Апелляционное определение
«12» апреля 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Диденко И.А., Пегушина В.Г.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Жигайло А.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по заявлению < Ф.И.О. >1 об оспаривании действий органа муниципальной власти, по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Первомайского районного суда <...> от 18 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в районный суд с административным иском об оспаривании действий органа муниципальной власти. Указал, что он в период с <...> по <...> проходил действительную военную службу в органах КГБ (МБ) РФ. Приказом МБ РФ от <...> <...> -лс был уволен с военной службы <...> по ст. 59 п. «в» (по сокращению штатов) в запас Вооруженных Сил РФ. По постановлению администрации <...> от 17.05.1993г. <...> был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании <...> с <...> по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц. Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского округа (ЦВО) <...> от <...> <...>р снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Он обратился в администрацию муниципального образования (АМО) <...> с заявлением о восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но постановлением АМО <...> от <...> <...> ему отказано в восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает данное постановление незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратился в суд.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда <...> от <...> в удовлетворении административного искового заявления < Ф.И.О. >1 полностью отказано.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 просит решение райсуда отменить, указывая на нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение < Ф.И.О. >1, настаивающего на доводах жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по справке Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю <...>-КДК/13685 от 19.09.2013г. пенсионер < Ф.И.О. >1, с <...> по <...>, проходил действительную военную службу в органах КГБ (МБ) РФ, службу окончил в звании майора.
Приказом МБ РФ от <...> <...> -лс он был уволен с военной службы с <...> по ст. 59 п. «в» (по сокращению штатов) в запас Вооруженных Сил РФ. Выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении составила - 22 года 00 месяцев 02 дня.
В соответствии с постановлением администрации <...> от 17.05.1993г. <...> он был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании <...> с <...> по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, но распоряжением главы администрации ЦВО <...> от <...> № ЗЗЗр снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
<...> < Ф.И.О. >1 обратился в АМО <...> с заявлением о восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением АМО <...> от <...> <...> < Ф.И.О. >1 отказано в восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» от <...> №76-ФЗ гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей установлены социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с общими правилами ч.1 ст.52 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма предусматривает принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований их снятия с учёта.
В силу ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, (ст. 208 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с п. 39 «о» Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждённых решением крайисполкома от <...> <...> (в редакции решения крайисполкома и президиума крайсовпрофа от <...> <...>), постановлением главы администрации <...> от 17.05.93г. <...> < Ф.И.О. >1, с семьей 3 человека (он, супруга - < Ф.И.О. >2, дочь - < Ф.И.О. >3), был принят на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С <...> < Ф.И.О. >1, 1957 года рождения, в составе семьи 3 человека, состоял на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании <...> по списку граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, но распоряжением главы ЦАО <...> от 03.05.2000г. <...>.1 члены семьи - < Ф.И.О. >2 и < Ф.И.О. >3 исключены из состава семьи < Ф.И.О. >1.
При рассмотрении вопроса о правомерности нахождения на учёте граждан, уволенных с военной службы, было установлено, что < Ф.И.О. >1 утратил основания находиться на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 19 Постановления < Ф.И.О. >4 от <...> <...> «Об утверждении положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей» было установлено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных < Ф.И.О. >4 народных депутатов жилой площадью в первую очередь, по не позднее чем в трёхмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учётом существующего порядка прописки.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 «Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные в запас или отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства.
Материалами дела установлено, что по избранному постоянному месту жительства < Ф.И.О. >1 не прибыл, на воинский учёт не встал, проживать по прежнему месту службы до получения жилья не остался, поэтому распоряжением главы администрации ЦАО <...> от <...> № ЗЗЗр сам < Ф.И.О. >1 также снят с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, указанное распоряжением главы ЦВО <...> административный истец не оспаривает.
<...> административный истец обратился в АМО <...> с заявлением о восстановлении на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в чем ему отказано.
Райсудом установлено, что < Ф.И.О. >1 на основании договора найма жилого помещения от <...> зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по <...>, в <...> Краснодарского края.
Им не были представлены в полном объёме документы, подтверждающие право быть восстановленным на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно заключения управления по жилищным вопросам АМО <...> от 04.08.2015г. <...>, в соответствии с частью 11 статьи 10 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», пунктом 26.3 Административного регламента предоставления АМО <...> муниципальной услуги «Восстановление на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в отдельных списках) с первоначальной датой подачи заявления», утверждённого постановлением АМО <...> от <...> <...>, основания для восстановления < Ф.И.О. >1 на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, в связи с чем, постановлением АМО <...> от <...> <...> < Ф.И.О. >11 отказано в восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 219 КАС административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотреиие жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >8, так как они являются необоснованными и противоречат материалам дела, заявленными с нарушением сроков установленных в статье 219 КАС РФ. Оснований для признания уважительной причины пропуска такого срока судом не имеется.
Более того, административный истец об оспариваемом постановлении АМО <...> от <...> <...> узнал – <...>, получив такое постановление на руки.
При этом в суд с административным исковым заявлением он обратился только <...>, то есть но истечении установленного законом трехмесячного срока. Однако суду не было представлено доказательств уважительности пропуска процессуального срока.
Таким образом, судебной коллегией нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доводы жалобы < Ф.И.О. >1 не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: