Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-896/2022 ~ М-268/2022 от 08.02.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2022 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Петеян И.А.,

с участием представителя истца Кузнецова В.П. – Щипанова А.В., представителя ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Букреева В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-896/2022 по исковому заявлению Кузнецова Виктора Павловича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов В.П. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, с учетом уточнения которого просит взыскать с администрации муниципального района Ставропольский Самарской области убытки в виде стоимости незавершенного строительством объекта в размере 3325802 рублей, убытки в виде стоимости строительства неотделимых улучшений в размере 4098214 рублей, убытки в виде разницы между рыночной стоимостью земельного участка, с кадастровым номером: без учета ограничений прав на застройку земельного участка и рыночной стоимостью земельного участка, с кадастровым номером: с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода в размере 364900 рублей, расходы по оплате государственной пошлины.

Заявленные требования мотивированы тем, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 года № 261-п земельный участок с кадастровым номером был в установленном порядке включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, с установлением вида разрешенного использования: «под малоэтажное жилищное строительство».

С 22.09.2015 года Кузнецов В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером образованного из земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Как на момент совершения указанной сделки, так и по состоянию на текущий момент ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы.

Решением Собрания Представителей сельского поселения Ягодное № 118 от 30.12.2013 земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).

Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.

Действуя добросовестно, с должной осмотрительностью и в порядке действующего законодательства с учетом ст.42 ЗК РФ, истец приступил к освоению земельного участка с кадастровым номером а именно: к строительству индивидуального жилого дома.

В 2021 году истцу стало известно о том, что используемый им земельный участок расположен в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов ОАО «Газпром».

Письмом от 26.01.2016 № 15/321 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границы з/у под надземными элементами газопровода на территории Ставропольского района Самарской области утверждены постановлением главы от 25.02.2004 г. № 540), а в 2012 году муниципальным районом Ставропольским было подписано двухстороннее соглашение об использовании земель, направленное на предотвращение нарушений охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов.

Письмом от 26.12.2013 ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщает главе администрации с. Ягодное о том, что на территории с.Ягодное, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115.

Согласно акту от 21.06.2014г., подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором Ставропольского района, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования Ставропольского района правильно и в полном объеме.

Аналогичные акты составлялись также 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011.

24.10.2012 между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон.

Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.

В силу п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»):

давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах» (п.п. «д»).

Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».

Как указывалось выше, такие акты составлялись 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011, 21.06.2014гг.

Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от 28.04.2010 г., проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе: в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2);

обеспечить соблюдение зон минимально-допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).

Истец не был уведомлен о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению.

Вышеизложенное дает все основания полагать, что администрации муниципального района Ставропольский было достоверно известно о том, что на территории Ставропольского района проходит магистральный газопровод «Челябинск-Петровск», что подтверждается многочисленными Актами о совместном уточнении местоположения газопровода (от 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011гг.), протоколом совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории муниципального района Ставропольский от 28.04.2010г.

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не уведомила истца о правовом статусе принадлежащей ей земли.

При осуществлении строительства до момента, когда заявитель мог узнать о нахождении спорного земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний, истец возвел на участке незавершенный строительством индивидуальный жилой дом, создал неотделимые улучшения земельного участка.

Для оценки понесенных затрат при возведении жилого дома, заявитель обратился к оценщику Трушиной Л.И. для составления отчета об оценке указанных объектов.

В соответствии с представленным отчетом, произведенным с учетом затратного подхода оценки, совокупная рыночная стоимость объекта капительного строительства и неотделимых улучшений составляет 5696200 рублей.

В соответствии со ст. 15,1069 ГК РФ по делам о возмещении вреда подлежат установлению факты причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившим вредом. Под утратой имущества следует понимать лишение права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а не только его фактическая утрата в результате, например, сноса.

По состоянию на текущий момент истец не вправе использовать по назначению и распоряжаться по своему усмотрению объектом капитального строительства, возведенным на участке. Более того, истец обязан осуществить полный демонтаж возведенных конструкций.

Таким образом, по мнению истца действия (бездействия) администрации муниципального района Ставропольский повлекло для истца убытки в указанном размере.

