2-247\2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Мартыненко Т.Ф.
при секретаре Лисицыной С.В.
с участием и.о. прокурора района Доновой О.В.
Главы Кукобойского сельского поселения Чистобородовой Е.Ю
заместителя Главы Виноградовой Н.М.
рассмотрев в судебном заседании в п. Пречистое 29 октября 2012 года
дело по иску прокурора Первомайского района в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кукобойского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения бытовых отходов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кукобойского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения бытовых отходов, указав в обоснование, что при проведении проверки установлено, что на территории Кукобойского сельского поселения находится несанкционированная свалка отходов: свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора общим объемом ориентировочно 300 куб.м., размещённая в 200 м от жилой застройки на земельном участке по адресу: <адрес>; свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, общим объёмом ориентировочно 300 куб.м., размещённых на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в 1 км от <адрес> по направлению в г. Пошехонье (слева от дороги); свалка твердых бытовых отходов, общим объёмом ориентировочно 200 куб.м., размещённых на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в 500 м от <адрес> по направлению в г. Пошехонье (слева от дороги), размещённые на территории Кукобойского сельского поселения, свидетельствуют о том, что администрация Кукобойского сельского поселения не выполняет установленные федеральными законами требования.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования
Глава Кукобойского сельского поселения пояснила, что свалка санкционирована постановлением Главы Семеновской сельской администрации 02 апреля 1998года, что подтверждается Актом выбора земельного участка экспликацией, Заключением по отводу земельного участка от 14.04.1998г.; и постановлением Главы Первомайского районного Совета народных депутатов от 14.06.1990 г., что подтверждается Заключением от 17.05.1990 года
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или его имуществу экологическими нарушениями.
Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей среды, является земля.
Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998г. № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон на водосборных площадях подземных водных объектах, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового назначения.
Согласно ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, и организацию; деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления (ст. 3).
Согласно ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращений с отходами производства относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131- ФЗ, к вопросам местного значения поселений отнесены организация сбора и вывоз бытовых отходов.
Согласно ст. 34 ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии с Уставом Кукобойского сельского поселения, к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.
С учётом изложенного, Администрация поселения обязана выявлять факты несанкционированного размещения отходов (свалки) и выполнять мероприятия по очистке территорий поселения от мусора.
Территория входящая в состав поселения определена Уставом Кукобойского сельского поселения.
Несанкционированное размещение бытовых и строительных отходов (свалок), расположенных на территории Кукобойского сельского поселения, свидетельствует о том, что администрация Кукобойского сельского поселения не выполняет установленные федеральными законами требования.
Непринятие администрацией Кукобойского сельского поселения мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно- эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга лиц - жителей Кукобойского сельского поселения и иных граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают негативное вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванное хозяйственной деятельностью.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. Аналогичные положения содержит и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Действительно имеются решения об отводе земельного участка под свалку и на территориях Семеновской и Кукобойской сельских администраций, вместе с тем, данный земельный участок «из земель колхоза «Мир» площадью 1,2 га» согласно заключения был выделен в аренду только « до 01.05.1992года», «на территории бывшего карьера за с. Семеновское» - « до 01.01.2000г.», данных, что указанные земельные участки зарегистрированы в Реестре, нет, как нет данных, что имеются договоры аренды на указанные земельные участки, которые можно использовать под свалку и в настоящее время, либо данных о продлении сроков использования указанных земельных участков под свалку; кроме того, из требований прокурора усматривается, что свалки расположены на ул. <адрес> ( где нет указания на свалку в карьере); и две свалки в 500 и 1000 метрах от <адрес> по направлению в г. Пошехонье (хотя в Заключении указан только земельный участок, расположенный в 1000метрах от <адрес>).
Анализируя материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по ликвидации объекта несанкционированного размещения бытовых и строительных отходов именно на администрацию поселения, поскольку именно на органы местного самоуправления возложена такая обязанность и законом определено, что именно к полномочиям поселений относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Кукобойского сельского поселения Ярославской области ликвидировать несанкционированное размещение бытовых и строительных отходов путем сбора и вывоза:
-свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора общим объемом ориентировочно 300 куб.м, размещенную в 200м от жилой застройки на земельном участке по адресу <адрес>;
- свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, общим объемом ориентировочно 300 куб.м, размещенную на земельному участке, расположенном по адресу <адрес> в 1 км от <адрес> по направлению в г. Пошехонье слева от дороги;
- свалку твердых бытовых отходов, общим объемом ориентировочно 200 куб.м, размещенную на земельному участке, расположенном по адресу <адрес> в 500м от <адрес> по направлению в <адрес> слева от дороги ;
в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Первомайский райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 03 ноября 2012года
Судья Т.Ф. Мартыненко