Дело №2-1419/2015 24 июня 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Румянцева Р.А.,
при секретаре Сосниной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кармакулова С. М. к Жданову Д. А., Булавиной Т. А. о признании незаконным договора купли-продажи от <Дата>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействующей государственной регистрации права общей долевой собственности от <Дата>, незаконной выдачи свидетельства,
установил:
истец Кармакулов С.М. обратился в суд с иском к ответчикам Жданову Д.А., Булавиной Т.А. о признании незаконным договора купли-продажи <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... от <Дата>, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра) о признании недействующей государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру ... от <Дата>, о признании незаконной выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности Булавиной Т.А.
В обоснование требований указал, что <Дата> совместно с матерью <К> заключил договор приватизации квартиры .... Между Ждановым Д.А., как собственником <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, и Булавиной Т.А. <Дата> заключен договор купли-продажи. Однако ни истец, ни его мать каких-либо сделок с жилым помещением не совершали. Полагает, что с учетом положений жилищного законодательства доля в жилом помещении не может являться объектом купли-продажи. Сведения, изложенные в пунктах 2, 6 договора купли-продажи, полагает несоответствующими фактическим обстоятельствам. При государственной регистрации сделки Управлением Росреестра были допущены нарушения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по аналогичным основаниям. Дополнительно пояснил, что свидетельство о регистрации права собственности на <***> доли в праве общей долевой собственности Булавиной Т. А. выдано с нарушением пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку заявление о регистрации и свидетельство содержат сокращения слов: кв. <№>, ул., д., <***> кв.м. Письменные пояснения истца приобщены к материалам дела.
Ответчики Булавина Т.А., Жданов Д.А., представитель Управления Росреестра, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Булавина Т.А. и Жданов Д.А. просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Управления Росреестра в представленном в материалы дела письменном отзыве иск не признал, указав, что доводы истца являются голословными и противоречат фактическим обстоятельствам. У истца отсутствуют права, которые нуждаются в защите и восстановлении, поскольку долю в праве общей долевой собственности сособственника истца - <К> (матери истца) после ее смерти унаследовала <В> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <Дата>. Законность возникновения и регистрации прав <В> была установлена вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30 марта 2010 года по делу № 2-1215/2010. В дальнейшем доля в праве была отчуждена в собственность ответчиков на основании законных, не оспоренных в судебном порядке сделок. Возможность приобретения права общей долевой собственности на основании сделок об отчуждении имущества предусмотрена статьями 218, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с нормами статьи 244 ГК РФ объектом гражданских прав, приобретенных по договору купли-продажи Булавиной Т.А., является квартира с определением доли в праве общей долевой собственности. В этой связи указание в свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права квартиры является правомерным. Оспариваемые действия Управлением Росреестра произведены в соответствии с законом. Действия, связанные с выдачей свидетельства о государственной регистрации права Булавиной Т.А. на квартиру как документа, подтверждающего право, также соответствовали требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вместе с тем, такой способ защиты права как признание незаконной выдачи свидетельства о государственной регистрации права отсутствует.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что между МП «Приват» и <К>, Кармакуловым С.М. <Дата> заключен договор, по условиям которого квартира ... передана в общую долевую собственность <К> и Кармакулова С.М. в равных долях. Данный договор зарегистрирован Бюро технической инвентаризации <Дата>.
<К> в лице представителя <В>, действующей на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Мамоновой Т.А. <Дата> (зарегистрирована в реестре за <№>), <Дата> обратилась с заявлением о регистрации права общей долевой собственности <К> в размере <***> доли на квартиру ..., представив пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним <Дата> внесена запись <№> о регистрации права общей долевой собственности Кармакуловой К.П. в размере <***> доли на квартиру ..., о чем правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от <Дата> серии <№> <№>.