Определением суда от 08.08.2022 года, 04.10.2022 года занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Хакимова Р.Б.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, представил возражения на исковые требования, согласно которым считает требования истца не обоснованными, поскольку решением Ставропольского районного суда Самарской области от 24.05.2021 по делу № 2-974/2021 удовлетворены требования ООО «Газпром Трансгаз Самара» к Кузнецову В.П. об обязании осуществить снос самовольного строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода. Представленные к материалам указанного дела акты свидетельствуют, о том, что о нарушенном праве истцу стало известно с 2016 года, однако несмотря на проведенные обследования земельного участка и направленные в адрес Кузнецова В.П. уведомления и акты последний не только не остановил, но продолжил возведение строений на земельном участке. С 2016 по 2018 гг. истец за получением разрешения не обращался.

Осуществление истцом с 2016 г. строительства в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления, в том числе после неоднократных обследований земельного участка и уведомления со стороны ООО «Газпром Трансгаз Самара» о необходимости соблюдения зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов свидетельствуют об умышленном игнорировании истцом требований действующего законодательства и его недобросовестном поведении, а подача искового заявления о возмещении убытков - о злоупотреблении правом. Основания для взыскания убытков с ответчика в соответствии с указанной нормой закона отсутствуют.

Также ответчик заявил, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку как указано выше и следует из материалов гражданского дела № 2-974/2021, о допущенных нарушениях при осуществлении строительных работ Кузнецов В.П. ставился в известность с 2016 года и, следовательно, предусмотренный законом трехгодичный срок защиты нарушенного права в судебном порядке истек. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Самара» в судебное заседание не явился, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому не возражает относительно заявленных истцом требований, указано, что администрации м. р. Ставропольский было достоверно известно о прохождении по территории района магистральных газопроводов. В 2004 году обществом была проведена инвентаризация земельных участков, занятых имущественными комплексами газоснабжения ОАО «Газпром» и расположенными в Ставропольском районе Самарской области. Границы земельных участков под указанными газопроводами были утверждены Главой Ставропольского района Распоряжением от 25.03.2004 № 540. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ п. 26 ч. 1 ст. 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Представители третьих лиц – администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Хакимова Р.Б. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, уточненные находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Материалами дела установлено, что с 22.09.2015 года Кузнецов В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , образованного из земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

На принадлежащем истцу земельном участке, Кузнецов В.П. стал возводить индивидуальный жилой дом.

Решением Собрания представителей с.п. Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).

Градостроительным регламентом указной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок истца с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п «О включении земельного участка в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области», в границы с.Ягодное был включен земельный участок сельхозугодий площадью 56003,00 кв.м. с кадастровым номером с переводом данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлением вида разрешенного использования земельного участка – под малоэтажное жилищное строительство.

Указанное решение принято на основании заключения и документов, представленных главой администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области №287 от 17.07.2009 г., полагавшего возможным включение земельного участка в состав земель сельского поселения.

Письмом от 26.12.2013 ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщил главе администрации с. Ягодное о том, что на территории с.Ягодное, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (Т.1 л.д.196).

Согласно акту от 21.06.2014, подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором Ставропольского района, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования Ставропольского района правильно и в полном объеме.

Аналогичные акты составлялись также 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011 (л.д. 144-146).

24.10.2012 между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон (л.д. 148-154).

Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.

В силу п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»): давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах» (п.п. «д»).

Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».

Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от 28.04.2010, проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе: в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимально-допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).

Земельный участок с кадастровым номером находится в границах зон минимальных расстояний объектов повышенной опасности – магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой- Петровск (диаметр 1220 мм. Рабочее давление 75 кг/см2). Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2) проходящих в одном коридоре.

Данные газопроводы находятся во владении и эксплуатации общества. Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой–Петровск, Челябинск-Петровск построены под землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектной документацией, нормативными требованиями. Действующими в период строительства. Газопроводы введены в эксплуатацию в 1980-1982 гг. государственными приемочными комиссиями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, задолго до включения исходного земельного участка с кадастровым номером в границы с. Ягодное в 2009 году.

