РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Туруханск 14 апреля 2014 года
Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Семенове А.П., с участием:
ФИО3 по доверенности от 10.04.2014 г. ФИО3
ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению ФИО3 об оспаривании решений ФИО4
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с заявлением в суд о признании незаконным и отмене решений Туруханского районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым досрочно были прекращены её полномочия депутата в связи с отставкой по собственному желанию, и решения № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым по причине досрочного прекращения её полномочий её депутатский мандат был передан следующему за ней по списку кандидатов в депутаты от политической партии «ЛДПР» кандидату ФИО5
Свои требования мотивирует тем, что она является депутатом Туруханского районного Совета депутатов, и 24 января 2014 года подала в этот орган заявление о сложении с себя полномочий депутата, обусловленное несогласием с политикой главы Туруханского района. Однако ДД.ММ.ГГГГ она уведомила Совет депутатов о том, что отзывает свое ранее поданное заявление об отставке. Несмотря на это, на состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ очередной сессии Совета депутатов были приняты оспариваемые ею решения, поданное ею заявление об отзыве своего заявления об отставке депутатами было проигнорировано. Считает, что указанные решения Совета депутатов о прекращении её полномочий и передаче вакантного депутатского мандата другому лицу противоречат положениям ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставу муниципального образования Туруханский район, нарушают её права как депутата, и права доверившихся ей избирателей, в связи с чем просит их отменить.
В судебное заседание заявитель ФИО3 не явилась, о дате и месте его проведения была извещена своевременно надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не представила.
Представитель заявителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы заявления поддержал по изложенным в нем основаниям.
ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования посчитала необоснованными, ссылаясь на то, что заявителем не представлено никаких доказательств того, какие её права и законные интересы нарушаются оспариваемыми им решениями. ФИО3, являясь депутатом Совета, на протяжении длительного времени по различным причинам не участвовала в работе этого органа, не являлась на сессии, что приводило к невозможности проведения сессий из-за отсутствия кворума. Не явилась заявитель и на сессию ДД.ММ.ГГГГ, где рассматривались поданные ею заявления о сложении депутатских полномочий, и об отзыве этого заявления, о причинах своей неявки Совет депутатов не уведомила. Принимая во внимание длительное неисполнение заявителем своих депутатских обязанностей, наличие правовой возможности замещения депутатского мандата следующим по списку избирательного объединения «ЛДПР» кандидатом, и согласие этого кандидата исполнять депутатские полномочия, с целью формирования работоспособного депутатского корпуса депутатами 12 голосами против 3 несогласных, и 1 воздержавшегося было принято решение о досрочном прекращении полномочий ФИО3. Считает, что указанное решение принято в установленном законом порядке, основания принятия такого решения имелись и права заявителя не нарушены, а потому следует отказать в удовлетворении требований ФИО3.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, и возражения по заявленным требованиям, согласно которых считает, что полномочия заявителя как депутата были прекращены на законных основаниях.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, выслушав ФИО3 и ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в РФ, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Федеральном Законе от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ)
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе, представительный орган муниципального образования.
Исходя из ч.3 ст.34 того же Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Устав Туруханского района, являющийся муниципальным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Туруханского района в интересах населения, принят районным Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
В соответствии с положениями ст.31 Устава муниципального образования Туруханский район Туруханский районный Совет депутатов состоит из 21 депутата, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании сроком на 5 лет, который исчисляется со дня избрания не менее двух третей от общего установленного числа депутатов.
Как установлено в судебном заседании – ФИО3 была избрана депутатом Туруханского районного Совета депутатов в составе партийного списка кандидатов от политической партии «ЛДПР» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала заявление в Туруханский районный Совет депутатов о сложении с себя депутатских полномочий, указав причиной этого несогласие с политикой главы Туруханского района (л.д.№). Заявление зарегистрировано в Совете депутатов ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала в Совет депутатов заявление об отзыве ранее поданного заявления об отставке, которое зарегистрировано в Совете депутатов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание очередной 27 сессии Совета депутатов, на которой рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО3 в связи с ранее поданным заявлением об отставке. Как видно из протокола заседания сессии – заявитель на заседании сессии отсутствовала, при этом в ходе обсуждения вопроса о ее отставке депутаты были осведомлены о наличии от неё и второго заявления, касающегося отзыва ранее поданного заявления об отставке (л.д.45)
Подпунктом 2 пункта 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в частности, в случае отставки по собственному желанию.
В соответствии с частью 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования – не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания.
Указанной норме корреспондирует закрепленное в статье 38 Устава муниципального образования Туруханский район положение о том, что отставка депутата принимается большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета на ближайшей сессии. Заявление депутата районного Совета о сложении полномочий не может быть отозвано после принятия решения районным Советом депутатов. Досрочно утративший свои полномочия депутат может вновь обрести их лишь в случае нового избрания.