После смерти <К> ее долю в праве собственности на указанную квартиру унаследовала <В> Архангельским областным центром регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним <Дата> зарегистрировано право общей долевой собственности <В>
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 30 марта 2010 года по делу № 2-1215/2010 исковые требования Кармакулова С.М. к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий по выдаче свидетельства о государственной регистрации права на <К>, отмене выданного свидетельства о государственной регистрации права на <В> и взыскании денежной компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что <Дата> <В> продала Жданову Д.А. <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру <***>. Переход права и сделка купли-продажи были зарегистрированы <Дата>. Жданов Д.А. <Дата> по договору купли-продажи продал Булавиной Т.А. <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру .... Переход права и сделка купли-продажи зарегистрированы <Дата>.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 ГК РФ. В силу положений указанной статьи такие способы защиты как признание незаконным договора купли - продажи, признание незаконной выдачи свидетельства о государственной регистрации права, признание недействующей государственной регистрации права общей долевой собственности отсутствуют.
По смыслу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно статье 166 ГК РФ, в редакции, действующей до 1 сентября 2013 года, сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу положений статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Обстоятельства дела и изложенные положения ГК РФ свидетельствуют о том, что заключенный <Дата> между Ждановым Д.А. и Булавиной Т.А. договор купли-продажи <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... прав Кармакулова С.М. не нарушает, поскольку стороной в сделке он не является.
Согласно пункту 3 статьи 250 ГК РФ при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
В этой связи доводы о нарушении преимущественного права покупки <***> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку положениями пункта 3 статьи 250 ГК РФ предусмотрен иной способ защиты указанного права.
В этой связи исковые требования о признании незаконным договора купли - продажи <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... от <Дата> удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав в силу положений пункта 1 статьи 2 ГК РФ регулируются названным кодексом.
Согласно статье 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права.
Объекты гражданских прав в силу положений статьи 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
В силу статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
С учетом указанных положений довод стороны истца о том, что <***> доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении не может быть объектом купли-продажи и такая сделка не подлежит государственной регистрации, признается судом необоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из материалов дела следует, что основанием для государственной регистрации права Булавиной Т.А. на жилое помещение послужило заявление от <Дата> покупателя Булавиной Т.А., а также продавца Жданова Д.А., являвшегося собственником <***> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру на основании договора купли-продажи от <Дата>, заключенного между ним и <В> Указанное заявление покупателя Булавиной Т.А. и продавца Жданова Д.А. соответствует установленным требованиям и содержит приложения, необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации права собственности.
Поскольку при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество заявителями были представлены предусмотренные законом документы, необходимые для ее проведения, у органа, уполномоченного на осуществление государственной регистрации, отсутствовали основания к отказу в ее проведении и в выдаче свидетельства о государственной регистрации права от <Дата>.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Ссылка стороны истца на то, что в поданном в Управление Росреестра заявлении покупателя Булавиной Т.А. и продавца Жданова Д.А. имеются сокращения слов, не влечет незаконность действий Управления Росреестра по выдаче свидетельства о государственной регистрации права от <Дата>, поскольку указанные общепринятые сокращения при наличии условного номера объекта, наличии письменного договора купли-продажи от <Дата>, не содержащего сокращений, не препятствовали Управлению Росреестра идентифицировать объект и субъектов сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 14 названного Федерального закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Следовательно, актом регистрирующего органа является государственная регистрация, но не свидетельство - документ, лишь отражающий сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и визуально подтверждающий наличие зарегистрированного вещного права. Признание незаконной выдачи свидетельства о государственной регистрации не влечет правовых последствий для истца, поскольку не влечет недействительность или прекращение зарегистрированного права. Свидетельство о государственной регистрации в соответствии с указанными правовыми нормами выступает в качестве документа, подтверждающего право.
Из изложенного следует, что заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кармакулова С. М. к Жданову Д. А., Булавиной Т. А. о признании незаконным договора купли-продажи <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... от <Дата>, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействующей государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру ... от <Дата>, о признании незаконной выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности Булавиной Т. А. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Румянцев
Дата составления мотивированного решения суда - <Дата>.