Указанные магистральные газопроводы являются частью Единой системы газоснабжения, которая в свою очередь, согласно ст. 5 Федерального закона №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», является составной частью федеральной системы газоснабжения, имеющей статус федеральной энергетической системы. Ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 закона №69-ФЗ).

Магистральные газопроводы Уренгой- Новопсков, Уренгой- Петровск, Челябинск-Петровск внесены в реестр опасных производственных объектов (далее по тексту ОПО), что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов , выданным Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора РФ (л.д. 125).

Как ОПО, газопроводы определяются совокупностью опасных производственных факторов перекачиваемой среды: взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, которые могут повлечь разрешение газопровода или его элемента, разлет металла и грунтов, возгорание продуктов при разрушении газопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, строений, сооружений, установок,

Доказательства иным обстоятельствам не представлены.

По заказу истца, оценщиком Трушиной Л.И. произведена оценка спорного незавершенного строительством жилого дома (отчет №116/21), убытков.

Истцом в адрес ответчика 22.10.2021 года была направлена претензия о возмещении убытков в размере 5696200 рублей. Указанная претензия была получена ответчиком 26.10.2021 года. До настоящего времени требования истца не удовлетворены.

Определением суда от 15.04.2022 года по ходатайству истца по делу была назначена и проведена судебная строительно-оценочная экспертиза в ООО «РУСОЦЕНКА».

Согласно заключению ООО «РУСОЦЕНКА» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость незавершенного строительством объекта составляет 3325802 рублей, стоимость строительства неотделимых улучшений - 4098214 рублей, разница между рыночной стоимостью земельного участка, с кадастровым номером: без учета ограничений прав на застройку земельного участка и рыночной стоимостью земельного участка, с кадастровым номером: с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода - 364900 рублей

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», стати 6. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9. 26 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, утв. решением Собрания Представителей муниципального района Ставропольский Самарской области 30.05.2014 № 291/43, муниципальные органы обязаны обеспечивать защиту населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

Как установлено ранее, что в 2004 году состоялась инвентаризация земель, при которой были обозначены объекты газоснабжения – газопроводы.

25.03.2004 главой муниципального района Ставропольский Самарской области утверждались границы прохождения газопроводов.

В указанный период и вплоть до 2015 года действовавшее законодательство РФ относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства, а именно: в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зона минимального расстояния объекта системы газоснабжения была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.

Сведения об охранных зонах не вносились ООО «Газпром трансгаз Самара» в сведения ЕГРН, т.к. это было предусмотрено положениями ч.8 ст. 26 ФЗ № 342, согласно которой охранная зона, не внесенная в ЕГРН до 01.01.2025, считается установленной.

Ранее земельный участок, принадлежащий истцу, был образован путем раздела земельного участка сельхозугодий с кадастровым номером и на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п, включен в границы с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.

Строительство объекта индивидуального жилищного строительства истцом начато без получения разрешения.

При этом, согласно пунктам 1, 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садового дома.

Исходя из положений части 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона о регистрации разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ранее администрация муниципального района Ставропольский Самарской области обращалась в суд с исковым заявлением к Кузнецову В.П. об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в охранной зоне.

Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 24.05.2021 года по гражданскому делу № 2-974/2021 по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Самара» к Кузнецову Виктору Павловичу об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в охранной зоне, постановлено: «Обязать Кузнецова Виктора Павловича осуществить снос самовольного строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний магистрального газопровода». Решение суда вступило в законную силу.

В соответствии со ст.61 ГПК РФ Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом в ходе рассмотрения дела были исследованы материалы гражданского дела№ 2-974/2021 по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Самара» к Кузнецову Виктору Павловичу об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в охранной зоне, из которых следует, что согласно акту о выявлении нарушения от 19.08.2016 г., в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> было выявлено нарушение зоны минимально допустимых расстояний при ведении жилищного строительства.

Земельный участок расположен на расстоянии <данные изъяты> На осмотренном земельном участке было выявлено построенное одноэтажное здание.

