует, что в период прохождения службы в органах внутренних дел, он был награжден медалями: медалью «За безупречную службу» 3 степени и двумя медалями «За отличие в службе» 2 и 1 степени.
Вышеуказанные награды подтверждены соответствующими удостоверениями. Таким образом, Гасанов Ш.И. награжден медалями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п.3ст. 2 вышеуказанного Закона Тульской области, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Гасанов Ш.И. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к ветеранам труда, поскольку был награжден тремя медалями, а также имел трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Каких-либо дополнительных условий и требований ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено.
В этой связи доводы представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», о том, что Гасанов Ш.И. не имеет общего трудового стажа (25 лет) для назначения пенсии по старости, и не является получателем пенсии по выслуге лет является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось, принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Причем, как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и соответственно о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.
Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.
При таких данных суд не может рассматривать факт отсутствия у истца пенсии по выслуге лет как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных "интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с. положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает установленным, что Гасанов Ш.И. на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управления социальной защиты населения Одоевского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имел необходимый трудовой стаж и был награжден медалью, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» об отказе в присвоении Гасанову Ш.И. звания «Ветеран труда» является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гасанова Ш.И. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» присвоить Гасанова Ш.И. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд в течение месяца со дня получения решения в окончательной форме.
Судья А.А.Мелешков