Анализ указанных нормативных положений позволяет суду сделать вывод о том, что независимо от мотивов принятия депутатом решения о досрочном прекращении своих полномочий его волеизъявление в добровольном порядке может быть изменено, в частности, до принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий такого депутата.
Применительно к настоящему делу это означает, что депутат районного Совета ФИО3, подав ДД.ММ.ГГГГ заявление о сложении с себя полномочий депутата, вправе была данное заявление отозвать до принятия решения Советом депутатов о досрочном прекращении её полномочий.
Ссылки представителя районного Совета депутатов, а также представителя ФИО5 на то, что депутату достаточно изъявить желание о досрочном прекращении депутатской деятельности и с этого момента его полномочия как депутата прекращаются, основаны на неправильном толковании закона, поскольку в силу приведенных выше нормативных положений при наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления прекращение этих полномочий происходит не безусловно в день возникновения таких обстоятельств, а лишь после принятия данным органом решения в порядке и сроки, предусмотренные законом и уставом. С данным выводом согласуется и закрепленная в ст.38 Устава района норма о невозможности отзыва депутатом своего заявления об отставке после принятия Советом решения о такой отставке.
Доводы представителя Совета депутатов о том, что ФИО3 до подачи заявления фактически депутатскую деятельность не осуществляла, уклоняясь от участия в работе сессий, суд не приемлет как основание для вывода о прекращении её полномочий как депутата с момента подачи ею заявления об отставке, поскольку отставка депутата законом предусмотрена исключительно в случае изъявления им такого желания, и не является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение депутатом своих депутатских полномочий. В рассматриваемом же случае волеизъявление депутата ФИО3 о своей отставке было изменено, о чем подано соответствующее заявление в Туруханский районный Совет депутатов до начала работы очередной сессии Совета депутатов.
Основания сомневаться в достоверности подачи именно ФИО3 указанного заявления у депутатов отсутствовали, что видно и из протокола заседания 27 сессии депутатов.
При принятии решения суд учитывает также, что на 27 сессии обсуждались также вопросы о подаче аналогичных заявлений об отставке и их последующем отзыве депутатами ФИО6, ФИО7 и ФИО8, которые принимали участие в работе указанной сессии как действующие депутаты. В отношении указанных депутатов решение о досрочном прекращении их полномочий в связи с отставкой по собственному желанию принято не было, поскольку учитывалась последующая подача ими заявлений об отзыве заявлений об отставке по собственному желанию. Изложенное даёт основание суду сделать вывод о том, что при наличии одних и тех же правовых оснований для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с подачей ими заявлений об отставке по собственному желанию Туруханским районным Советом депутатов были приняты разные решения в отношении ФИО3 и вышеуказанных депутатов ФИО7, ФИО6 и ФИО8.
Согласно ст.37 Устава района все депутаты районного Совета пользуются равными правами и несут равные обязанности. В рассматриваемом же случае получается, что одна и та же правовая ситуация с подачей депутатами заявлений об отставке и последующем отзыве таких заявлений разрешалась Советом депутатов по-разному, в зависимости от явки таких депутатов на очередную сессию, что свидетельствует о нарушении Советом депутатов принципа равенства всех перед законом.
Фактически действия Совета депутатов в отношении ФИО3 в рассматриваемом случае являются мерой её ответственности за неявки на сессии, и другое её неучастие в работе представительного органа местного самоуправления, что противоречит требованиям закона и Устава района, поскольку законом отставка депутата при наличии к тому возражений депутата не предусмотрена.
Доводы представителя Совета депутатов о том, что указанное решение никоим образом не нарушает права заявителя, суд считает несостоятельными. Как установлено ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.38 Устава района – полномочия депутата органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно лишь в случаях, определенных законом. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Незаконное досрочное прекращение полномочий заявителя как депутата безусловно лишает её возможности беспрепятственного осуществления своих полномочий депутата, а потому подлежит судебной защите.
Таким образом, исходя из изложенных выше доказательств, суд находит принятое Туруханским районным Советом депутатов решение № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в связи с отставкой по собственному желанию незаконным, и подлежащим отмене.
Принимая во внимание, что следствием вышеуказанного незаконного решения явилось принятие Советом депутатов решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче вакантного депутатского мандата», которым вакантный депутатский мандат был передан следующему кандидату в депутаты от политической партии «ЛДПР» ФИО5, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению и требования заявления о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Туруханского районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Туруханского районного Совета ФИО3 в связи с отставкой по собственному желанию».
Признать незаконным и отменить решение Туруханского районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче вакантного депутатского мандата».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В.Вениченко