Кроме того, на <данные изъяты>. на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ) выявлено одноэтажное здание ориентировочно 9 х 11 м, что подтверждается актом о выявлении нарушения от 05.05.2017 г.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ актуализированного 19.10.2020 г., установлено нарушение Кузнецовым В.П. зоны минимальных расстояний до магистрального газопровода, путем возведения каменного жилого строения. Так, при нормативно установленной зоне минимальных расстояний в 350 М., расстояние от газопровода до дома составляет 260-263 м.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ по делу № АКПИ15-360 учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2015 № 2318-0 указал, что подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, Земельный кодекс в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

Статьей 263 Гражданского кодекса на собственника земельного участка также возложена обязанность возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (Определение ВС РФ от 27 сентября 2016 г. №309-ЭС16-5381).

Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-0, СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.

Состоявшимся решением суда было установлено, что возведенное Кузнецовым В.П. строение является самовольной постройкой, осуществлено без получения разрешений, требуемых в силу ст. 28 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также без согласования с собственником либо пользователем газопровода, а его нахождение в зоне минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения создает угрозу безопасной эксплуатации газопровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самого дома и находящимся в нем гражданам.

При этом Кузнецов В.П. неоднократно уведомлялся ООО «Транс газ Самара» о допущенных им при строительстве нарушениях действующего законодательства, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления от 19.08.2016 г. за № 04-00/209, от 27.06.2018 г. за № 04-00/192, от 01.06.2017 г. за № 04-00/99.

Между тем Кузнецов В.П. продолжал возводить строение с нарушениями норм действующего законодательства.

В случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2018 г., здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, возведенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны (пункт 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 июня 2021 г.

При этом положения статей 57.1 и 107 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 342-ФЗ) не предусматривают возможности сноса объекта недвижимости, не являющегося самовольной постройкой, расположенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения такого объекта, без предварительного возмещения.

После 4 августа 2018 г. лицами, участвующими в деле, соглашение о возмещении по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ), не заключалось.

Согласно части 41 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, в случае сноса зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, возведенных, созданных в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных зданий, сооружений, объектов обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены), или приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в соответствии с частью 40 настоящей статьи убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам - собственникам этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства и определенные исходя из рыночной стоимости таких объектов недвижимого имущества и иных убытков, связанных со сносом таких объектов недвижимого имущества или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями, в том числе упущенная выгода, возмещаются:

собственниками магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых устанавливаются минимальные расстояния до указанных трубопроводов, если земельные участки были приобретены или предоставлены и (или) здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

а) непредставление сведений о месте нахождения магистрального или промышленного трубопровода, в целях предупреждения негативного воздействия которого устанавливаются минимальные расстояния до соответствующего трубопровода, в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления;

б) наличие согласования с организацией - собственником системы газоснабжения, правообладателем магистрального или промышленного трубопровода или уполномоченными ими организациями, если будет установлено, что указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи (пункт 1);

уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, если здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных этими уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, и в соответствии с ними, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей части (пункт 2);

уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части (пункт 3).

В соответствии с частью 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 521-ФЗ) в случае, если имущественные обязательства, в том числе о возмещении ущерба, возникли вследствие действий (бездействия) как местных Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских), их исполнительных комитетов и должностных лиц, так и иных органов государственной власти и управления РСФСР и их должностных лиц и если на момент предъявления требований по обязательствам совершение таких или аналогичных действий осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с установленным законодательными актами Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, то требования по указанным обязательствам удовлетворяются органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти в равных долях, если иное распределение бремени имущественной ответственности между ними не установлено федеральными законами.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июля 2019 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма" отмечено, что лишь с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ в полном объеме начали функционировать необходимые правовые механизмы, обеспечивающие информирование собственников и иных владельцев соответствующих земельных участков о наличии ограничений в пользовании ими, что подтверждает их ранее существовавшую недостаточность.

Изложенное не снимает доли ответственности с органов публичной власти на местах как с допустивших возведение гражданами построек, которые впоследствии были снесены в связи с несоответствием их возведения нормативным требованиям, при том, что граждане действовали добросовестно, разумно и осмотрительно. Названные органы и ранее обладали определенными возможностями в данной сфере, если не в части пресечения возведения таких построек, то в части предупреждения граждан о негативных для них последствиях такого возведения, что вытекает из природы этих органов как наиболее приближенных к населению. Тем не менее, возложение в таких случаях исключительно на муниципальные образования обязанности возместить за счет средств местного бюджета ущерб, причиненный гражданам, не основывается на принципах справедливости, правовой определенности, разумности и соразмерности, не согласуется с существующим разграничением полномочий между уровнями публичной власти.

При этом, оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке.

Также юридически значимым является обстоятельство: знала ли или должна ли была знать сторона истца о распространении ограничений на принадлежащем ему земельном участке, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.

Частью 37 ст.26 Закона № 342-ФЗ определено, что публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий:

решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (подпункт 4);

сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (подпункт 5).

Согласно подпунктам "д", "е" пункта 6.1 приведенного выше соглашения от 24 октября 2012 г., заключенного между ООО "Газпром трансгаз Самара" и администрацией муниципального района Ставропольский, ООО "Газпром трансгаз Самара" взяло на себя обязательства периодически (два раза в год) оповещать предприятия, организации и население, находящиеся в зонах прохождения газопроводов о необходимости выполнения требований "Правил охраны Магистральных газопроводов", а также вести регулярно (не реже 1 раза в квартал) разъяснительную работу с населением района с использованием средств массовой информации; в соответствии с пунктом 10 Правил землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский, утвержденных Решением Собрания Представителей сельского поселения Ягодное от 30 декабря 2013 г. (сведения размещены в общедоступном источнике на официальном сайте сельского поселения), которыми спорный земельный участок отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки, градостроительным регламентом которой в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка предусмотрена индивидуальная жилая застройка), перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны "Ж8 Зона комплексной застройки" не применяется до вступления в силу постановления Администрации поселения об утверждении проектов планировки и межевания территории, находящейся в границах территориальной зоны "Ж8 комплексной застройки".

Стороной ответчика в ходе рассмотрения дела указывалось, что ООО «Газпром трансгаз Самара» сведения о границах зон ограничений в использовании земельных участков не предоставлены.

Таким образом, истец, действуя добросовестно, перед началом возведения построек на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке должен был обратиться за получением разрешения на строительство в местные органы власти и за письменным согласованием на возведение построек и к эксплуатирующей газопровод организации и при совершении им этих обязательных действий он мог и должен был узнать об ограничениях, действующих в отношении его земельного участка.

Таким образом, судом не установлено совокупности обстоятельств, приведенных в вышеуказанных нормах права, свидетельствующих о необходимости возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу убытков, связанных с возведением самовольного строения, подлежащего сноса на основании вступившего в законную силу решения суда от 24.05.2021 года. Исковые требования удовлетворению не подлежат.

В ходе судебного разбирательства ответчиком также было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, мотивируя тем, что из материалов гражданского дела № 2-974/2021, о допущенных нарушениях при осуществлении строительных работ Кузнецов В.П. ставился в известность с 2016 года и, следовательно, предусмотренный законом трехгодичный срок защиты нарушенного права в судебном порядке истек.

В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.

Институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.

Поскольку суд обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, только в пределах срока исковой давности, а этот срок истцом пропущен, принудительная (судебная) защита прав истца независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что Кузнецовым В.П. иск подан в пределах установленного законом срока исковой давности, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства, основания, заявленные ответчиком в обоснование ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности, являлись предметом разбирательства при рассмотрении гражданского дела № 2-974/2021 по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Самара» к Кузнецову Виктору Павловичу об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в охранной зоне. Решение суда по указанному гражданскому делу вступило в законную силу 01.07.2021 года, общий срок исковой давности истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова Виктора Павловича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о возмещении убытков – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме принято 28 октября 2022 года.

Председательствующий

2-896/2022 ~ М-268/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов В.П.
Ответчики
администрация м.р.Ставропольский Самарской области
Другие
ООО "Газпром Трансгаз Самара"
Хакимова Разиям Башировна
Министерство строительства Самарской области
администрация с.п.Ягодное м.р.Ставропольский
Гранат М.А.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Топчиёва Л.С.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
31.05.2022Производство по делу возобновлено
16.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее